Ответственность Депутата Местного Самоуправления

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Ответственность Депутата Местного Самоуправления

Согласно ст. 255 Гражданско-Процессуального Кодекса РФ могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих. Но суть дела в том, что депутат не выступает единолично в качестве органа местного самоуправления или должностного лица. Обусловлено это тем, что депутат является членом коллегиального органа – представительного органа муниципального образования. Соответственно, с одной стороны, все решения принимаются им не единолично, а посредством голосования всех депутатов и, по общему правилу, для принятия решения требуется большинство голосов. С другой стороны, за решения, принятые представительным органом, ответственность наступает не перед населением, а исключительно перед государством (ст. 73 ФЗ-131).

Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством РФ для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства. По общему правилу она налагается вышестоящим должностным лицом в отношении лица, находящегося у него в подчинении, а не в судебном порядке, но депутат муниципального образования не относится к должностным лицам. Дисциплинарная ответственность депутатов является специальной дисциплинарной ответственностью, поскольку их трудовые функции связаны с особыми условиями труда, и регламентируется такая ответственность на муниципальном уровне специальным нормативным актом − регламентом представительного органа.
Поэтому привлечение депутата к дисциплинарной ответственности если и возможно, то исключительно в соответствии с регламентом представительного органа. Разумеется, в данном случае привлечение к ответственности депутата производится представительным органом. Но это не судебный порядок привлечения к ответственности, и он осуществляется не населением, а депутатским корпусом. Поэтому население очевидно не может отозвать депутата за дисциплинарный проступок.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 — 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 — 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Еще почитать --->  Через сколько дней выставляют решение апелиционного суда

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40)

В 2019 году председателем представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, избран сроком на 5 лет депутат представительного органа муниципального района – глава сельского поселения данного муниципального района. В 2020 году в связи с истечением срока полномочий в качестве главы сельского поселения, данное лицо вновь было избрано главой сельского поселения. При этом полномочия в качестве председателя представительного органа муниципального района и депутата данного органа у него не прекращались. Допустимо ли это?

Глава муниципального округа избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Он исполняет полномочия главы муниципального образования на постоянной основе. Является ли он депутатом, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе?

В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для утверждения законом субъекта Российской Федерации, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны: направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений; направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором; принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 40

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Еще почитать --->  Есть ли льготы по вывозу бытовых отходов в саратовской области для ветеранов труда

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

1) если указанным субъектом будет издан нормативный акт, противоречащий Конституции и иным законам, и если соответствующий суд установит наличие данных противоречий. Однако стоит подчеркнуть: если должностным лицом в двухмесячный срок с того момента, как решение суда вступило в законную силу (срок по решению суда может быть иным), предпримет все надлежащие меры по его исполнению, то оно не будет нести ответственности перед государством[3];

Итак, суть любой ответственности заключается в наступлении для субъекта неблагоприятных правовых последствий, вследствие принятого им неправомерного решения, совершение противоправного действия, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Какие же цели преследует законодатель, устанавливая для должностных лиц и органов местного самоуправления различные виды ответственности? Это, прежде всего, обеспечение деятельности вышеперечисленных субъектов строго в интересах населения: как отдельных граждан, так и общества в целом.

Ответственность Депутата Местного Самоуправления

Вторую группу прав представителей депутатского корпуса составляют права депутатов участвовать в работе постоянных и временных комиссий муниципального собрания, членом которых он является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений; принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Практическое значение законодательного определения понятий «правовой статус депутата» представительного органа муниципального уровня состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения. Правовой статус депутата органа местного самоуправления — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий.

Ответственность депутатов представительных органов муниципального образования в Южном Федеральном округе

Депутат — это лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения муниципального образования, либо делегированный из состава представительного органа поселения, или являющимся главой поселения для представления интересов поселения в представительном органе муниципального района.

Следующей инстанцией ответственности, перед которой несет ответственность депутат, является представительный орган. Не стоит останавливаться на доказательствах того, что основания по данной линии ответственной зависимости не должны дублировать основания ответственности депутата перед избирателями. Четкое разграничение институтов — одно из главных условий обеспечения их действенности и защиты человека от произвола. Практически речь идет об одном основании, которое можно выразить обобщенно или разделить на несколько. Сформулировать общее основание можно следующим образом: несоблюдение установленных правил работы представительного органа местного самоуправления. Депутат, представляя избирателей, одновременно обязан считаться с правилами работы представительного органа. Представительный орган местного самоуправления — это коллегиальный орган власти, механика работы которого основана на «сочетании представительства с членством». «Правила» обеспечивают такое сочетание. Основание ответственности — означает соблюдение дисциплины, без которой не один коллегиальный орган работать не в состоянии. Коллегиальность по своему содержанию предполагает коллективность разработки и принятия решений, а по форме — определенные правила работы, о которых договариваются члены коллегиального органа или, которые устанавливаются законом.

Еще почитать --->  Если умерший военный пенсионер нужно ли извещать о смерти минестерство обороны

Вместе с ходатайством о регистрации инициативной группы в избирательную комиссию города должен быть представлен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву, документ, подтверждающий факт уведомления отзываемого лица, копия судебного решения или официальная информация о наличии такого судебного решения. При затруднении в получении судебного решения или официальной информации, инициативная группа представляет в избирательную комиссию города ходатайство об истребовании необходимых материалов.

Инициативная группа обязана в письменном виде уведомить отзываемое лицо о времени и месте проведения собрания, на котором планируется инициировать процедуру отзыва, не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания. Отзываемое лицо вправе присутствовать на собрании инициативной группы и дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва.

Ответственность депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

Муниципально-правовая ответственность выражается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях неимущественного характера- лишения права самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения; лишения права участвовать в решении вопросов местного значения и др.

Однако отзыв депутата, не применяется в том случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Некоторые проблемы привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления

  • уклонения от уплаты налогов;
  • сокрытия доходов;
  • незаконного предпринимательства;
  • злоупотребления полномочиями;
  • нарушения правил охраны труда;
  • мошенничества;
  • кражи;
  • нанесения побоев;
  • умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести;
  • применения насилия в отношении сотрудников милиции;
  • незаконных действий в отношении арестованного;
  • получения взятки.

На практике возникает немало проблем, связанных с применением норм материального и процессуального права в ходе привлечения упомянутых лиц к уголовной ответственности. Нередко возникают дополнительные трудности, связанные с обеспечением исполнения обязанностей лиц, которые отстранены от должности решением суда в связи с расследованием уголовного дела (в порядке ст. 114 УПК РФ). Довольно известными являются такие проблемные ситуации, имевшие место в Тольятти (Самарская область) и Рыбинске (Ярославская область) .

2. Процедура отзыва должна быть усложненной по отношению к процедуре выборов. Голосование по отзыву должно назначаться лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица. Отзыв может иметь место лишь по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления возможен только в том случае, если это указано в уставе муниципально­го образования. Порядок отзыва должен регулироваться зако­ном субъекта РФ. Однако отсутствие такого закона не препят­ствует муниципальным образованиям регулировать своими уставами и принимаемыми в соответствии с ними иными нор­мативными актами вопросы отзыва выборных лиц местного самоуправления.