Нарушение прав инвалдов какая ответственность

Статья КоАП РФ

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Как правило, все вопросы, связанные с осуществлением работниками трудовой функции у работодателей — физических лиц, решаются по соглашению сторон путём переговоров. Обе заинтересованные стороны должны закрепить в письменном трудовом договоре развернутые условия, максимально подробно регламентирующие применение труда работника.

При определении видов трудовой деятельности, которые могут выполняться инвалидом, необходимо руководствоваться индивидуальной программой реабилитации, а также Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

6. Как известно, очень часто многие занимают парковочные места для инвалидов, на эту проблему обратила внимание девочка — пятиклассница из Ижевска (март 2016). Настя Велева добилась, чтобы на парковке у местного гипермаркета автомобилисты перестали ставить машины на местах для инвалидов. Убедившись в существовании проблемы, девочка решила изготовить и установить на места для инвалидов предупреждающие знаки (таблички) с фотографиями и лозунгом: «Не занимай мое место ни на парковке, ни в жизни». За месяц таблички никто не снял и не испортил, более того, сотрудники магазина их охраняют. Тем временем Настя намерена продолжать работу над проектами помощи инвалидам.

3. Нижний Новгород — Татьяна Федоровна Разумовская, преподаватель зарубежной литературы, проработала в ННГУ им. Лобачевского больше тридцати лет. С детства страдает ДЦП, но ее инвалидность не мешала ей в работе и никого не смущала — ни студентов, ни руководство. Но в один из дней ей позвонили и сообщили об увольнении (в приказе было написано:«Уволить в связи с признанием полностью нетрудоспособной в соответствии с медицинским заключением»). Несмотря на то, что Татьяна Ивановна представляла медицинское заключение об инвалидности второй группы и разрешении работать по профессиональным навыкам.

Защита и ответственность за нарушение прав инвалидов

Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

  • Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.
  • Основные права и свободы инвалидов в важнейших сферах человеческой жизни:
    • Личные:
      • Право на равенство и недискриминацию – ст.5;
      • Право на жизнь – ст.10;
      • Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — ст.15;
      • Свобода передвижения и гражданство – ст.18;
      • Уважение дома и семьи – ст.23, и т.д.
    • Политические:
      • Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации – ст.21;
      • Право на участие в политической и общественной жизни – ст.29;
    • Социальные и экономические:
      • Обязанность государства на просветительно-воспитательную работу – ст.8
      • Право на доступную среду – ст.9;
      • Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства –ст.16;
      • Право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество – ст.19;
      • Право на образование – ст.24;
      • Право на наивысший достижимый уровень здоровья – ст.25;
      • Право на абилитацию и реабилитацию – ст.26, и т.д.
    • Культурные:
      • Право на участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом – ст.30.
  • Международное сотрудничество;
  • Учреждает Комитет по правам инвалидов, который состоит из 18 независимых экспертов. В их обязанность входит контроль за выполнением норм Конвенции странами, ратифицировавшими ее.

    Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с указанными документами, под Доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.

    Ответственность за нарушение прав инвалидов

    Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать инвалидам «равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и в городских собраниях.

    Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов в настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов и соответствующие им обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере.

    Законодательное регулирование труда инвалидов

    Существуют нормы и в отношении рабочего времени. Так, для инвалидов I и II групп предусматривается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья. Кроме того, инвалидам устанавливается более продолжительный отпуск: ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

    При определении видов трудовой деятельности, которые могут выполняться инвалидом, необходимо руководствоваться индивидуальной программой реабилитации, а также Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

    Деятельность государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды стимулируется, в том числе, и при помощи мер административного воздействия. Так, согласно ст. 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

    В настоящее время на территории Российской Федерации действует Государственная программа «Доступная среда» со сроком действия 2011-2015 годы. Ответственным исполнителем Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    • за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (части 1, 2 статьи 5.42 Кодекса) суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 5 000 – 10 000 рублей до 10 000 – 20 000 рублей;
    • за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 Кодекса), отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 Кодекса), суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 2 000 – 3 000 рублей до 10 000 – 35 000 рублей; на юридических лиц – с 20 000 – 30 000 рублей до 100 000 – 150 000 рублей;
    • за нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов (статья 11.24 Кодекса), суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 2 000 – 3 000 рублей до 10 000 – 20 000 рублей.

    В связи с этим законопроектом предполагается увеличить санкции за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до размеров, сопоставимых с рассматриваемыми по уровню общественной опасности и сфере правового регулирования, установленных соответствующими главами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности:

    Однако при реализации указанного механизма на практике возникает множество вопросов. Рассмотрим один пример. Гражданка Иванова Мария Николаевна – инвалид первой категории (ДЦП, передвигается только при помощи инвалидной коляски.). На первом этаже не так давно построенного здания, находящегося рядом с её домом, открылась аптека. Мария Николаевна весьма обрадовалась данному событию, так как иная ближайшая аптека находится в 4 остановках от её дома. Прежде, для того, для того чтобы получить требуемые медицинские препараты, ей постоянно доводилось обращаться к немногочисленным родствен- никам либо соседям. Помимо этого, вывеска в новой аптеке свидетель- ствовала, что в ней действует система бонусов для инвалидов и людей пенсионного возраста. Но попасть в новую аптеку Марии Николаевне так и не получилось, так как к входу вела шикарная мраморная лестница, а пандус почему-то отсутствовал. Что же делать? Для того чтобы разрешить возникшую задачу, она направилась в органы социальной защиты населения согласно участку жительства с соответствующим заявлением. Как в этом случае обязаны поступить сотрудники органа соц. защиты? Ни в одном нормативном акте конкретно эта процедура, к сожалению, никак не регламентирована. Остается подразумевать, что, получив подобное заявление, работники органа социальной защиты населения имеют все шансы отправиться согласно указанному в заявлении адресу, осмотреть место, узнать данные о владельце неприспособленного здания.

    Так, нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специ- альных автотранспортных средств инвалидов влечет административную ответственность по ст. 5.43. КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Виновные в уклонении от исполнения требований законода- тельства к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должностные лица в соответствии со ст. 9.13. КоАП РФ подлежат привлечению к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; юридические лица – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей [2].

    Административная Ответственность Инвалидов

    По отношению к инвалидам первой и второй группы не может применяться административный арест. Инвалида не могут отстранить от управления транспортным средством, если он пользуется им в виду своей инвалидности. Исключением в данной норме является лишь управление водителем-инвалидом транспортным средством в нетрезвом виде, отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение, а так же побег с места ДТП, в нарушение установленных общепринятых правил.

    • нарушение трудового законодательства, в случаях, если инвалид трудоспособный и работает;
    • употребление бранной речи в общественных местах;
    • распитие спиртных напитков в общественных местах, не предусмотренных законодательством;
    • нарушение покоя граждан после установленного нормами времени;
    • курение в местах, не предусмотренных нормами и другое.

    Меры социальной поддержки определяются как в международных актах, так и в национальных нормативных актах отдельных государств. Все они направлены на создание в каждой стране возможностей для построения нормального жизненного процесса и реализации конституционных прав.

    Так, Тихвинской городской прокуратурой Ленинградской области установлено, что в здание отделения почтовой связи в пос. Шугозеро не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски. Прокурор направил в суд иск к Управлению Федеральной почтовой связи Санкт- Петербурга и Ленинградской области — филиалу «ФГУП Почта России» об обязании оборудовать помещение пандусами и поручнями. Требования прокурора удовлетворены.

    Одним из наказаний за административное правонарушение является административный арест, который присуждается за наиболее тяжкие проступки. Что касается инвалидов, то на них действие административного ареста не распространяется – речь идет о первой и второй группах инвалидности.

    Обращает внимание на полученное сообщение начальника полиции УМВД по г. Ульяновску Пальчика В. Исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, выслушав Зубкова А. В силу статьи 2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие бездействие физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

    3. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническому и организационному оснащению, дополнительному оснащению и обеспечению техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Объективную сторону образует необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. Основания для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного предусмотрены названными выше нормативными актами. Так, в ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.

    Административная ответственность за нарушение прав инвалидов

    2. Нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ). Нарушение неприкосновенности частной жизни выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо же в распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Например, сведения о том, чем именно болен инвалид, какими средствами индивидуальной реабилитации он пользуется в быту и т.п., которые оглашаются публично, могут являться предметом правонарушения.

    В России, как и в большинстве стран мира инвалиды являются одной из самых незащищённых групп населения, которые в силу физических, психологических и иных причин не могут полноценно и в полном объеме реализовывать свои права. Если за последние 100 лет условия жизни человека в развитых странах намного улучшились, то к инвалидам это не относятся. Как правило, об их правах государство и общество думает в самую последнюю очередь. По данным ООН в мире насчитывается больше 650 млн. инвалидов, ежедневно от инвалидности страдают 2 млрд. человек, если добавить членов их семей и людей, осуществляющих уход за ними [1].

    Еще почитать --->  Почему Надо Конкретизировать Каждый Обьект В Соглашении О Разделе Имущества