Дачное некоммерческое товарищество правовая форма

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

Закон о садовых и огородных товариществах

Осуществляется государственная поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ путем принятия различных мер, направленных на эффективное функционирование этих товариществ. Среди них следует выделить такую меру, как предоставление льгот товариществам и их участникам при уплате налогов. Кроме того, органы государственной власти оказывают некоммерческим товариществам поддержку посредством предоставления помещений, средств связи, оргтехники, коммунальных услуг на льготных условиях их ассоциациям, союзам. Государство выдает на льготных условиях под залог садовых, огородных и дачных земельных участков и другого недвижимого имущества кредиты на приобретение земельных участков, их обустройство и др.

Фонды взаимного кредитования создаются для предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройства садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителями фонда взаимного кредитования.

  • садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей
  • садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований)
  • жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) – в случае, когда земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 нового закона c сопутствующими пояснениями), при этом:
    • под жилым домом понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
    • c 03.08.2018 получать разрешение на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома не требуется, но для проведения строительства необходимо уведомить местную администрацию о планируемом строительстве жилого или садового дома заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, указав с своём уведомлении те сведения, что перечислены в пункте 1 статьи 51.1 Градостроительного РФ – уведомительный порядок возведения жилых домов установлен ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. – иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС (до 1 марта 2019 года по таким домам допускается регистрация собственности без направления уведомлений о начале и окончании строительства)
    • в срок не позднее 1 месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик должен подать в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (статья 16 ФЗ № 340-ФЗ, а также части 16 – 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ)
  • хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд
  • огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур
  • имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд:
    • объекты капитального строительства
    • земельные участки общего назначения
    • движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
    • имущество общего пользования (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности) используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество
  • земельные участки общего назначения – земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования:
    • такие участки предусмотрены утвержденной документацией по планировке территории
    • такие участки предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
    • такие участки могут предназначаться для размещения другого имущества общего пользования
  • взносы – денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе (членами товарищества), на расчётный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества
  • территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются утвержденной документацией по планировке территории
  1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
  2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
  3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество
Еще почитать --->  Что ждет реновацию в санкт-петербурге

Несмотря на преимущества, которые предоставляет программа «дачной амнистии», на практике граждане сталкиваются с проблемой отсутствия исходных документов на землю. Это связано с тем фактом, что большинство СНТ и ДНП были образованы еще в период существования СССР. При отсутствии архивных документов участникам СНТ приходится обращаться в судебные инстанции.

Вместо термина «жилое строение» Федеральный закон № 217-ФЗ использует определение «садовый дом», который предназначен для временного (сезонного) пребывания граждан. Также на землях садоводческих товариществ можно строить индивидуальные жилые дома для постоянного проживания граждан. Общее имущество товарищества по новому закону не может быть распределено между отдельными участниками (например, объекты общего водо- или электроснабжения).

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Государственные инспекторы органов контроля (надзора) являются государственными служащими, прошедшими конкурсный отбор, но если и имеют специальное образование, то юридического и экономического образования большинство из них не имеет, и это обстоятельство также влияет на правоприменение в отношении некоммерческих организаций в целом. При этом кроме ответственности должностного лица, вынесшего постановление либо передавшего материалы в суд, руководство также и в первую очередь несет ответственность за действия и решения подчиненного. Однако при наличии в КоАП РФ статьи об ответственности за предъявление незаконных требований такие примеры привлечения государственных инспекторов к ответственности нам не известны. Наиболее абсурдным видом наказания для обсуждаемых объединений являются административные штрафы, в особенности, их размер: известен случай, описанный в параграфе 1.3, когда мировой судья назначил штраф в размере 250 тысяч рублей садоводству, состоящему из 45 членов.

Приспособленность обсуждаемых объединений к участию в гражданском обороте следует оценивать как более слабую, чем характерна даже для публичных образований (которые участвуют в нем через создаваемых ими юридических лиц – несобственников имущества). В первую очередь такие объединения совершенно лишены гарантий, которые обеспечивают непрерывную экономическую деятельность остальным типичным участникам гражданского оборота. Гарантии отсутствуют у них даже в такой сфере как способность к регулярной оплате потребляемых жителями таких поселков коммунальных услуг, поскольку традиционно до сих пор расчеты за такие услуги производятся по показаниям коммунальных приборов учета (общих счетчиков). Единожды поставив подпись под договором на энергоснабжение рукой своего законного представителя, не владея при этом электросетями, садоводство или дачное объединение находится в обязательственных отношениях, расторгнуть которые в современных условиях затруднительно без судебного решения, особенно в условиях, когда за одностороннее расторжение тебе отвечают «угрозами» отключить жилой поселок.

У некоммерческих организаций, не преследующих цели извлечения прибыли и не распределяющих ее между участниками, преимуществ в организационных формах не имеется. Отличие некоммерческого товарищества от потребительского кооператива состоит в имущественных отношениях между их членами и между членами и самой организацией. Если в товариществе имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт целевых взносов, является совместной собственностью всех членов товарищества и член товарищества не отвечает по обязательствам товарищества, а товарищество не отвечает по обязательствам своих членов, то в потребительском кооперативе оно создается путём объединения его членами имущественных паевых взносов и образованный таким образом капитал является не совместной собственностью членов кооператива, а принадлежит ему как юридическому лицу. Причем во избежание ликвидации кооператива, его члены обязаны покрывать возможные убытки путем внесения дополнительных взносов, т.е. члены кооператива в отличие от товарищества несут дополнительную ответственность перед кредиторами. В зависимости от поставленных целей и задач, расположения земельных участков, уровня развития инфраструктуры своего региона, целесообразности, и иных факторов, граждане могут сами по своему выбору создавать для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы или некоммерческие партнёрства.

Еще почитать --->  Заполнение 3 ндфл за несовершеннолетнего ребенка при продаже квартиры с помощью программы

Председатель не может сам изменить организационно–правовую форму своего товарищества, поскольку это прерогатива общего собрания, и решение которого по этому вопросу подлежит государственной регистрации. Если председатель представил на регистрацию подложные документы, то он несёт уголовную ответственность за изготовление (использование) подложных документов (ст. 327 УК РФ). На основании решения общего собрания членов товарищества регистрирующий орган (администрация) вправе отказать в регистрации нового образования (ст. 51 ГК РФ), а в случае уже состоявшейся регистрации, в установленном порядке и в соответствии с решением собрания зарегистрировать некоммерческое объединение как садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ).

Новый закон о садоводстве и огородничестве, как изменится жизнь «дачников» в нашей стране

Еще одно новшество – повышена прозрачность управления общим имуществом. Применён механизм передачи имущества в общую долевую собственность по модели аналогичной с многоквартирными жилыми домами. Земельные участки, на которых находятся в общем пользовании дороги, детские и спортивные площадки отныне являются общей долевой собственностью всех членов товарищества.

Миф 2. С принятием нового Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» к садоводам и огородникам придут проверяющие из различных органов, чтобы установить есть ли на участке незарегистрированные постройки, нарушения целевого использования земельного участка и т.д.

Два ТСН или СНТ на одной территории по 217-ФЗ

Работая в сфере СНТ и ТСН, мы постоянно сталкиваемся с мнением о том, что на одной территории не может быть создано более одного товарищества. Само собой, мнение появилось не просто так и имеет хорошее обоснование. Дело в том, что в Законе 217-ФЗ прям так и написано:

  1. «расположенных в границах территории садоводства или огородничества». Само по себе понятие этих границ весьма спорное, об этом мы написали целую статью, которую можно прочитать здесь.
  2. «вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество». А если создали два или три товарищества, то что? Какие правовые последствия наступают? — закон на этот вопрос никак не отвечает. А какие могут быть варианты?
    1). Допустим, одно из товариществ подлежит ликвидации, но какое именно? Можно рассудить так, что нарушило закон то товарищество, которое было создано позднее — именно оно стало «вторым», а поэтому создано незаконно. А можно рассудить по-другому: что новое товарищество создано позднее, а значит последняя воля собственников направлена на управление именно через новое товарищество.
    2). А если товарищества вообще созданы одновременно в один день, то какое ликвидировать?
    3). Вообще ликвидация по закону возможна только в случаях, прямо указанных в законе. В нашем случае такую причину для ликвидации в закон не включили. А может вообще не нужно ничего ликвидировать, может просто разделить между товариществами территорию и все?
    4). А может вообще провести реорганизацию этих товариществ и объединить их в одно большое товарищество — чтобы было одно товарищество на всю территорию?
  3. «вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество» — то есть второе СНТ (ТСН) на одной территории создать нельзя, но можно создать дачное некоммерческое партнерство (ассоциацию), можно создать дачный потребительский кооператив или товарищество собственников жилья (ТСН)? Тогда в чем смысл запрета именно на второе товарищество?
  4. «для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества» — а если второе товарищество создано для управления другим (новым) имуществом на той же территории? Приведем конкретный пример из жизни: есть давно созданное СНТ, на территории которого со временем появилась улица относительно зажиточных граждан. Зажиточные граждане хотят сделать в СНТ видеонаблюдение, шлагбаумы, поставить охрану и КПП, но остальные садоводы такие расходы не потянут. В итоге зажиточные граждане, не выходя из СНТ и не прекращая в нем членство создают свое второе товарищество на территории своей улицы, ставят себе КПП, видеонаблюдение и шлагбаум, то есть создают новое имущество общего пользования, которое содержится только за счет второго товарищества. Деятельность этих двух СНТ (ТСН) вообще не пересекается, они управляют разным имуществом и находятся на одной территории. Это допустимо? Если недопустимо, то чьи права тут нарушаются?
  5. «садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества» — а если участок включили в свою территорию два соседних товарищества, то что, платить в оба?
Еще почитать --->  Постановление Руководителя Следственного Отдела Об Отмене Постановления Об Отказе В Возбуждении

Создание ТСН – процедура кропотливая и многоступенчатая. Чтобы не запутаться во всех тонкостях, уложиться в законодательные рамки, максимально верно установить пределы и объемы полномочий, необходимо следовать пошаговой инструкции с описанием порядка действий и перечнем сопроводительных документов.

Управление с помощью сторонней организации – управляющей компании, вызывает массу недовольств, ввиду того, что повсеместно случаются злоупотребления со стороны таковой, игнорируются обращения собственников, фальсифицируются результаты проведения общих собраний, необоснованно завышаются тарифы, происходит мошенничество и растрата денежных средств собственников.

Для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ установлен код 2.07.02. Первая цифра кода 2 свидетельствует о том, что интересующее нас юридическое лицо относится к юридическим лицам, являющимся некоммерческими корпоративными организациями.

«Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица».

  1. Работа должна быть направлена на исполнение решений общего собрания.
  2. Оперативное руководство осуществляется с целью планирования хозяйственной деятельности.
  3. Составление сметных расходов, разумное распоряжение активов в пределах собственных полномочий.
  1. Необходимость уплаты сборов. Развитием и благоустройством товарищества садоводы занимаются за собственный счет. На личные средства они содержат правление.
  2. Отсутствие коммуникаций. По умолчанию в товариществах нет электричества, водопровода, газа, канализации. Проводить их необходимо за свой счет, объединяясь с другими членами.
  3. Большинство СНТ расположены на значительном расстоянии от городской и районной инфраструктуры.
  4. На строительство и ремонт дома сложно получить кредит в банке. Ссуды выдают неохотно, под высокую процентную ставку.
  5. Много времени уходит на оформление налогового вычета.

Всё о садовых товариществах: права, обязанности и актуальные изменения в законе

Председатель правления товарищества — избираемый общим собранием глава правления —обладает правом подписи, хранит печать, решает неотложные вопросы. Кроме того, председатель наделен рядом специфических функций. Например, в случае крайней необходимости он может выступать в роли нотариуса (если невозможно пригласить последнего, чтобы заверить завещание), выдает справки о пребывании на садовом участке в летний период (они нужны для представления в органы, ведающие начислением платежей за услуги ЖКХ, если вы живете летом на даче и хотите немного сэкономить). Сроки полномочий председателя и правления обычно совпадают. Принимать наиболее важные решения (например, о преобразовании СНТ в акционерное общество) председатель не имеет права — это может делать только общее собрание.

Садоводы, которые не входят в товарищество, все равно обязаны оплачивать взносы за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования. Размер ежегодного взноса в таком случае устанавливается равным суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества.

Дачный потребительский кооператив – это организация, которая учреждена гражданами добровольно. Она содействует всем участникам, помогая решать сложные социальные задачи садоводства и огородничества.

Дачные кооперативы создают на основе членства с целью удовлетворить как материальные, так и другие потребности всех участников. Принимая во внимание характер потребностей, на практике создают гаражные, сельскохозяйственные, садовые, потребительские кооперативы.

Членами дачного потребительского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива. Место нахождения дачного потребительского кооператива определяется местом его государственной регистрации. Дачный потребительский кооператив как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям его создания.

СНТ – формация некоммерческого типа садоводческого направления, предполагающее объединение граждан в отдельную группу для решения вопросов касательно индивидуального хозяйства. Дачный кооператив (ДСК) создается гражданами с целью возведения дачных локаций, где частные дома будут дополненными земельными участками для хозяйственных нужд.

На собрании членов объединения собственники выбирают председателя, Совет Правления и Ревизионную комиссию. Между собраниями организационные и хозяйственные вопросы решает Правление, которое распределяет собранные средства и отчитывается за них перед партнерами.

  • написать заявление с просьбой включить в товарищество;
  • предоставить паспорт, правоустанавливающую документацию на землю, кадастровый паспорт и выписку из БТИ;
  • присутствовать на собрании, где будет рассматриваться вопрос о включении собственника в товарищество;
  • получить членскую книжку не позднее, чем через три месяца после утверждения кандидатуры.