Почему На Радио Нет Авторских Прав
Содержание
4 СПОСОБА КАК ПРОВЕРИТЬ МУЗЫКУ НА АВТОРСКИЕ ПРАВА
Что это такое
Фонотека находится в Творческой Студии YouTube. Она имеет 2 раздела: «бесплатная музыка» (более 100тыс. аудиокомпозиций) и «условия использования музыки» . Раздел «бесплатная музыка» имеет поиск по жанрам, настроению и длительности. Выбрав песню из всего этого объема музыки – вы смотеже свободно её использовать для своих видео.
С помощью раздела “Условия использования музыки” можно проверить наличие лицензии на популярные треки, а так же установленные автором ограничения на композицию: запрет монетизации, блокировка видео (в разных странах), страйк каналу. После чего, вы уже на свое рассмотрение можете решить, стоит ли использовать эту песню.
Интернет-радио и авторское право
Вопрос касательно правового статуса интернет-радио уже длительное время обсуждается. Например, вот здесь (не реклама) сообщалось о том, что радио 101.ru собирается делать платежи в пользу Российского Авторского Общества, а здесь (не реклама) говорилось о том, что есть планы взимать плату со всех онлайн радио.
Другой вопрос — что до мелких радио никому нет дела, да и технически едва ли реально все это контролировать. Правда, если Вы собираетесь делать более-менее крупный ресурс и раскручивать его — стоит задуматься. «Киркоровым и Биланам» до него не будет дела, но они ведь не сами занимаются защитой своих прав — для этого существуют РАО и прочие конторы, хлеб которых как раз и состоит в поиске нарушений авторских прав и взимании денег.
Интернет сайт с веб-радио как СМИ Вам также регистрировать не обязательно, потому как по закону «о СМИ» сайты регистрируются в таком качестве по желанию (абз. 2 ст. 8 закона «О средствах массовой информации»). Более того, исключительно из рациональных соображений этого не нужно делать, потому как такой статус накладывает массу ограничений на владельца ресурса с рисками привлечения к административной и уголовной ответственности.
Однако интернет-радио, по смыслу закона «О связи», не относится к радиовещанию, потому как: 1) не имеет выхода в эфир общего пользования, 2) не относится к радиочастотному спектру (ст. 19.1, п. 28.1 ст. 2 закона «О связи»). В связи с чем, для организации интернет-радиовещания не требуется лицензия.
Онлайн-радио и лицензирование
Вопрос, будоражащий многих. До поднятия данной темы я придерживалась мнения, что радио-проект (интернет) может создать любой пользователь Интернета, независимо от пола, расы, принадлежности к конфессиям и других признаков. То есть, онлайн-радио пока еще не нуждается в лицензировании, и нет необходимости в юридическом оформлении.
Но дабы не переливать из пустого в порожнее, я обратилась к выдержкам из Федерального закона.
Предлагаю рассмотреть несколько аспектов:
- лицензия на вещание
- авторское право
Начнем с того, на что Вы и ваш проект претендуете. Если на титул «Официального источника информации» (независимо от того по теме политики или искусства), то Вам 100% необходима лицензия в СМИ. Если же нет, то нужно думать, читать, разбираться.
Благодаря такой системе все дела с участием РАО смахивали на «правовое» вымогательство, направленное на предпринимателей. Но судебная практика последних лет немного изменилась: в судебных решениях о выплате компенсаций в качестве получателя судьи стали указывать не РАО в качестве уполномоченного лица, а конкретных правообладателей.
Мотивировка следующая: материальными истцами по судебному делу являются обладатели авторских прав, в защиту которых обращается РАО. Именно им принадлежат процессуальные права, предусмотренные статьей 41 АПК РФ. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. N 51 разъясняется, что организация по коллективному управлению правами должна принять разумные меры по установлению правообладателей и заблаговременному их уведомлению о намерении обратиться с соответствующим требованием в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 65.2 ГК РФ, части 1 и 2 статьи 4, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). И в случае, если требования о взыскании убытков или компенсации удовлетворены, то в резолютивной части судебного акта суд указывает, что сумма взыскивается в пользу этого правообладателя. Правообладатель также указывается в качестве взыскателя в отношении этой суммы в исполнительном листе.
Пользователи фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Авторские права на музыку в подкастах
- использование фрагмента произведения не должно преследовать рекламных и коммерческих целей;
- фрагмент должен быть использован только в рамках более широкого представления темы для её лучшего раскрытия, в качестве своего рода звуковой иллюстрации;
- фрагмент может быть использовать в образовательных целях.
- Для российского рынка: есть два «официальных», связанных между собой агентства, представляющие интересы множества обладателей авторских прав всех категорий – Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Авторские отчисления за использование музыкальных произведений можно переводить через них – это наименее хлопотный путь. Необходимо тщательное ежеквартальное заполнение специальных таблиц, в которые вносится более-менее подробная информация о том, какие именно произведения вы используете. РАО и ВОИС, получив эти таблицы, переводят вознаграждение правообладателям. Выгоднее иметь долговременное соглашение с РАО и ВОИС – это дешевле. Шаблон договора с РАО.
Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф
Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.
Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.
А вот что говорят сами музыканты об использовании треков в YouTube: прежде чем использовать трек, они также советуют убедиться, что трек действительно распространяется по лицензии Royalty Free, а также просят корректно указывать авторство в титрах и описаниях.
У любого произведения есть автор, а значит, и авторские права. Ошибочно считать, что даже бесплатно скачанный трек можно использовать в любых целях. Проверка лицензии не доказывает наличие или отсутствие правообладателя, она может показать, кто автор и какие разрешения и ограничения он установил на свое произведение. Исходя из этой информации, вы поймете, к кому обратиться за покупкой лицензии или выкупить эксклюзивные права на сам трек.
В помощь Радиовещателю
Если у вас есть интернет радиостанция и вы пускаете в эфир музыкальные композиции авторов, то вам необходимо получить разрешение на песни этих исполнителей в РАО. То есть интернет радио должно получить авторское право на использовании песен в своем эфире. Для этого вы должны заключить договор с российским авторским обществом, однако после этого вы будите обязаны платить авторские отчисление в размере 2% от суммы прибыли интернет радиостанции но не менее 12500 рублей в квартал. При этом если ваше радио некоммерческое и оно не приносит прибыли вас все равно обяжут платить эти деньги.
Перечень песен чьи права управляются в российском авторском обществе и за которые вы должны платить если они играют у вас на радио находятся на сайте РАО и они регулярно обновляются. Перечень документов для заключения лицензионного договора а так же ознакомится со ставками авторского вознаграждения можно на этом сайте.
Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.
С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2014 N С01-817/2014 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.
Почему На Радио Нет Авторских Прав
Вещание большинства радиостанций немыслимо без песен, инструментальной музыки и других произведений авторов. Именно музыкальные и иные произведения авторов, наравне с ведущими радиоэфира, формируют имидж радиостанции и поднимают ее рейтинг. Величина
аудитории радиостанции далеко не в последнюю очередь зависит от той музыки, которая звучит в ее эфире. Следует отметить, что музыкальные произведения используются и в эфире информационных радиостанций. Это и музыкальное сопровождение различных
программ, а также музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).
По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
доб. 12045 и 12027 или электронной почте trk@rao.ru
Авторские отчисления в РАО и ВОИС
- выплаты им вознаграждения;
- предоставления отчетов об использовании фонограмм организациям по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию, потому что сбор с пользователей вознаграждения в пользу правообладателей возложен на эти организации.
Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.
Эти способы подходят, для коротких видео-креативов, в которых основное — это привлечь внимание пользователя. Если ты владелец Youtube или Tiktok канала, и для тебя важно использовать популярные треки в своих видео — рекомендуем подписаться на сервисы с лицензией, например Epidemic Sound или Monster Cat. Они тесно сотрудничают с ютубом и за небольшую сумму в 5-15$/месяц ты оберегаешь себя от лютой головной боли с блокировками
Используй бесплатные каталоги с звуками и музыкой с открытой лицензией. Начать можно с фонотеки самого Youtube, только имей ввиду, открытая лицензия работает только для Ютуба, нет гарантии, что треки из Ютуб фонотеки пройдут модерацию например в Instagram. Для старта хорошо подойдут эти каталоги:
- Youtube Studio, раздел “Фонотека”
- SoundCloud, по поиску Creative Commons, вы найдёте множество треков и сборников с бесплатной музыкой
- Musopen, классические произведения с открытой лицензией
- BBC Sound Effects
В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.
Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:
12 Июн 2021 urist46 94