Что в конце произошло с лужиным в преступлении и наказании

Часть пятая

В эту самую минуту Амалия Ивановна, уже окончательно обиженная тем, что во всем разговоре она не принимала ни малейшего участия и что ее даже совсем не слушают, вдруг рискнула на последнюю попытку и, с потаенною тоской, осмелилась сообщить Катерине Ивановне одно чрезвычайно дельное и глубокомысленное замечание о том, что в будущем пансионе надо обращать особенное внимание на чистое белье девиц (ди ве’ше) и что «непремен должен буль одна такая хороши дам (ди даме), чтоб карашо про белье смотрель», и второе, «чтоб все молоды девиц тихонько по ночам никакой роман не читаль». Катерина Ивановна, которая действительно была расстроена и очень устала и которой уже совсем надоели поминки, тотчас же «отрезала» Амалии Ивановне, что та «мелет вздор» и ничего не понимает; что заботы об ди веше дело кастелянши, а не директрисы благородного пансиона; а что касается до чтения романов, так уж это просто даже неприличности, и что она просит ее замолчать.

– Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и. и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально. и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости. Ну и я. вышел из задумчивости. задушил. по примеру авторитета. И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это — в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» — угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» — этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Еще почитать --->  Где можно посмотреть социальные выплаты ветерану труда

Вот последний эпизод с его участием:
Лужин молчал и презрительно улыбался. Впрочем, он был очень бледен. Казалось, что он обдумывал, как бы ему вывернуться. Может быть, он бы с удовольствием бросил всё и ушел, но в настоящую минуту это было почти невозможно; это значило прямо сознаться в справедливости взводимых на него обвинений и в том, что он действительно оклеветал Софью Семеновну. К тому же и публика, и без того уже подпившая, слишком волновалась. Провиантский, хотя, впрочем, и не все понимавший, кричал больше всех и предлагал некоторые весьма неприятные для Лужина меры. Но были и не пьяные; сошлись и собрались изо всех комнат. Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: «пане лайдак! «, причем бормотали еще какие-то угрозы по-польски. Соня слушала с напряжением, но как будто тоже не всё понимала, точно просыпалась от обморока. Она только не спускала своих глаз с Раскольникова, чувствуя, что в нем вся ее защита. Катерина Ивановна трудно и хрипло дышала и была, казалось, в страшном изнеможении. Всех глупее стояла Амалия Ивановна, разинув рот и ровно ничего не смысля. Она только видела, что Петр Петрович как-то попался. Раскольников попросил было опять говорить, но ему уже не дали докончить: все кричали и теснились около Лужина с ругательствами и угрозами. Но Петр Петрович не струсил. Видя, что уже дело по обвинению Сони вполне проиграно, он прямо прибегнул к наглости.
— Позвольте, господа, позвольте; не теснитесь, дайте пройти! —говорил он, пробираясь сквозь толпу, —и сделайте одолжение, не угрожайте; уверяю вас, что ничего не будет, ничего не сделаете, не робкого десятка-с, а напротив, вы же, господа, ответите, что насилием прикрыли уголовное дело. Воровка более нежели изобличена, и я буду преследовать-с. В суде не так слепы и.. . не пьяны-с, и не поверят двум отъявленным безбожникам, возмутителям и вольнодумцам, обвиняющим меня, из личной мести, в чем сами они, по глупости своей, сознаются.. . Да-с, позвольте-с!
— Чтобы тотчас же духу вашего не было в моей комнате; извольте съезжать, и всё между нами кончено! И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал.. . целые две недели!. .
— Да ведь я вам и сам, Андрей Семенович, давеча сказал, что съезжаю, когда вы еще меня удерживали; теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза. Позвольте же, господа-с!
Он протеснился; но провиантскому не хотелось так легко его выпустить, с одними только ругательствами: он схватил со стола стакан, размахнулся и пустил его в Петра Петровича; но стакан полетел прямо в Амалию Ивановну. Она взвизгнула, а провиантский, потеряв от размаху равновесие, тяжело повалился под стол. Петр Петрович прошел в свою комнату, и через полчаса его уже не было в доме.

Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Если говорить о жизненных целях персонажа, то главной своей задачей он считает заработать как можно больше денег. Его стремление к быстрому развитию подчёркивает довольно деловой и бережно рассчитывающий каждую минуту типаж. Он считает, что каждый человек имеет право на эгоизм и обязан заботится лишь о себе. Только благодаря такому принципу жизни можно помочь другим.

Краткое содержание эпилога Преступление и наказание, краткий пересказ финала

После суда над Раскольниковым его друг Разумихин продолжил учебу в университете в Петербурге. Разумихин и Дуня планируют через 5 лет переехать в Сибирь поближе к Раскольникову, предварительно накопив для этого денег. Молодые супруги Разумихины поддерживают переписку с Соней, которая сообщает им подробности о жизни Родиона на каторге.

Спустя 9 месяцев каторги в душе Раскольникова происходит перелом: судя по всему, он раскаивается в преступлении. Он также искренне раскаивается в том, что был несправедлив к доброй Соне. В отношениях молодых людей начинается новый этап: Соня наконец чувствует, что Раскольников ее любит. Герои счастливы, что есть друг у друга. Они терпеливо ждут окончания каторги. Раскольникову остается 7 лет срока.

Состоятельность, обеспеченность Лужина подкреплялась деньгами. Персонажи произведения не раз называли Петра Петровича «человеком с деньгами». Мужчина оставлял впечатление благонадежного, обеспеченного, работящего чиновника. Лужин не боялся работы, служил в двух разных местах. Таким образом, герой сам заработал капитал.

Еще почитать --->  Куда обратиться если отец не отдает ребенка

Петр Петрович, как и Родион, выработал – на основании собственного опыта – теорию. Герой назвал свое изобретение «теорией целого кафтана». Расчетливость и рациональность Петра Петровича сочетаются с жизненным кредо мужчины. Теория Лужина говорит, что преследование личных интересов и любовь к себе – естественные явления. Неестественно – отдавать последние средства другим людям. Любовь к себе и защита личных интересов позволять «оставить кафтан целым».

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…\», «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.
Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна. Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Динамична система персонажей этого произведения. Соотношение действующих лиц и героев, сошедших со сцены, в романе «Преступление и наказание» меняется постоянно. Анализируя произведение, можно заметить, что одни из них перестают участвовать в развитии романа, другие, напротив, появляются. Так, умирают Мармеладов (часть вторая, глава седьмая), Катерина Ивановна (часть пятая, глава пятая), Лужин появляется в последний раз в пятой части (глава третья), Порфирий Петрович — в шестой (глава вторая), а Свидригайлов решает застрелиться в шестой части (глава шестая).

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Образ Лужина из романа Преступление и наказание

Лужин не обладает ни одной положительной чертой. Роман не повествует ни об одном добром и благородном поступке героя, наоборот, Лужин показан как человек, готовый идти по головам ради собственных целей. Чтобы жениться на Дуне, он клевещет на Сонечку Мармеладову, перед этим подбросив ей деньги.

Еще почитать --->  Карта студента работает в московской области

Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Лужин входит в комнату и начинает обвинять Соню в том, что она украла у него со стола 100 руб. Он говорит ей, чтобы она призналась сейчас, чтобы не пришлось вызывать жандармов. Амалия Карловна, обиженная Катериной Ивановной, тоже начала подтверждать, что Соня – воровка. Соня в это время вся побледнела, она молчала и не понимала, что происходит. Катерина Ивановна, защищая Соню, набросилась на Лужина с обвинениями, что он подлец и клеветник. Она говорила, что Соня — это ангельское существо, которое никогда и ничего не может сделать плохого, и чтобы доказать это Катерина Ивановна выворачивает Сонины карманы, в которых были только 10 рублей, по мнению Сони. Но вдруг из кармана падает какая-то бумажка, сложенная в квадрат и, когда её разложили, это оказалось 100 рублей. Лужин торжествовал, он добился своего. Однако тут в комнату входит Лебезятников и говорит, что Лужин Павел Петрович сам подкинул Соне эти сложенные 100 рублей. Когда Соня выходила из его комнаты, он незаметно положил ей в карман скомканную купюру. Лебезятников думал, что этим поступком Лужин хочет обрадовать Соня и избежать благодарности. Лебезятников клялся, что готов рассказать всё жандармам, если его начнут расспрашивать. Однако теперь Лебезятников не очень понимает мотивы этого поступка. Тут в диалог вступает Раскольников. Он рассказывает всем мотивы Лужина оклеветать Соню. Он говорит, что, оклеветав Соню, Лужин хотел вернуть доверие сестры Раскольникова Дуни и снова идти к ней свататься. Когда всё разъяснилось, все поняли, что Лужин совершил нехороший поступок, все пьяные мужики начали на него кидаться, собирались его ударить, но он успел выйти из комнаты. Амалия Ивановна, хозяйка, окончательно выгоняла Катерина Иванович из своего дома. Всё это время в углу стояли и плакали дети. Катерина Ивановна выбежала из квартиры, сказав, что идёт искать справедливость, а Соня убежала домой. За Соней пошёл Родион Раскольников.

Лужин проснулся в утро после ссоры с твёрдым намерением вернуть Дуню, а, если Раскольников встанет на пути, то он готов был его убить. Лужин всё ещё не мог поверить, что ему, такому богатому, статному мужчине отказали в браке. Вместе с Лужиным в квартире жил также и Лебезятников. Лебезятников, молодой человек, имел нигилистические наклонности и прогрессивное мышление. Они с Лужиным не дружили и из-за разницы в возрасте, и из-за расхождения взглядов.

В романе Лужин выступает «двойником» Родиона Раскольникова. Это преуспевающий человек, не привыкший в чем-либо себя ограничивать. Раскольников ненавидит Лужина, хотя и усматривает нечто общее в его жизненной позиции легкого обхождения преград. Но это еще больше беспокоит честного Раскольникова. Лужин своей «экономической теорией», выстроенной на расчете и выгоде, оправдывает эксплуатацию человека человеком. Теория же Раскольникова построена на бескорыстии помыслов. И, хотя, согласно и той и другой, можно «проливать кровь по совести», побуждения Раскольникова благородны, они выстраданы его сердцем. В основе действий Родиона не расчет, а ошибочное заблуждение, «помрачение ума».

Его вторая теория – это отношение к браку. Женитьба на «прелестной, добродетельной и образованной» женщине, по его мнению, способна создать ему особый ореол благодетеля. Жена ему нужна из самых низов, потому что только в этом случае она «будет рабски благодарна ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним», а он будет «безгранично и всецело владычествовать».

Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

Преступление и наказание краткое содержание

Глава 5
К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.
Вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин переживает за друга, считая, что «у него что-то есть на уме! Что-то неподвижное, тяготящее».

Глава 6
Случайно зайдя в распивочную «Хрустальный дворец» Раскольников встречает там Заметова. Обсуждая с ним дело об убийстве старухи, Родион высказывает свое мнение о том, как бы он действовал на месте убийцы. Студент спрашивает, что бы делал Заметов, если бы убийцей оказался он и почти напрямую говорит, что это он убил старуху. Заметов решает, что Родион сумасшедший и не верит в его виновность.
Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Там идет ремонт и студент заговаривает с рабочими о случившемся преступлении, все думают, что он сумасшедший.