Первичная Проверка Материалов Ревизии И Инвентаризации При Решении Вопроса О Возбуждении Уголовного Дела

Особенности предварительной проверки первичных материалов о присвоении и растрате при решении вопроса о возбуждении уголовных дел

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, закреплены в ст. 24 УПК РФ как основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. В соответствии с требованиями УПК РФ при наличии оснований, указанных в части первой ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено. Следовательно, указанные основания подлежат выяснению в ходе проведения предварительной проверки первичных материалов о преступлении.

К заявлениям о преступлении по изученным уголовным делам, как правило, прилагались материалы инвентаризаций товарно-материальных ценностей или документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, проведенных по инициативе руководства учреждений и организации; заверенные копии приказов о приеме на работу, перемещении по должности и увольнении того или иного материально ответственного лица; копии приказов об утверждении инструкции с должностными обязанностями материально ответственных лиц; заключения и материалы проведенных служебных и ведомственных проверок; копии первичных бухгалтерских документов (счетов-фактур, платежных поручений, приходных и расходных кассовых ордеров, накладных на получение товарно-материальных ценностей, квитанций); копии ветеринарных свидетельств; а также копии материалов уголовных дел, из которых было выделено уголовное дело, и материалы проверочной закупки при проведении оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности отдельных лиц.

Первичная проверка материалов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

2. Имеется достоверная информация о предлагаемом преступнике, но он скрылся. Следствие располагает информацией относительно возраста, пола, о внешних чертах преступника, его особых приметах. Основаниями для выдвижения версии о конкретном преступнике, совершившем квартирную кражу, являются: непосредственное указание свидетелей, потерпевшего на определенное лицо; факт обнаружения украденного имущества у конкретного лица.

Уголовные дела о хищениях обычно возбуждают по материалам плановых и внеплановых ревизий, инвентаризаций и иных проверок, выявивших недостачи либо излишки денег или материальных ценностей, по заявлениям представителей общественности или граждан, по сообщениям должностных лиц, органов печати, по материалам расследования других преступлений, а Также в результате непосредственного обнаружения органом дознания признаков хищения. В большинстве случаев при решении вопроса о возбуждении уголовного дела проводят предварительную проверку. Такая проверка состоит в истребовании документов, подтверждающих или опровергающих изложенные в первичных материалах данные, получении объяснений от отдельных лиц, изучении технологии производства или характера деятельности объекта, на котором, как указывается в первичных материалах, совершено хищение, изучении нормативов, регламентирующих деятельность организации, и особенностей ее деятельности и связанных с ней организаций, изучении товаре- и документооборота этого объекта, организации и проведении выборочных инвентаризаций, ревизий, проверке состояния учета хранения, расходования товарно-материальных ценностей, отчетности и т. д. Следователи могут осуществлять предварительную проверку с помощью работников отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭПа), использующих для этого свои оперативно-розыскные средства и методы. В процессе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • наличие проверенной информации о конкретных фактах хищений и злоупотреблений должностных и материально-ответственных лиц, требующей проверки всей деятельности организации или ее структурных подразделений (или индивидуального предпринимателя);
  • обнаружение органами милиции документальных и фактических несоответствий, которые могут быть установлены только ревизионными методами;
  • выявление при инвентаризации крупных недостач или излишков, если материалы этой инвентаризации не проверялись ревизионным путем ранее;
  • задержание с поличным материально-ответственных, должностных или иных причастных лиц при совершении хищения.
Еще почитать --->  Время исполнения банком судебного приказа

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Доследственная проверка — это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Гордиев узел доследственной проверки

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.
Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

В нашей практике есть случаи, когда налоговая пришла с выездной проверкой в компанию и доначислила более 50 млн руб. Против директора возбудили уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Причина — связь компании с фирмами-однодневками, из-за чего, по мнению следователей и налоговой, налогоплательщик не доплатил налоги.Однако нам удалось доказать, что директор не виноват, и добиться прекращения уголовного дела. Ранее он уже обращался к нам за услугой комплексной защиты директора, благодаря чему в компании действовали:

  • Положение о договорной работе.
  • Положение о должной осмотрительности.
  • Положение о выборе контрагентов и другие документы.

В нашем случае директор не выбирал контрагентов. Он контактировал лишь с контрагентами-заказчиками, а не поставщиками. Поставщиков искали и проверяли другие сотрудники компании. Поэтому директор не мог нести никакой ответственности за то, что некоторые контрагенты оказались сомнительными.

  • два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  • 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;
  • месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.

Уголовные дела о хищениях обычно возбуждают по материалам плановых и внеплановых ревизий, инвентаризаций и иных проверок, выявивших недостачи либо излишки денег или материальных ценностей, по заявлениям представителей общественности или граждан, по сообщениям должностных лиц, органов печати, по материалам расследования других преступлений, а Также в результате непосредственного обнаружения органом дознания признаков хищения. В большинстве случаев при решении вопроса о возбуждении уголовного дела проводят предварительную проверку. Такая проверка состоит в истребовании документов, подтверждающих или опровергающих изложенные в первичных материалах данные, получении объяснений от отдельных лиц, изучении технологии производства или характера деятельности объекта, на котором, как указывается в первичных материалах, совершено хищение, изучении нормативов, регламентирующих деятельность организации, и особенностей ее деятельности и связанных с ней организаций, изучении товаре- и документооборота этого объекта, организации и проведении выборочных инвентаризаций, ревизий, проверке состояния учета хранения, расходования товарно-материальных ценностей, отчетности и т. д. Следователи могут осуществлять предварительную проверку с помощью работников отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭПа), использующих для этого свои оперативно-розыскные средства и методы. В процессе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

Для возбуждения уголовного дела может быть проведена проверка. Проверка может выразиться в истребовании справок и иных материалов, необходимых для принятия решения по поступившему сообщению о преступлении, в получении объяснений, выполнении оперативно-розыскных мероприятий, в организации проведения ревизий и документальных проверок, т.е. в совершении действий, как правило, непроцессуального характера.

Нередко возникает необходимость в назначении судебных экспертиз. В зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого события экспертизы разрешают самые разнообразные вопросы. Иногда назначение одних экспертиз зависит от выводов других. Поэтому при планировании расследования следователю необходимо так разработать последовательность всех следственных действий, чтобы не было несвоевременного получения материалов необходимых экспертам.

  • задержание с поличным;
  • личные обыски задержанных, обыски по местам их работы и жительства, наложение ареста на имущество расхитителей;
  • выемка документов, их осмотр;
  • выемка и осмотр предметов, могущих быть вещественными доказательствами, осмотры производственных и складских помещений, различного оборудования;
  • допросы подозреваемых;
  • допросы свидетелей;
  • организация инвентаризаций и ревизий.

По своему правовому значению обвинительный акт равнозначен постановлению о привлечении лица в качестве обвиняемого, так как с момента составления обвинительного акта подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. В формулировке обвинения по ст. 177 УК РФ следует обратить внимание на обязательное указание времени и места совершения преступления.

Порядок предоставления кредитов регулируется рядом нормативных актов, например Положением Центрального банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

Статья 146 УК РФ

Таким образом, максимальный срок проверки составляет 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. После истечения указанного срока лицо, в производстве которого находится материал проверки, должно принять одно из трех решений, указанных в ст. 145 УПК РФ, а именно: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

Однако истечение 30 суточного срока вовсе не означает, что проверочных мероприятий больше осуществляться не будет, так как прокурор, руководитель следственного органа может отменить вынесенное постановление в пределах своих полномочий и направить материал на дополнительную проверку.

Уголовка по налоговым преступлениям: основания, алгоритм действий СК и налоговой

  • два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  • 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;
  • месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.

В нашей практике есть случаи, когда налоговая пришла с выездной проверкой в компанию и доначислила более 50 млн руб. Против директора возбудили уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Причина — связь компании с фирмами-однодневками, из-за чего, по мнению следователей и налоговой, налогоплательщик не доплатил налоги.Однако нам удалось доказать, что директор не виноват, и добиться прекращения уголовного дела. Ранее он уже обращался к нам за услугой комплексной защиты директора, благодаря чему в компании действовали:

  • Положение о договорной работе.
  • Положение о должной осмотрительности.
  • Положение о выборе контрагентов и другие документы.

В нашем случае директор не выбирал контрагентов. Он контактировал лишь с контрагентами-заказчиками, а не поставщиками. Поставщиков искали и проверяли другие сотрудники компании. Поэтому директор не мог нести никакой ответственности за то, что некоторые контрагенты оказались сомнительными.

В некоторых государствах право следователя назначать ревизию было прямо предусмотрено в законодательстве (например, ст.70 УПК РСФСР). К сожалению, в УПК Республики Казахстан такой способ получения доказательств (посредством производства ревизии) правовой регламентации не имеет. Этот пробел в законодательстве нередко приводит к нежелательным последствиям. Отсутствие правовой регламентации производства ревизии в УПК не обеспечивает единства действия следователей — лично выбирать ревизоров соответствующей квалификации; формулировать четкие задания ревизорам; обеспечить сохранность выявленных документов, имеющих значение для дела; определить и контролировать сроки работы ревизоров и т.д. 1

Следователь в целях собирания доказательств может потребовать проведения внеплановой ревизии по находящемуся в его производстве делу. Свое требование о производстве ревизии следователь выражает в форме постановления, которое он направляет соответствующему должностному лицу, правомочному назначить ревизию.

Для первоначального этапа расследования характерны следующие основания к возбуждению уголовного дела: 1) по оперативно-розыскным данным аппаратов ОБЭПа; 2) по официальным материалам (чаще всего по материалам инвентаризаций и ревизий, контрольным закупкам); 3) при задержании расхитителей с поличным, проведенном без какой-либо предварительной проверки; 4) по материалам СМИ, заявлениям граждан. При этом складываются различные следственные ситуации.

При этой ситуации планируются и проводятся следующие первоначальные следственные действия: а) осмотр и выемка документов, относящихся к операции, признанной ревизией необоснованной; б) допросы лиц, ответственных за выявленные ревизией злоупотребления; в) обыски у этих лиц с целью обнаружения предметов и документов, могущих быть вещественными доказательствами, а также имущества, подлежащего конфискации по приговору суда; г) допросы свидетелей, указанных в материалах ревизии.

Первичная Проверка Материалов Ревизии И Инвентаризации При Решении Вопроса О Возбуждении Уголовного Дела

Порядок проведения ревизий (проверок), проводимых по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных, правоохранительных и судебных органов по организации и проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей14.

При необходимости проведения повторных или дополнительных ревизий по материалам, поступившим в правоохранительные и судебные органы, такие ревизии проводятся тем контрольно — ревизионным органом, который первоначально проводил ревизию, или его вышестоящим органом.

Проверка материалов до возбуждения уголовного дела: основания, цели, пределы, сроки, способы

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

2) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство осмотра места происшествия (ст. 176 УПК), осмотра трупа (ст. 178 УПК), освидетельствования (ст. 179 УПК).