Особенности Судебной Защиты Граждан В Соц Обеспечениии

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Самозащита права – это какие-либо действия лица, имеющего субъективное право, связанное с защитой этого права от нарушения. Самозащита может применяться при следующих условиях: способ защиты должен соразмеряться нарушению; лицо, осуществляющее защиту собственного права, должно быть бесспорным по отношению к его обладателю; самозащита не должна выходить за пределы необходимых для защиты действий.

Самозащиту можно рассматривать, как возможность контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан. Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной, законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.

Особенности Судебной Защиты Граждан В Соц Обеспечениии

Наряду с этим в качестве формы защиты выступает административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы. Например, п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, предусматривает, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро [13].

Защите субъективных прав, свобод и законных интересов посвящено немало исследований, проводимых представителями науки в самых различных отраслях права. Тем не менее вряд ли можно говорить о том, что данное правовое явление и составляющий его содержание инструментарий достаточно полно исследованы в праве социального обеспечения, нормы которого регулируют одну из самых конфликтных сфер общественных отношений, где сталкиваются финансовые и иные интересы государства и конституционные права граждан на социальное обеспечение. Более того, ни один нормативный правовой акт по праву социального обеспечения, в отличие, например, от гражданского и трудового права, не содержит перечень способов защиты прав и свобод граждан в рассматриваемой области.

Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение Коростелева Юлия Александровна

5. Срок обращения в суд за защитой с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений органов социального обеспечения, установленный ГПК РФ, необходимо увеличить до 6 месяцев, что способствовало бы более эффективной защите прав граждан, в том числе и права на социальное обеспечение.

Еще почитать --->  Ответственность За Неявку А Кдн

Вступив в Совет Европы и ратифицировав в марте 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод , Россия присоединилась к Европейской системе охраны прав человека, включающей в себя не только обязанность охранять и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы, но и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Дополнительно 14 июля 2015 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ № 21 -П [104] , которым установлено, что если государственные органы, на которые возложена обязанность по обеспечению выполнения РФ международных договоров, либо суды при пересмотре дел в связи с принятием ЕСПЧ постановлений, которыми констатируется нарушение в РФ прав и свобод человека при применении закона, приходят к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, должны обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона. Суды к тому же должны приостановить производство по соответствующему делу. При этом следует обратить внимание на весьма важное положение, содержащееся в этом постановлении Конституционного Суда РФ: участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета; Европейская Конвенция о защите прав человека и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции РФ.

В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 [111] [112] , мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу законов и иных нормативных актов.

Особенности Судебной Защиты Граждан В Соц Обеспечениии

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что В. по достижении возраста 18 лет утратила статус ребенка-инвалида и перестала относиться к категории предусмотренных названным постановлением граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.

Судебные инстанции указали, что субъект Российской Федерации в лице Забайкальского края, не предусмотрев в бюджете Забайкальского края в 2017 году расходы на реализацию положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», произвольно отказался от исполнения государственных публично-правовых обязательств по осуществлению имеющей целевое назначение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, что является недопустимым.

Особенности Судебной Защиты Граждан В Соц Обеспечениии

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

12 По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений ст. 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. № 854-О. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

В настоящее время принято большое количество законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу социального обеспечения, но граждане часто сталкиваются с нарушением прав и законных интересов, обнаруживая проблемы не только правоприменительного, но и правотворческого характера. Конституционный Суд РФ, занимая особое положение в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в такой ситуации имеет возможность влиять на приведение нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ, изменять практику применения норм; оказывая помощь законодателю в проведении качественного законодательного регулирования, органам исполнительней и судебной власти — в успешной реализации их полномочий, гражданам — в свободном осуществлении прав и защите их законных интересов.

Еще почитать --->  Часы работы пополнить соц кату на купоской уфа

Разрешение споров в области социального обеспечения

В статье отмечается, что действующим законодательством специально уполномоченный орган по защите социально-обеспечительных прав не предусмотрен. Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время выполняют судебные органы. Вместе с тем развитие досудебных процедур разрешения споров в области социального обеспечения может способствовать более эффективной охране такого права. Автором рассматриваются законодательные инициативы в этой области. Анализируется судебная практика о компенсации морального вреда и проблема денежного определения размера такого вреда в случае нарушения права на социальное обеспечение, высказаны предложения по устранению и преодолению дефектов закона.

The article notes that the current legislation does not establish a specially authorized body for the protection of social security rights. The judiciary now plays a key role in protecting the citizen’s right to social security. However, the development of pre-trial dispute resolution procedures in the field of social security may contribute to more effective protection of this right. The author considers the work of the legislator in this direction. The article analyzes the judicial practice in the field of compensation for moral damage and the problem of monetary determination of the amount of such damage in case of violation of the right to social security, offers to overcome the defects of the law.

Особенности Судебной Защиты Граждан В Соц Обеспечениии

Думается, следует согласиться с выделением двух видов форм защиты прав и законных интересов – юрисдикционной формы, когда речь идет о деятельности предусмотренных законом органов по защите прав, и формы неюрисдикционной, когда граждане и объединения граждан осуществляют самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы [5, с. 746–750]. Способами защиты, в свою очередь, выступают определенные действия, не запрещенные законом, направленные на защиту нарушенного субъективного права или признание законного интереса. Представляется, что оформленные результаты таких действий представляют собой меры защиты, к которым можно отнести, например, восстановление нарушенного права, пресечение противоправных деяний, признание акта нормотворчества, не подлежащего применению, и т.п.

Юридическая наука не дает однозначного определения и соотношения между собой форм, способов и мер защиты как правовых категорий. Иногда учеными отождествляются формы и способы защиты и, называя те или иные формы защиты, они подразумевают под ними также и способы защиты [1, с. 114]. В некоторых случаях представители науки разграничивают между собой инструменты защиты и полагают, что форма защиты должна указывать на то, кто осуществляет право на защиту, в то время как способ – «как тот или иной субъект защиты это делает, посредством каких мер» [9, с. 35]. Еще одну позицию можно сформулировать как разграничение не только форм и способов защиты, но и мер защиты [7, с. 49, с. 54–59; 4, с. 252].

Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Соответствующие структуры создаются в органах ПФР. В Исполнительной дирекции ПФР создано Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей. На управляющих отделениями ПФР в субъектах РФ возложена обязанность по формированию подразделений по работе с обращениями граждан.

Отчёт по учебной практике по специальности «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования (СПО 40.02.01). Тема учебной практики: «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» Место прохождения практики: Городское Управление Пенсионного фонда РФ. В ходе освоения программы учебной практики выполнялись следующие виды работ: – изучение особенностей подготовки административных исковых заявлений; – наблюдение за ходом судебных заседаний по гражданским и административным делам; – изучение особенностей подготовки жалоб по делам об административных правонарушениях; – усвоение тактики защиты в различных видах судопроизводства; – изучение особенностей подготовки ходатайств по отдельным вопросам судебных разбирательств. Требования к отчёту: Отчёт должен состоять из 5 глав, соответствующих выполненным видам работ. Объём каждой главы составляет не менее 5-6 страниц. Общий объём отчёта 25-30 страниц. Проверка на плагиат не требуется. Требования к форматированию: Шрифт — Times New Roman. Размер шрифта – 14. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста – по ширине поля. Абзацный отступ – 1 см

Еще почитать --->  Как выйти из декрета

Споры в праве социального обеспечения

1.1. Споры, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для назначения пенсии. К числу таких юридических фактов можно отнести наличие общего и специального страхового стажа, выслуги лет, достаточных для назначения соответствующего вида пенсии; наличие инвалидности, ее группа и причина; факт нахождения на иждивении; факт смерти лица и другие. На этот вид споров следует обратить особое внимание. Хотя предмет таких споров непосредственно не относится к виду социального обеспечения, данные споры возникают в связи с социальным обеспечением. Юридический факт сам по себе не представляет интереса, однако установление такого факта будет основанием для возникновения отношений по социальному обеспечению. Юридические факты могут устанавливаться как самостоятельно, так и в процессе рассмотрения спора о назначении пенсии.

Понятие и виды споров вытекающих из пенсионных правоотношений. Порядок оспаривания в суде решений Пенсионного фонда Российской Федерации. Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой пенсий.

В итоге Суд признал положения подп. 1 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, устанавливающие для матерей инвалидов с детства условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в той мере, в какой оно исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста без матерей, не соответствующим Конституции и подлежащим отмене (изменению).

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных). Истцы по искам о взыскании пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.). Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.

Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию социальных рисков. Защита прав и интересов граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.