Основное Различие Между Указанными Единовременными Пособиями И Страховыми Выплатами При Смерти Военнослужащих

реализация сотрудником органов внутренних дел права на перерасчет ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью носит заявительный характер (перерасчет таких выплат за прошлое время до обращения сотрудника в уполномоченный орган с заявлением о перерасчете законом не предусмотрен);

право членов семьи сотрудника полиции и лиц, находившихся на его иждивении, на получение единовременного пособия возникает в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции (при определении размера единовременного пособия подлежит применению редакция закона, действовавшая на момент гибели (смерти) сотрудника полиции);

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Основное различие между указанными единовременными пособиями и страховыми выплатами состоит в причинах смерти военнослужащих. Если главным условием выплаты членам семей военнослужащих страховых сумм по обязательному государственному страхованию является смерть (гибель) военнослужащего в период прохождения военной службы, вне зависимости от того, где она произошла — на службе, в отпуске, на отдыхе и т.п., то основанием для выплаты единовременного пособия является наличие прямой причинно-следственной связи между смертью (гибелью) военнослужащего и исполнением обязанностей военной службы. При этом единовременные пособия выплачиваются дополнительно к страховым суммам по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих. Тем самым законодатель подчеркивает особую роль и значимость непосредственного выполнения военнослужащим служебного долга, предусматривая повышенные компенсационные выплаты в случае гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей.

Основное Различие Между Указанными Единовременными Пособиями И Страховыми Выплатами При Смерти Военнослужащих

11. Увольняемому с военной службы (военных сборов) военнослужащему в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы «военная травма» или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», либо «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» воинской частью выдается копия свидетельства о болезни, заверенная должностным лицом воинской части, и выписка из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части для представления их в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия.

Решением Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N ВКАПИ19-31, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 мая 2020 г. N АПЛ20-99, пункт 14 признан не противоречащим действующему законодательству в части указания «вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы «военная травма» или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», либо «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»

Не редки случаи, когда необходимо установить причинно-следственную связь между наступлением смерти и воинской службой умершего. Обычно спорные моменты возникают при выплате страхового возмещения умершим военнослужащим, страдавшим заболеванием, которое было получено в период их службы в войсках или в период прохождения воинских сборов.

Чтобы избежать ситуации при которой военнослужащий по тем или иным причинам не застрахует собственную жизнь на случай наступления смерти или вреда здоровью за него это делает министерство обороны или другое профильное министерство/орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная или военизированная служба, связанная с исполнением обязанностей в условиях повышенного риска. Основным страховщиком для МО РФ выступает « Росгострах » с которым заключается договор страхования одновременно с изданием приказа о зачислении военнослужащего на воинскую службу.

В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия, считаются:

  • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, военнослужащим, работником федеральной противопожарной службы;
  • родители сотрудника, военнослужащего, работника;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы, в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Страховые выплаты военнослужащим

  • Супруга или супруг усопшего;
  • Родители или усыновители;
  • Дедушка и бабушка при условии, что они содержали по причине отсутствия родителей в течение трех и более лет;
  • Отчим и мачеха, если они содержали его не менее пяти лет;
  • Несовершеннолетние дети;
  • Дети старше 18 лет, получившие инвалидность в детстве;
  • Дети в возрасте до 23 лет, учащиеся на очной форме обучения;
  • Подопечные усопшего.

Среди всех видов государственной службы, военная — занимает особенное место. Даже в мирное время жизнь и здоровье военнослужащих подвергается повышенному риску. Высокая смертность в результате постоянного контакта с источниками повышенной опасности, участие в локальных военных конфликтах, повышенные физические и психологические нагрузки влекут уход из жизни военнослужащих в расцвете сил. У них остаются не только родители, супруги, несовершеннолетние дети, но и неисполненные финансовые обязательства, которые в отсутствие источника дохода – денежного довольствия, тяжким бременем ложатся на оставшихся членов семьи. Стремясь оградить семьи военных от финансовых обязательств, обеспечить достойное воспитание и возможность обучения детей в случае гибели родителя, государство установило повышенные социальные гарантии в случае смерти или гибели военнослужащего.

Помимо страховой выплаты, как уже было указано выше, семьям военнослужащих производятся и другие выплаты. Отличаются как размеры указанных выплат, субъектный состав, так и условия их производства. До принятия Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Закон о денежном довольствии военнослужащих) условия, порядок и размеры указанных выплат устанавливал Закон о статусе военнослужащих. После принятия Закона о денежном довольствии военнослужащих именно он регулирует рассматриваемые вопросы. В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 руб. (с 1 января 2013 г., после индексации — 3165000 руб.). Часть 9 названной статьи устанавливает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение ежемесячной денежной компенсации. Рассмотрим субъектный состав и условия установленного ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих единовременного пособия. 1. Субъектный состав (кому в равных долях предусмотрена выплата пособия) определен ч. 11 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих как члены семьи военнослужащего. К ним данный Закон относит: 1) супруга (супругу), состоящих на день гибели (смерти) военнослужащего в зарегистрированном браке с ним; 2) родителей; 3) детей, не достигших возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. В данном случае необходимо обратить внимание на тот факт, что субъектный состав членов семьи, устанавливаемых Законом о денежном довольствии военнослужащих, в отличие от субъектного состава членов семьи, устанавливаемых Законом о статусе военнослужащих, содержит родителей, но не содержит лиц, находящихся на иждивении. Сравнивая же субъектный состав получателей единовременного пособия с категорией выгодоприобретателей по Закону о страховании военнослужащих, можно прийти к выводу, что этот состав несколько уже. 2. Отличаются и условия производства соответствующей выплаты указанного пособия. Выплата пособия производится лишь в том случае, если гибель (смерть) произошла при исполнении обязанностей военной службы. Перечень обстоятельств, которые законодательство Российской Федерации относит к исполнению обязанностей военной службы, установлен ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнение должностных обязанностей; в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; г) участие в учениях или походах кораблей; д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождение в служебной командировке; з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно; и) следование к месту военной службы и обратно; к) прохождение военных сборов; л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестное отсутствие — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Как и в случае со страховой выплатой, причинную связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, с последующей смертью военнослужащего до истечения года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов устанавливает военно-врачебная комиссия. Порядок назначения и выплаты указанного пособия, а также процедура его оформления устанавливаются ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы. Для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации указанный Порядок определяется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 «О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», устанавливающим, что единовременные пособия выплачиваются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих. Для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в организацию следующие документы: а) заявление от члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия; б) справку согласно приложению N 2 к утвержденному Порядку; в) копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части; г) копии рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений; д) заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением ими обязанностей военной службы; е) копию свидетельства о смерти военнослужащего; ж) копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим; з) копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности детям военнослужащего до достижения ими 18 лет; и) справку образовательного учреждения об обучении детей с указанием даты начала обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения). Нововведением (по сравнению с устанавливавшим ранее выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащего Законом о статусе) является установленная ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих ежемесячная денежная компенсация каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Размер указанной компенсации не является четко установленным, а определяется путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Когда идет речь о количестве членов семьи, имеются в виду члены семьи, которые в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих имеют право на получение указанной денежной компенсации. На настоящий момент размер такой компенсации для инвалида I группы составляет 14000 руб. Таким образом, для семьи из двух человек (включая погибшего) размер ежемесячной денежной компенсации составит 7 тыс. руб., для семьи из трех человек (включая погибшего) — 9333 руб. (4666 — на каждого), для семьи из четырех человек (включая погибшего) — 10500 руб. (3500 — на каждого) и т. д. Субъектный состав указанной денежной компенсации (лица, которые имеют право на ее получение) отличается от субъектного состава рассмотренной выше выплаты, предусмотренной ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Данная компенсация полагается: 1) супругу (супруге) погибшего (умершего) военнослужащего, достигших возраста 50 лет (для женщины) и 55 лет (для мужчины); 2) супругу (супруге) погибшего (умершего) военнослужащего, хотя и не достигших вышеуказанного возраста, но являющихся инвалидами; 3) каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего, достигших возраста 50 лет (для женщины) и 55 лет (для мужчины); 4) каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего, хотя и не достигших вышеуказанного возраста, но являющихся инвалидами; 5) детям погибшего (умершего) военнослужащего — до достижения ими возраста 18 лет, а в случае их обучения в образовательных организациях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; 6) детям погибшего (умершего) военнослужащего — пожизненно, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливают Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации» . ——————————— Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. В соответствии с п. 1 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы , в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов оформляются: ——————————— Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Как получить пособие на погребение

Заявление о возмещении расходов на похороны. Специальной формы заявления нет. Можно составить его дома в свободном виде, а можно написать на месте с помощью сотрудника, который принимает документы. Я составляла на месте. Заранее стоит подготовить реквизиты своей банковской карты.

Ксения, места на кладбищах даются по прописке.То есть только в том регионе где вы прописаны.иначе платно. Расходы на похороны возмещаются только если у вас доход ниже прожиточного минимума.Может в регионе автора все по-другому,но МО пособие 5946 только и остальное по доходам,но не более 8 тысяч.и эти суммы смешные.Я сама сотрудник ритуальной службы.Место(земля бесплатно),все остальное за денежки.У меня мама умерла в мае 2019 потратила 40 тысяч при условии,что все со скидкой было.А если без нее то 85.Уход в морге,подготовка 10500, копка 10900.Отпевание 9500.Гроб,что бесплатно дают(по гарантированному перечню) это ужас,естественно я отказалась,нормальный взяла он 35000 стоит. в Москве похороны стоят от 100 тысяч.

О выплатах ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

Ежемесячная денежная компенсация назначается органами социальной защиты населения по месту жительства военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. Пунктом 18 Правил установлено, что денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее.

Компенсация за болезнь приобретенную во время службы

Военная травма представляет из себя повреждение тела или психики при выполнении военнослужащим своих непосредственных обязанностей. Законодательством РФ предусмотрена как разовая компенсация ущерба здоровью (выплата в пределах 2 млн. военнослужащему по контракту, в пределах 1 млн. срочнику), так и на регулярной основе. Регулярные выплаты обоснованы приобретением инвалидности и в 2019 г. определены в размере:

Сумма, причитающаяся застрахованному лицу при тяжелом увечье, составляет 200 000 руб., при легком – 50 000 руб. Под увечьем подразумеваются травмы, контузии, ранения. При увечье, приведшим к инвалидности, размер страховых выплат составит от полумиллиона до полутора миллиона в зависимости от категории инвалидности.

При этом право на выплату — это не неотчуждаемое право. Ведь если родитель лишен родительских прав, то он лишается и ряда пособий. Значит, основания, по которым можно было бы лишить родительских прав, могут стать поводом и для лишения права на выплату. Но суды этот вопрос не устанавливали и не оценили ни доводы истицы о неучастии Бориса Тулегенова в воспитании сына, ни письменное обращение ее односельчан, ни наличие приговора по ст. 157 УК.

Обе инстанции заявительнице отказали. Не помогло даже письменное обращение в суд 77 жителей села Хомутово, где жила Мендыхан Истолина (редакция Закон.ру не нашла это село на картах Google). Они подтвердили, что Борис Тулегенов «не принимал участия в воспитании сына более 20 лет, не помогал ему ни материально, ни морально, уклонялся от выплаты алиментов». Впрочем, и сам ответчик не отрицал, что не участвовал в жизни умершего сына. Тем не менее суды решили, что доводы матери о злостном уклонении ответчика от родительских обязанностей «не нашли подтверждения». Родительских прав отец не был лишен, а исполнительный лист по взысканию алиментов Мендыхан Истолина отозвала сама. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность лишать одного их родителей права на выплаты в связи со смертью военнослужащего.

При увольнении досрочно в связи с невозможностью исполнять должностные функции в прежнем объеме служащий может заявить о необходимости предоставления ему жилой площади. Также может указываться на необходимость рапортования к постоянному месту жительства до направления на службу.

Состояние здоровья обязательно должно устанавливаться специальной медицинской комиссией. На основании ее решения, принятого при коллегиальном рассмотрении документов и исследований состояния здоровья врачами, издается приказ о досрочном увольнении с занесением сведений об этом в трудовую книжку.

Д. в установленном порядке в территориальный орган МВД России с заявлением для решения вопроса о выплате единовременного пособия не обращался.

Однако суд в нарушение предусмотренного в указанной инструкции порядка осуществления выплат в целях возмещения вреда здоровью в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа о выплате (об отказе в выплате) единовременного пособия удовлетворил заявленные требования, ограничившись лишь установлением в судебном заседании факта получения истцом травмы при исполнении служебных обязанностей.

Принимая во внимание, что суд признал за Д. право на выплату единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», без учета приведенных выше требований действующего законодательства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала незаконными и отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 года N 53-КГ14-14)

18. При определении размера утраченного денежного довольствия, из которого исчисляется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел, уволенного со службы в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, положения части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (коэффициент 54% с последующим увеличением) не применяются.

Е., проходившая службу в органах внутренних дел, обратилась в суд с иском к Управлению МВД России по Ростовской области о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением служебных обязанностей, и взыскании задолженности по этим платежам.

В обоснование своих требований Е. указала, что проходила службу в органах внутренних дел. 8 декабря 1986 года при исполнении служебных обязанностей она получила травму, в связи с чем ей впоследствии была установлена II группа инвалидности пожизненно по причине военной травмы. Вступившим в законную силу решением суда от 16 февраля 2005 года в пользу Е. с УМВД России по г.Ростову-на-Дону были взысканы пожизненно ежемесячные суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью. Однако ответчиком не был произведен перерасчет получаемых ею сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с изменением с 1 января 2012 года правового регулирования порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации.

Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на перерасчет суммы возмещения вреда, причиненного здоровью с 1 января 2012 года в связи с установлением новых окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 878) с учетом порядка, предусмотренного Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 590 (далее — Инструкция N 590).

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер утраченного заработка истца подлежит исчислению из оклада месячного денежного содержания и надбавки за выслугу лет, которые учитываются в размере, предусмотренном для расчета пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I), а именно в размере 54% от размера денежного довольствия в 2012 году, 56% — в 2013 году, 58,05% — с 1 октября 2013 года, 60,05% — с 1 января 2014 года, с увеличением на коэффициент 1,55.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой и апелляционной инстанций в части определения размера утраченного денежного довольствия исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, которые учитываются в размере, предусмотренном для расчета пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права к спорным отношениям.

Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Е. в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I «О милиции», согласно которому в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть 4 статьи 29 этого закона).

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», регулирующий в том числе и порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам. Статьей 55 этого закона признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I «О милиции».

Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (в редакции, действующей на момент обращения Е. в суд с исковым заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты и до 24 февраля 2015 года) в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, урегулирован в Инструкции N 590, исходя из пункта 17 которой (в редакции, действовавшей до 19 марта 2014 года) размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу данного приказа, определялся исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.

В силу пункта 2 приказа МВД России от 18 июня 2012 года N 590 выплаты, предусмотренные указанной выше инструкцией, производятся с 1 января 2012 года.

Таким образом, в пункте 17 Инструкции N 590 (в редакции, действовавшей до 19 марта 2014 года) урегулирован вопрос о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с созданием новой структуры денежного довольствия в системе Министерства внутренних дел и определен новый порядок расчета и размер выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года.

Размер оклада месячного денежного содержания и размер ежемесячной надбавки за стаж, применяемые для исчисления пенсии, определены в части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в силу которой для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I устанавливает, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период такое ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Таким образом, часть 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I определяет составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; часть 2 данной статьи предусматривает порядок расчета самой пенсии и механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и направлена на увеличение размеров пенсий.

Из содержания данной нормы следует, что установленное ею правовое регулирование в части размера денежного довольствия применяется исключительно для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года. Каких-либо положений, устанавливающих порядок определения размера утраченного денежного довольствия, из которого исчисляется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел, часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I не содержит. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 Инструкции N 590 (в редакции, действовавшей до 19 марта 2014 года).

Следовательно, применение судами первой и апелляционной инстанций к отношениям по исчислению размера ежемесячной денежной компенсации положений части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I является незаконным, нарушающим права Е. на полное возмещение вреда, причиненного ее здоровью в период прохождения ею службы в органах внутренних дел.

Судебная коллегия отменила судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

(Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2015 года N 41-КГ15-1; аналогичная правовая позиция содержится в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 года N 75-КГ15-1.)

Основное Различие Между Указанными Единовременными Пособиями И Страховыми Выплатами При Смерти Военнослужащих

Военнослужащие являются одной из самых социально защищенных групп населения. В случае гибели или смерти военнослужащего установлены самые высокие выплаты, которые могут выплачиваться по поводу потери кормильца семье или родственникам. Система, гарантирующая выплаты в случае смерти финансируется из двух источников: частично – за счет средств министерства Обороны РФ, частично – за счет выплаты страхового возмещения. Более 20 лет назад был принят закон № 52-ФЗ от 28.03.1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Чуть позже, в развитие положений закона – Постановление Правительства РФ № 855 от 29.07.1998 г. «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Эти нормативные акты гарантировали выплаты выгодоприобретателям – семьям и родным погибшего или умершего военного, призванного на действительную военную службу по призыву или проходящего службу по контракту. Спустя 17 лет положение об обязательном страховании было распространено на лиц, призванных на военные сборы (Приказ МО № 833 от 24.12.2015 г. «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы». Таким образом были уравнены все категории лиц, исполняющих гражданский долг по службе в вооруженных силах в период активной службы – по призыву или контракту, а так же находящихся в запасе, но периодически привлекаемых на сборы для повышения уровня боевой подготовки.

  • Гибели в результате воздействия поражающих факторов в период проходжения службы или военных сборов;
  • Смерти, наступившей не позднее одного года после увольнения со службы или окончания военных сборов явившейся результатом поражающего воздействия (ранения, контузии, травмы, отравления, облучения ионизирующими веществами), или заболевания, полученного в связи со службой или в период военных сборов.

С 1 января 2021 года изменились страховые выплаты и единовременные пособия военнослужащим и членам их семей

В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 70 “Об индексации в 2021 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы”

с 1 января 2021 года увеличены в 1,037 раза страховые выплаты и единовременные пособия, выплачиваемые военнослужащим в связи с получением увечий (травм), установлением инвалидности и членам их семей в связи со смертью (гибелью), предусмотренные Федеральным законом РФ 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Еще почитать --->  Обжалуется Ли Постановление Об Отказе В Возбуждении Уголовного Дела При Отсутствии Материалов Проверки?