Чем лесной кадастр отличается от земельного кадастра

Государственный кадастровый учет лесных участков

С принятием указанных нормативных актов исчез институт лесного кадастра, имеющий более чем 400-летнюю историю существования в России. Лесной кадастр появился в силу объективной необходимости получения сведений о лесах, необходимых для кораблестроения. Регулярный лесной кадастр зарождается в России именно в ходе Петровских реформ. Допетровские описания лесов, сохранившиеся в писцовых книгах XVI — XVII вв., представляли собой общие материалы, описывавшие приблизительное расположение лесных массивов. Первые опыты петровского кадастра относятся к 1698 — 1701 гг., когда были обследованы и описаны лесные массивы под Воронежем. К началу 1730-х гг. лесной кадастр приобретает сложившуюся форму, и в это время предпринимаются первые работы по картографированию корабельных лесов. К 1750 — 1760 гг. в лесной кадастр прочно входит картографическая составляющая. Происходит разделение охраняемых лесов на три категории: корабельные леса, леса, приписанные к горным заводам, находящиеся в ведении Берг-коллегии, и леса засечных черт. К 1790 г. массивы строевых лесов были описаны и картографированы. К концу XVIII в. при передаче управления лесами в ведение Министерства финансов в Лесном департаменте числится 4549 адмиралтейских лесных карт губерний и уездов и атласы восьми губерний. Так, лесной кадастр прочно закрепляется в государственной практике. Складываются та форма лесного кадастра и тот порядок управления лесами, которые с незначительными изменениями просуществовали до второй половины XIX в. и даже до современного периода .
———————————
См.: Каримов А.Э. Докуда топор и соха ходили: Очерки истории земельного и лесного кадастра в России XVI — начала XX века. М.: Наука, 2007.

В ходе проведения кадастрового учета лесных участков часто возникают практические проблемы. Так, несмотря на разрешение для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки до проведения кадастрового учета лесных участков присваивать лесным участкам условные номера, мало кто проводит такую процедуру. Причина заключается в том, что она довольно трудоемкая, занимает много времени: необходимо взять весь ранее учтенный лесной массив (которому может принадлежать один кадастровый или условный номер), разделить его (выделять тот участок, который необходим), поставить на кадастровый учет разделенные участки, затем регистрировать на них право собственности. Также часто встречаемыми проблемами при проведении кадастрового учета, особенно при межевании, являются: несовпадение границ участков лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, с границами в натуре; несовпадение площади лесных участков по материалам лесоустройства с площадью лесного участка, полученной после межевания; пересечение лесными участками границ муниципальных районов (границы лесничеств, в состав которых входят лесные участки, не всегда совмещаются с границами муниципальных образований, а проходят по границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей ); принадлежность лесных участков к землям разных категорий (обычно это случается в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда) и др.
———————————
Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // БНА. 2008. N 28.

Здесь же то основание, которое послужило причиной добавления 10-й, по-моему, части в 70-ю статью относительно того, что может осуществляться кадастровый учёт части лесного участка. Связано это с тем, что допускается предоставление в таком виде лесных участков – не целиком, без формирования целого лесного участка, а только его части.

Образование земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в Лесном кодексе назвали «проектирование лесных участков». Слово «образование» практически не звучит. Проектирование лесных участков в соответствии со статьёй 71-й прим. 1 должно осуществляться на основании проектной документации лесных участков.

Еще почитать --->  Естественное движение населения брак и разводы

Чем лесной кадастр отличается от земельного кадастра

Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любого земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.

Поскольку часть полномочий по лесоустройству передали регионам, некоторых из них начали публично размещать заказы на лесоустроительные работы, пытаясь привлечь средства внебюджетных источников. В частности, в Московской, Тверской, Ярославской, Калужской и Ивановской области арендаторы активной участвую в процессе постановки своих участков на кадастровый учет.

Заявление об исправлении технической ошибки может быть подано заявителем на пункты приема-выдачи документов Кадастровой палаты, а также представлено по электронной почте, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При поступлении заявления Кадастровая палата проверяет содержащуюся в нем информацию и устраняет соответствующую техническую ошибку. Если техническая ошибка отсутствует, специалисты Кадастровой палаты принимают решение об отклонении данного заявления.

Лесной кадастр. Правовой статус государственного лесного кадастра определен Лесным кодексом РФ, в частности, его ст. ст. 67-68. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном состоянии лесов России по их видам (сосна, ель, береза, пихта, лиственница, кедр, дуб, бук и др.), по категории защищенности (особо охраняемые леса первой группы, прочие леса первой группы, леса второй, третьей группы), по видам лесных пользований (основным — заготовка древесины и живицы, побочным — сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пней, заготовка лекарственного сырья и т.п.), по воспроизводству лесов.

ГКН является базой информационного характера, которая централизовала оборот прав на любое недвижимое имущество, зарегистрированное в ЕГРП (расшифровка – Единый госреестр прав на недвижимость и имущественных сделок).

  • участок земли;
  • жилые, нежилые постройки;
  • предприятия;
  • многофункциональные комплексы;
  • лесонасаждения;
  • сады;
  • воздушные суда (Ространснадзор);
  • морские суда (Ространснадзор);
  • космические корабли и др.

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Так как управление природопользованием осуществляется по административно-территориальным единицам и она не всегда совпадает с природными рубежами, то содержание кадастра должно отвечать в первую очередь задачам практики, то есть сложившейся системы управления.

Еще почитать --->  Фссп проверка задолженности как узнать за что

Даже имеющаяся система кадастров — качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая система должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественные характеристики экономической оценки; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления.

В отношении ранее учтенных объектов недвижимости разъясняющие положения содержатся также в ч. 6 ст. 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой участки лесного фонда (лесной участок соответствует участку лесного фонда), государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 — 83 ЛК РФ. В силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов РФ, осуществляется органами государственной власти этих субъектов РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. № 379 «О государственном водном кадастре Российской Федерации» ведутся работы по водному кадастру. Его задачи заключаются в текущей и перспективной оценке водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстановления качества воды до нормативного уровня. На его основе производится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, введение ограничительных мер по водоиспользованию с целью охраны водоисточников.

Для получения эффекта от ведения лесного кадастра должен соблюдаться ряд принципов. Прежде всего, кадастр лесов должен вестись по единой методике, охватывая весь лесной фонд страны, представляющий собой все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесной кадастр должен вестись непрерывно, отражая все изменения с соблюдением достоверности и точности сведений о лесном фонде. Должное внимание необходимо уделять документированности данных лесного кадастра, которые должны быть сведены в утвержденные формы и записаны на основании соответствующих документов и материалов. Также сведения лесного кадастра должны быть наглядны и пригодны для их практического применения, совместимы и сопоставимы с информацией иных природных кадастров.

Кадастр в 2021; что это такое от А до Я простыми словами

При подаче заявления на основании установления кадастровой стоимости в размере рыночной, потребуется заказать независимую оценку стоимости и предоставить отчет. При этом важно учитывать — независимую оценку недвижимости следует заказывать на ту же дату, что и дата определения кадастровой стоимости.

В состав технического плана в обязательном порядке включается информация о координатах характерных точек границы этого дома. Для определения координат этих точек используется высокоточное спутниковое оборудование. При выезде на место кадастровый инженер в первую очередь определяет координаты характерных точек контура жилого дома.

Их целесообразно использовать для оперативного анализа и систе­матизации информации в целях ведения кадастров природных ре­сурсов, компьютерных баз данных, обработка с помощью специаль­ных компьютерных программ — систем управления базами данных. Хранящаяся информация структурируется по уровням значимости, по видам природных ресурсов, владельцам и пользователям ин­формации, что позволяет делать выборки по любым параметрам, необходимым для решения задач управления.

В советское время существовали кадастры, носившие преимущественно ресурсно-экономический характер и назывались комплексный целевой кадастр природных ресурсов. Такие кадастры служили не имущественным взаимоотношениям между собственниками, а плановой экономике. Когда на основе сведений о наличии тех или иных ресурсов определяли развитие экономики.

Еще почитать --->  Какие документы нужны для оформления чернобыльских от работодателя

В развитие названных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (вступило в силу 14.02.2014) утверждены Правила, в соответствии с которыми в Росреестр направляются органами государственной власти и органами местного самоуправления документы, необходимые для внесения сведений в ГКН, а также требования к формату таких документов в электронной форме. Согласно данному акту: информационное взаимодействие, обмен сведениями для ведения ГКН должны осуществляться в электронном виде, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); при внесении информации в государственный лесной реестр либо изменении информации в государственном лесном реестре в отношении лесного участка, которому присвоен кадастровый (условный) номер, орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий следующие содержащиеся в государственном лесном реестре сведения в отношении лесного участка: наименование лесничества или лесопарка, номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, в границах которых расположен указанный участок (если такие номера имеются); вид целевого назначения лесов (резервные леса, эксплуатационные леса, защитные леса); категория защитных лесов; вид разрешенного использования лесов.

В указанных целях Росреестром в настоящее время завершаются работы по гармонизации сведений ЕГРП и ГКН. При этом проблемы в сфере учета и регистрации прав на лесные участки мы видим и при проведении работ по сопоставлению данных ЕГРП и ГКН. Так, общий процент сопоставимости сведений ЕГРП и ГКН о земельных участках в среднем по стране составляет 98%. На начало 2014 года было не сопоставлено 2% земельных участков. В частности, к данным 2% относятся и земельные участки лесного фонда, сопоставление которых невозможно по различным причинам, в частности, в ЕГРП им присвоены условные номера и государственная регистрация прав на них осуществлялась на основании планов лесных участков, в которых отсутствуют сведения о местоположении границ таких участков, а в ГКН сведения о данных земельных участках либо отсутствуют, либо в отношении этих участков проведены работы, например, по их преобразованию, либо в ГКН данные участки имеют отличные характеристики, в том числе и иную категорию — земли сельскохозяйственного назначения, и данные участки значатся как участки, находящиеся во владении сельскохозяйственных организаций.

Определение, цели и назначения Государственного кадастра недвижимости (земельный кадастр)

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

  • земельных участков сельскохозяйственного, лесного, дачно-садового и прочего назначения, участков для жилищной застройки;
  • зданий и сооружений, независимо от их целевого назначения, объектов незавершенного строительства;
  • помещений в зданиях, единых имущественных комплексов, в том числе предприятий;
  • парко-мест и иных видов недвижимости.

Основные практически работы по формированию единого реестра осуществляются именно на уровне муниципальных образований. Федеральные исполнительные органы, а также исполнительные органы субъектов РФ строят свою деятельность на основе ежегодных отчетов от подразделений на местах.

  • утверждение общего порядка ведения ГКН;
  • контроль над деятельностью кадастровых палат разных уровней;
  • создание автоматизированного кадастрового учета;
  • разработка законодательных инициатив, развитие и совершенствование нормативной базы, касающихся кадастрового учета и земельных отношений;
  • разработка методологии учета, подготовка квалифицированных кадров для подразделений Росреестра на местах;
  • ведение кадастрового учета на уровне РФ: сбор сведений о территориях, находящихся в федеральной собственности в России и за ее пределами, о границах страны и ее субъектов, территориальных зонах и т. д.