За какой период соцзащита может вернуть ошибочно выплаченные деньги за льготы ветерану труда

Статья 19. Удержание излишне выплаченных сумм (Закон 81-ФЗ)
Органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п

Ответчик Г. в суде первой инстанции исковые требования не признал и заявил о пропуске пенсионным органом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период, имевший место до 30 мая 2015 г.

Эти нормы суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами ГК РФ о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску пенсионного органа к гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной выплаты, о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты. Суду следовало установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

«Нельзя обойти вниманием критический подход ВС относительно суждения нижестоящих инстанций о том, что обязанность проводить проверки обоснованности назначенных выплат не снимает с их получателя обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства. Верховный Суд справедливо указал, что неисполнение этой обязанности не может автоматически указывать на недобросовестность поведения получателя выплат. Добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты презюмируется, поэтому бремя доказывания обратного возлагается на истца», – отметила Юлия Севастьянова. Эту позицию ВС можно использовать не только «чернобыльцам», но и иным категориям получателей различных видов материальной помощи от государства, полагает эксперт.

Высшая инстанция согласилась с тем, что переезд гражданина на новое место жительства за пределами Мурманской области является основанием для прекращения социальной поддержки со стороны данного региона. Об изменении места жительства ответчик действительно обязана была сообщить в мурманский центр соцподдержки в 14-дневный срок с момента наступления данного обстоятельства. Вместе с тем, подчеркнул ВС, центр также обязан самостоятельно получать соответствующие сведения и проверять представленную гражданами информацию, в том числе в ходе межведомственного взаимодействия.

Мы не в ответе за ошибки чиновников

Редакции «Выберу.ру» задали интересный вопрос, который касается возврата ошибочно начисленного пособия на ребёнка. Девушка рассказывает, что в 2020 году её семье было назначено пособие на ребёнка 3−7 лет, но сейчас соцзащита требует вернуть деньги обратно, ссылаясь на то, что выплата назначена неправомерно — супруг девушки не работал и не состоял на бирже труда. Работники соцзащиты напирают на то, что за незаконное получение соцподдержки можно получить уголовное наказание. Рассказываем, что делать в такой ситуации.

В 90-е годы сотрудник милиции погиб при исполнении долга. В 2005 году его вдова воспользовалась правом на пособие и стала получать 10 500 ежемесячно. В 2017 году (спустя 12 лет) аудиторы спохватились, что пособие назначено ошибочно. Деньги полагаются семьям военных, а муж женщины — сотрудник МВД.

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Переплата образует неосновательное обогащение, последствием которого, является возврат всего необоснованно полученного, однако, если отсутствует счётная ошибка или недобросовестность с Вашей стороны, то к рассматриваемому случаю применимы положения ч.3 ст. 1109 ГК РФ.

О счетной ошибке лучше сообщать заранее, так как получатель пособия или другой выплаты, в том числе и заработной платы, должен знать ее точную сумму (ну или примерную). И если вы заметили, что было перечислено хоть на 100 рублей больше, то лучше позвонить в ответственный орган (отдел соцзащиты), и сообщит, что выплата приходит в завышенном размере. В этом случае вам предоставят реквизиты, по которым нужно вернуть излишне выплаченную сумму.

К сокрытию реальных доходов может относиться тот случай, если гражданин, например, не предоставил информацию о доходах, полученных от сдачи квартиры или о выигрыше в лотерею. Но если эти доходы были оформлены и задекларированы по всем правилам, но не попали к органу соцзащиты по причине, например, не полностью переданных данных из ФНС, то это точно не вина получателя пособия.

Еще почитать --->  Ежемесячный взнос в адвокатскую палату москвы с 2021 г

Об излишне перечисленных средств социальной поддержки ветеранам БД

Доброе утро! Вчера с социальной защиты поступило письмо о возврате излишне выплаченных денежных средств за период с 01.05.2013 по 31.10.2019 г. в связи с переменой места жительства (в черте города). Сумма внушительная. Переплата выявилась когда супруг написал заявление о предоставлении льгот по ЖКХ. Параллельно с него взяли заявление об удержании излишне перечисленной суммы с причитающихся к выплате сумм ЕДК в оплате ЖКУ ВБД. Но в связи с изменением с 2020 года Порядка удержания излишне перечисленной суммы с причитающихся к выплате сумм ЕДК (ссылка из письма) соцзащита просит возместить самостоятельно оставшуюся сумму задолженности, т.к. часть средств уже были удержаны. Вопрос: разве выплаты прекращаются не автоматически, а в заявительном порядке? И есть ли возможность ссылки на ст. 196, 199 ГК РФ предусматривающие невозможность взыскания по истечении срока исковой давности. Благодарю.

2. Право на ежемесячную денежную компенсацию при условии начисления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги имеют:
д) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
21. Ежемесячная денежная компенсация не назначается, а выплата ранее назначенной ежемесячной денежной компенсации прекращается при наступлении следующих обстоятельств:
В случае переезда получателя ежемесячной денежной компенсации в пределах Республики Башкортостан ежемесячная денежная компенсация подлежит перерасчету и выплате филиалом (отделом филиала) ГКУ РЦСПН по новому месту жительства гражданина начиная с месяца переезда в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения; http://docs.cntd.ru/document/9.

Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора — взыскиваются в судебном порядке.

  • коррупция
  • финансы
  • авторское право
  • алименты
  • армия
  • выборы
  • гражданство
  • дети
  • договоры
  • документы
  • доступ к информации
  • жилье
  • ЖКХ
  • здоровье
  • избирательные права
  • имущество
  • Конституционные права
  • лишение прав
  • налоги и кредит
  • наследство
  • недвижимость
  • образование
  • пенсии
  • полиция
  • права потребителей
  • правосудие
  • предпринимательство
  • прокуратура
  • свобода слова
  • свобода совести
  • семья
  • собрания, митинги
  • собственность
  • субсидии и льготы
  • транспорт
  • трудовые отношения
  • уголовное право
  • частная жизнь
  • штрафы
  • экология

Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении А.Г. меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законом с 01.02.2010 г.
В обоснование заявленных требований указал, что А.Г. пользуется льготами как педагог, проживающий в сельской местности. До февраля 2010 года также пользовалась льготами как пенсионер с большим страховым стажем, после — в предоставлении данной льготы ей отказано. Между тем как педагог, проживающий в сельской местности, А.Г. пользуется льготами по бесплатному отоплению и освещению, а как пенсионер с большим страховым стажем имеет льготу на оплату 50% расходов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение). Меры социальной поддержки, на которые имеет право А.Г., различны по своему содержанию, в связи с чем, прокурор считает, что истец вправе получать льготы по обоим основаниям.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года исковые требования прокурора удовлетворены. На межрайонное территориальное управление N 2 Министерства социального развития Пермского края возложена обязанность предоставить А.Г. с 01.02.2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в размере и порядке, определенном законодательством (л.д. 36-38).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 года решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Межрайонного территориального управления N 2 Министерства социального развития Пермского края без удовлетворения (л.д. 60-63).
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 20.10.2011 г., Межрайонное территориальное управление N 2 Министерства социального развития Пермского края просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новое решение об отказе в иске, указывая, что действующим региональным законодательством предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг таким категориям граждан как пенсионерам, имеющим большой страховой стаж и педагогам-пенсионерам, при этом гражданину предоставлено право выбора получения указанной меры по одному из оснований.
Вывод суда том, что гражданин вправе получать указанную меру социальной поддержки по двум основаниям, поскольку она имеет различный объем, не соответствует положениям п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.06.2010 г. N 628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», при этом разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Законом не предусмотрено. Таким образом, А.Г. могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию, либо как педагогическому работнику, либо как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж. Обжалуемые решения влекут выплату компенсации по одной мере социальной поддержки в двойном размере.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что А.Г. является пенсионером с большим страховым стажем (л.д. 14 об). Кроме того, А.Г. является членом семьи педагога — супруга А., и в этой связи пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) (л.д. 51).
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что меры социальной поддержки, которыми пользуется А.Г. как член семьи педагога-пенсионера, проживающего в сельской местности, не являются той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, поскольку указанные меры предусматривают различный объем компенсируемых коммунальных услуг.
Президиум находит надзорную жалобу Межрайонного территориального управления N 2 Министерства социального развития Пермского края обоснованной, решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 года подлежащими отмене в связи с существенным нарушениями норм материального права.
Меры социальной поддержки пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, регулируются Законом Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» (ст. 2).
Меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих в сельской местности, регулируются Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст. 55), на региональном уровне Законом Пермского края N 628-ПК от 01.06.2010 «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (ст. 1, 2).
Указанными законами субъекта предусмотрено право пенсионера, имеющего большой страховой стаж, на получение меры социальной поддержки в виде оплаты жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению). И право педагогических работников, работающих в сельской местности, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения (наем жилого помещения, содержание а ремонт (текущий) жилого помещения) и отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещения и отопления жилого помещения); отопления (теплоснабжения); твердого топлива; газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Данные меры социальной поддержки пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Принимая оспариваемые судебные постановления, судебные инстанции не учли, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009 г. N 44-Г09-5).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 628-ПК от 01.06.2010, настоящий Закон распространяется на постоянно проживающих в Пермском крае: педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей; а также педагогических работников, вышедших на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет, а также если при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
В связи с этим, А.Г., в силу п.п. 2, 3 ст. 2 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 и п. 3 ст. 1 Закона Пермского края N 628-ПК от 01.06.2010 мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию, либо как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, либо как члену семьи педагогического работника, по выбору А.Г.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 1019-О-О).
Получение гражданами мер социальной поддержки по нескольким основаниям до 01.01.2010 года не свидетельствует о праве на их получение в настоящее время, поскольку федеральное законодательство и законы субъекта Российской Федерации положений о предоставлении одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям ранее не содержали.
Неправильное толкование норм материального права судебными инстанциями влечет предоставление А.Г. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, что нарушает баланс публичных и частных интересов. Данное обстоятельство является фундаментальным нарушением правовых норм, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
Поскольку судом первой и второй инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, то принятые судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29.03.2011 года вступило в законную силу 03 мая 2011 года и с указанной даты подлежало исполнению. Выплата А.Г. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, могла производиться до настоящего момента в полном объеме.
Перечень дел, по которым в случае отмены решения суда в порядке надзора не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, установлен ч. 3 ст. 445 ГПК РФ. Дело о взыскании денежных сумм, связанное с выплатой пособий, в этот перечень не включено.
Вместе с тем, суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
В связи с этим оснований для поворота исполнения решения и взыскании с истца выплаченных сумм президиум не находит.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

Еще почитать --->  Что делать если шумят в отеле после 23

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Почему отменяют льготы ветеранам труда: последние новости

Почему отменяют льготы (определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения) ветеранам труда и какие преференции останутся для данной категории лиц, зависит от способностей бюджета. Послабления имеют региональное и федеральное значение, финансирование на обозначенных уровнях разнится.

Это указывает на то, что при достижении пенсионного возраста лицо не может использовать послабления, пока не уволится. Данный вопрос является спорным, так как, с одной стороны, топ-уровень обеспечения работающего лица выше, чем нетрудящегося пенсионера. С другой стороны, подданный имеет звание, что подтверждено получением удостоверения. Поэтому он вправе воспользоваться привилегиями. Региональным властям нужно пересмотреть подход к моменту начала предоставления льгот.

Одна из таких привилегий – возможность выбрать период для положенного отпуска. Однако нужно предварительно уведомить об этом своего работодателя. Также такие льготники могут уходить в отпуск без сохранения зарплаты сроком не более, чем на 14 дней, превысив лимит доступных выходных дней такой категории.

Следует заметить, что скидка в любом случае предоставляется только на самого ветерана труда и не распространяется на остальных членов семьи, не принадлежащих к льготной категории лиц. К примеру, если в квартире проживает ветеран труда и трое трудоспособных членов семьи, то общая стоимость ЖКУ делится на всех жильцов квартиры, а скидка учитывается только в отношении доли расходов, приходящихся на получателя льготы.

Еще почитать --->  Квитанция на оплату налога на землю с физических лиц

То есть в данном Постановлении в вышеуказанных пунктах не установлена обязанность работодателя уведомлять об увольнении работника, а установлена обязанность именно граждан, получающих компенсацию расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсаций расходов, известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств лично, либо путем отправки заявления. Поэтому, эта обязанность возлагается именно на самого работника — гражданина, получающего компенсацию расходов.

29. Граждане, получающие компенсации расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсаций расходов, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств лично, путем отправки заявления по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в форме электронного документа. В последнем случае заявление должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании простой электронной подписи заявление представляется на бумажном носителе в уполномоченный орган в течение пяти дней со дня подачи заявления.
30. В случае, если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации расходов либо прекращение ее выплаты, необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов.
При отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. http://docs.cntd.ru/document/453125887

Решение о льготных выплатах принимается в десятидневный срок. При отказе можно подать иск в районный суд. При положительном исходе компенсация начисляется в следующем месяце. Для перечисления суммы выплат необходим расчетный счет в банке. Эти средства не облагаются налогами.

  1. Паспорт.
  2. Удостоверение ветерана труда.
  3. Справка о составе семьи. Её необходимо получить заранее в паспортном столе. Нужно внимательно отнестись к этому вопросу, поскольку действие данного документа всего десять рабочих дней.
  4. Квитанции и чеки об их оплате. Льгота предоставляется только в том случае, когда нет задолженностей.
  5. Документ, подтверждающий право собственности на жильё.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

То же самое касается и оформления льгот ветеранам педагогического труда в Нижегородской области. Это звание было учреждено в 1974 году, и существовавшее на тот момент Положение содержало огромный перечень наград и медалей, необходимых для получения статуса. В 1995 г. его упразднили, и стал использоваться общий термин – «ветеран труда».

Меры соцподдержки должны создавать достойные условия жизни гражданам, сохранять их здоровье и уровень жизни — а значит обеспечивать достоинство личности, обратили внимание в ВС. Гражданская коллегия сослалась на ст. 22 Всеобщей декларации прав человека ООН. По ней каждый член общества имеет право на соцобеспечение и необходимость соблюдения его прав, необходимых для поддержания достоинства и для развития личности. А по ст. 25 того же документа предусматривает право на необходимый для поддержания здоровья жизненный уровень. То же говорится и в ст. 39 Конституции России, указал ВС- она гарантирует право каждого на соцобеспечение по возрасту и в случае болезни.

Если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение — в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда, делает вывод Верховный суд. Ведь соцобеспечение неразрывно связано с их личными неимущественными правами и благами.