Органы Предварительного Следствия В Российской Федерации, Их Задачи И Полномочия

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.

– изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный, опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает информационный бюллетень;

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Органы предварительного расследования преступлений

Требования (запросы), поручения следователя, предъявленные (направленные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. Неисполнение законных требований следователя или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законом.

Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Еще почитать --->  Какие факторы влияют на здоровье аккумуляторщика

Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Срок проведения предварительного следствия включает время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу [3].

  • возбуждать уголовное дело;
  • принимать уголовное дело к производству или направлять его прокурору;
  • собирать и исследовать доказательства;
  • устанавливать факт преступления и лица, виновного в его совершении;
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий;
  • давать органу дознания поручения о производстве следственных или иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, временном отстранении от должности, приводе, аресте, о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

11.27. Обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов.

11.29. Осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

Задачи, функции и система органов предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляют следующие основные функции: анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалисти-чеокую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Еще почитать --->  Характеристика на семью обучающегося с опекуном

Предварительное следствие

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

В последнем принципе обнаруживается отличие частной правоохранительной деятельности от всех видов государственной правоохранительной деятельности, с одной стороны, а с другой – наличие данной цели объединяет ее с предпринимательской деятельностью как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в таком качестве в установленном законом порядке.

Прекращается статус адвоката по следующим основаниям: личное заявление в письменной форме о прекращении статуса адвоката; вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным; смерть адвоката или вступление в законную силу решения об объявлении его умершим.

органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения) полиции; органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.

Органы предварительного следствия и органы дознания: история развития, виды, компетенция и задачи

Правом предварительного следствии также обладали земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины. Законом от 06 июля 1860 г. были введены судебные следователи, являвшиеся особыми должностными лицами судебного ведомства. В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами членов суда. К органам судебно-следственной власти относили также участковых судебных следователей.

Еще почитать --->  Защита прав потребителей экономический анализ

Таким образом, предварительное расследование преступлений осуществляется в форме дознания и предварительного следствия соответственно органами дознания и предварительного следствия. Органы предварительного расследования РФ функционируют в рамках Конституции РФ, уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов; их деятельность направлена на решение задач уголовного судопроизводства.

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)

В то же время нельзя сказать, что прокурорский надзор за следователем был полностью упразднен или низведен до уровня необязательных рекомендаций. Даже если не возвращаться более к постановлению о возбуждении уголовного дела и Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ, прокурор сохранил еще несколько значимых надзорных полномочий: по утверждению обвинительного заключения, возвращению уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому в порядке п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и др.

Следственные действия, т.е. действия, направленные на собирание доказательств (допросы, обыски и т.п.), могут совершаться любым членом следственной группы. Однако процессуальные решения в рамках уголовного дела принимаются исключительно руководителем следственной группы ( ч. 4 ст. 163 УПК РФ), причем решения не только о движении уголовного дела, но и о производстве следственных действий. В противном случае возникал бы риск «хаотизации» расследования и даже принятия по делу взаимоисключающих решений, когда один следователь прекращает дело, а другой составляет обвинительное заключение, один следователь решает произвести обыск, а другой не имеет об этом ни малейшего представления и т.д.