Как пролицензировать военно-врачебную экспертизу

Особенности лицензирования военно-врачебной экспертизы в современных условиях

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. М., 2013. 132 с.
Трушин А.П., Лунин А.П., Арсентьев А.Г. О некоторых проблемных вопросах медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, и их решении в соответствии с нормами действующего законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 10; Ефремов А.В. О повторном освидетельствовании граждан призывного возраста, признанных ограниченно годными к военной службе (по материалам судебной практики) // Там же. N 10.

Из содержания ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 9, ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, следует, что лицо, получившее лицензию на проведение ВВЭ, вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности медицинская деятельность, подлежит осуществлению только по тем адресам, которые указаны в полученной лицензии. Так как основу ВВЭ граждан, подлежащих призыву на военную службу, составляет комплекс их осмотров врачами-специалистами и некоторых исследований, проводимых в соответствии с совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации и Минздрава России от 23 мая 2001 г. N 240/168 , необходимо иметь лицензию на проведение данных услуг (работ) (письмо Минздрава России от 23 июля 2013 г. N 12-3/10/2-5338 ). Так, как свидетельствуют размещенные на официальном сайте Росздравнадзора сведения о наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности, военный комиссариат Московской области (ОГРН 1047710000326) имеет лицензию ФС-99-01-008942 от 6 ноября 2014 г. на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу и при проведении медицинских экспертиз по военно-врачебной и врачебно-летной экспертизе. Особое внимание обращает на себя тот факт, что из 33 обособленных структурных подразделений (отделов военных комиссариатов в муниципальных образованиях Московской области) лицензия имеется только на один адрес фактического проведения ВВЭ: Московская область, город Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 26. В то же время военный комиссариат города Москвы (ОГРН 1037739388807) имеет лицензию N 77-01-003998 от 20 ноября 2008 г. не только на ВВЭ, но и на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, как и при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, стоматологии, терапии, хирургии, а также при осуществлении специализированной медицинской помощи по военно-врачебной экспертизе, дерматовенерологии, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, психиатрии, стоматологии, терапии, хирургии. Но и в данном военном комиссариате существует серьезный недостаток: из 30 территориально обособленных отделов лицензия оформлена только по одному адресу: город Москва, ул. Угрешская, д. 3, стр. 1.

53. Заинтересованные лица имеют право на письменное досудебное обжалование действий (бездействий) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Росздравнадзора или Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации при исполнении государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1996, N 1, ст. 4, 1997; N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2001, N 17, ст. 1646; 2002, N 2, ст. 129; N 10, ст. 965; N 22, ст. 2029; N 24, ст. 2254; N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 154; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 637; N 52, ст. 5505; 2007, N 1, ст. 35; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6232; 2008, N 7, ст. 543; N 19, ст. 2098; N 30 , ст. 3612; 2009, N 18, ст. 2150; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5271; 2010, N 26, ст. 3247);

Медицинская экспертиза

В отдельных случаях по решению местных органов управления здравоохранением экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Освидетельствование граждан, поступающих на службу проводится ВВК в очном порядке (заочное освидетельствование запрещено Положением) с обязательным обследованием врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматологом, при необходимости — другими врачами-специалистами, женщины в обязательном порядке обследуются гинекологом.

Согласно Инструкции, направление на освидетельствование в ВВК граждан, поступающих на службу, в образовательные учреждения, сотрудников производится начальником (руководителем) органа внутренних дел, имеющим право назначения на должность и на увольнение, или начальником кадрового аппарата органа внутренних дел со ссылкой на решение соответствующего начальника (руководителя) органа внутренних дел, срок действия направления на освидетельствование — три месяца. Перед выдачей направления на медицинское освидетельствование руководство органов внутренних дел запрашивает (для представления к рассмотрению ВВК) на граждан, поступающих на службу или на учебу в образовательные учреждения, сведения и результаты исследований, предусмотренные Инструкцией.

Еще почитать --->  Какие особенности административной ответственности индивидуальных предпринимателей вы можете назвать

Отдельно можно указать на требования об отмене решения призывной комиссии на том основании, что у призывной комиссии отсутствует лицензия на производство военно-врачебной экспертизы. Следовательно, заключение ВВК о годности к военной службе по состоянию здоровья не может быть признано законным. В таких случаях истцы настаивают на том, что категория годности может быть определена исключительно путем проведения военно-врачебной экспертизы. А производство военно-врачебной экспертизы является лицензируемым видом деятельности согласно Постановлению правительства РФ от 16.04.2012 года №291. В свою очередь суды не разделяют такой подход. В судебных решениях указывается, что ссылки заявителя на отсутствии у призывной комиссии лицензии на производство военно-врачебной экспертизы, являются несостоятельными, поскольку работы по медицинскому освидетельствованию граждан при призыве на военную службу не относятся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с «Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 291. Также суды указывают, что военно-врачебная экспертиза, для проведения которой требуется лицензия, не определяет категорию годности граждан к военной службе по призыву, это делается врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, а действующие законодательство не содержат императивного указания на необходимость лицензирования деятельности врачей-специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан при их призыве на военную службу.
В соответствии с п.п. 1-3 раздела I Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от № 565, не предусмотрено прохождение гражданами, подлежащими призыву на военную службу, военно-врачебной экспертизы с вынесением экспертного заключения, которое является самостоятельным актом, порождающим юридические последствия. В отношении призывников проводится медицинское освидетельствование врачами-специалистами муниципальных лечебных учреждений, которые выделяются руководителями медицинских организаций по заявке военного комиссара, имеющие все необходимые права на осуществление медицинской деятельности. Однако, суды не пытаются системно толковать положения первого и второго раздела данного Положения. В том числе положение п. 4 первого раздела, согласно которому освидетельствование входит в экспертизу, и во время проведения которого происходит изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
При этом неуверенность в правильности такого решения можно проследить и по добавлению в судебные решения «оправданий» следующего характера: «врач-специалист, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан и входящий в состав призывной комиссии Калининского района г. Уфы, наделен правом вынесения итогового заключения о категории годности граждан к военной службе, является должностными лицами юридического лица, у которого лицензия на производство военно-врачебной экспертизы имеется». Совершенно не ясно, зачем суды упоминают наличии лицензии у организаций, в которых работают врачи из призывной комиссии, если в этом же судебном решении делается вывод о том, что лицензия для осуществления такой деятельности не требуется. Зато в судебных решениях, где не затрагивается вопрос о необходимости лицензирования данной деятельности суды без сомнений указывают на то, что освидетельствование при призыве граждан на военную службу для определения категории годности является частью военно-врачебной экспертизы. Причём такое расхождение судебной практики выявлено даже в одном и том же суде, что свидетельствует о неясности правильного решения данного вопроса для судебных органов.
То есть судебная практика часто рассматривает освидетельствование граждан с целью определения их годности к военной службе некой иной деятельностью, не являющейся частью военно-врачебной экспертизы. И это несмотря на то, что порядок проведения такого освидетельствования урегулирован Положением о проведение военно-врачебной экспертизы.
То, что лицензия необходима для осуществления такой деятельности часто указывается органами власти субъектов РФ и различными общественными организациями. Так Калужское региональное общественное Движение «За права человека» указывало на данную проблему и консультировалось по этому вопросу с региональным Министерством здравоохранения: «Ответ из областного Минздрава на запрос о наличии лицензий у призывной комиссии на военно-врачебную экспертизу: «ПК не являются юридическими лицами, поэтому лицензия им выдана быть не может», но в конце письма сообщил: «нами направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и соц. развития о разъяснении порядка лицензирования военно-врачебной экспертизы, полномочий по контролю и надзору за указанной деятельностью». (Письмо Минздрава от 1.07.09). 21.07.09 получен ответ Управления по Калужской области Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на запрос об отсутствии лицензий у призывных комиссий на проведение врачебно-военной экспертизы. Смысл ответа: лицензия выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а призывная комиссия ни тем, ни другим не является. Так же в ответе областного Управления Росздравнадзора написано, что на мед. освидетельствование привлекаются врачи из лечебных учреждений, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, поэтому «лицензия на осуществление медицинской деятельности призывной комиссии не требуется». Лицензия на проведение военно-врачебной экспертизы даже не упоминается».
В Ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2008-2011 годы (доклады размещены в системе Консультант Регионы) также указывается на данную проблему и необходимость её скорейшего решения:
В 2008 году: «К сожалению, в Пермском крае сложилась ситуация, при которой военно-врачебная экспертиза призывников осуществляется без лицензии, что противоречит законодательству РФ».
В 2009 году: «В Пермском крае остается проблема лицензирования проведения военно-врачебной экспертизы в части определения у призывников категории годности к военной службе. На сегодняшний день освидетельствование призывников военно-врачебной комиссией военного комиссариата Пермского края осуществляется без лицензии, что нарушает права граждан на законность призыва на военную службу».
В 2010 году: «К сожалению, в Пермском крае, как и во многих субъектах Российской Федерации, продолжает сохраняться проблема с лицензированием военно-врачебной экспертизы. На сегодняшний день освидетельствование призывников военно-врачебной комиссией военного комиссариата Пермского края осуществляется без лицензии на этот вид деятельности, что не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права граждан»
В 2011 году: «2011 год в Пермском крае отмечен положительным изменением в части легитимности работы штатной военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Пермского края. В сентябре военным комиссариатом Пермского края получена лицензия на осуществление военно-врачебной экспертизы. Однако остается вопрос о возможности лицензирования этого вида медицинской деятельности на местах, в районах и городах Пермского края, где освидетельствуется основная масса призывников, а от решения призывных комиссий в районах зависит законность призыва по состоянию здоровья. Решение этого вопроса лежит в плоскости Министерства здравоохранения Пермского края».
К сожалению, в других регионах не удалось обнаружить аналогичные информационные обзоры, однако наличие судебных споров и неоднозначность подходов свидетельствует о наличии данной проблемы во многих регионах России.

Еще почитать --->  Основание Платежа Госпошлина

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе»

Независимая военно-врачебная экспертиза в Москве

В ходе независимой военно-врачебной экспертизы в Москве многие призывники ощущали неудобства. Если молодой человек предпочел пройти обследование в частной клинике, то военкомат не подошьет заключение врачей к делу. В этом случае они руководствуются тем, что в таких учреждениях за деньги могут написать любой диагноз. Многих интересует, законно ли такое отношение и насколько честной будет независимая врачебная комиссия.

В разных регионах и областях жители сообщают о том, что во время призыва врачам дают указания ставить положительный диагноз, а разбираться с появляющимися проблемами предпочитают уже после призыва. Изменить решение вряд ли получится, так как любые жалобы на состояние здоровья воспринимаются, как попытки откосить.

Как пролицензировать военно-врачебную экспертизу

Certain authors had examined in detail various techniques of assessment of diagnostic mistakes, and compared these various techniques for the evaluation of their real importance in improving quality of diagnosis-making. They proposed a unification of statistical and expertise-based methods.

  • — неполного и некачественного обследования;
  • — отсутствие (несовершенство) необходимых средств диагностики;
  • — недостаточная квалификация врачебного состава;
  • — сложности диагностики заболеваний;
  • — неправильной оценки результатов специальных исследований.

Экспертиза при воздействии токсических веществ исследует влияние ядов на органы и ткани, состояние здоровья тела. Яды – это другое название токсических веществ, то есть веществ, которые, попав в организм извне и действуя при определенных условиях, расстраивают здоровье или приводят к смерти.

Экспертиза при воздействии крайних температур исследует результаты воздействия на организм экстремально высокой или низкой температуры. Они объединяются в одну группу, так как последствия их влияния во многом сходны. Человек может пострадать от крайних температур:

Чтобы судьи могли это сделать, выводы судмедэкспертов должны: быть понятны, то есть изложены общедоступным языком; четко продемонстрировать связь между явлениями; быть убеждающими в своей обоснованности и объективности. Выводы судебно-медицинской экспертизы должны позволять суду приближать реальную оценку фактических обстоятельств к идеальной. На данный момент у российских судов не такой возможности, отсюда столько резонансных дел и всё нарастающее недовольство результатами медэкспертиз, как у пациентов, так и у медиков.

Сегодня всё чаще к мнению и знаниям судмедэкспертов суд обращается по так называемым «врачебным делам», когда в первую очередь необходимо оценить качество оказания медпомощи. Впрочем, в российском законодательстве даже еще нет термина, поясняющего, что такое «врачебная ошибка». В этой категории дел происходит больше всего споров. При этом каждая из сторон кивает в сторону необъективности другой, особенно, если одна из них — страховая компания или медучреждение.

Особенности лицензирования военно-врачебной экспертизы в современных условиях

Одним из наиболее частых поводов для обращений призывников и членов их семей на «горячие линии» в Общественную палату Российской Федерации, Союз комитетов солдатских матерей, в государственные органы является неправильное, по их мнению, определение категории годности к военной службе . В последнее время участились случаи обращения граждан, которых признали при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе, с вопросом о проведении повторного медицинского освидетельствования в целях отмены данного решения и вынесения заключения: «Годен к военной службе» .

Чичерин Л.П., Щепин В.О., Согияйнен А.А. Оптимизация медицинского обеспечения подготовки и призыва на военную службу. Ярославль, 2013. 136 с.
О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ от 20 авг. 2003 г. N 200: по сост. на 10 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2003. N 197 (специальный выпуск).
Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 14 июля 2010 г. N 523: по сост. на 10 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2010. N 264-1 (специальный выпуск).
Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 26 авг. 2003 г. N 206: по сост. на 10 нояб. 2014 г. а // Рос. газ. 2003. N 263.
Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Приказ ФСКН России от 9 января 2008 г. N 1: по сост. на 10 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2008. N 99.
Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности: Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457: по сост. на 10 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2004 г. N 206.
Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации: Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N 620: по сост. на 10 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2003. N 154.

Еще почитать --->  Характеристика на ребенка 10-12 лет по усыновлению

1. Таким образом, для суда я пытаюсь выяснить имела ли право призывная комиссия города принимать решение о моем призыве (т.е. выяснить есть ли у них лицензия). Нужно написать письмо в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения? Если да, то у федеральной службы нужно спрашивать наличие лицензии у конкретного лица. Кто это лицо (призывная комиссия города Н.– какие реквизиты ведь это временная структура, создаваемая постановлением главы администрации, там даже не указывается конкретный физический адрес…)?

2. Есть постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе».
На практике как оно применяется – как выяснить есть ли организации, имеющие право на эту деятельность? У них также должна быть лицензия на проведение военно-врачебной экспертизы?

Положение о независимой военно-врачебной экспертизе

1. Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее — независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее — заключение военно-врачебной комиссии).

Протокол медицинского освидетельствования гражданина и заключение независимой экспертизы оформляются секретарем комиссии в течение 5 рабочих дней с даты объявления гражданину заключения комиссии, подписываются председательствующим на заседании комиссии и участвующими в заседании экспертами и заверяются печатью экспертного учреждения.

В частности, именно в порядке таковой экспертизы, соответственно положениям ФЗ №181 от 24.11.1995, устанавливается наличие инвалидности у граждан Российской Федерации. На основании имеющегося заключения о данном обследовании инвалидам предоставляются разнообразные льготы, в которые входит как выплата пособий по инвалидности, так и обеспечение бесплатного доступа к различным благам. Примером таковых благ может служить бесплатный проезд в отдельных видах общественного транспорта, а также предоставление необходимой реабилитации за счёт государства.

Дополнительным нормативным документом, который более полно раскрывает особенности применения военно-врачебных экспертиз, выступает Положение о военно-врачебной экспертизе, принятое в рамках правительственного Постановления №565 от 04.07.2013. При этом данная экспертиза в некоторых случаях может являться обязательной. Однако законодательство прямо предусматривает возможность граждан при изъявлении несогласия с наличествующими заключениями государственных экспертов пройти независимый аналог таковой экспертизы с полным правом самостоятельного выбора экспертов и проводящих необходимые исследования учреждений.

Как пролицензировать военно-врачебную экспертизу

  • к военной службе,
  • годности к службе, приравненной к военной службе,
  • обучению и военной службе по конкретным военно-учетным специальностям,
  • обучению и службе по специальностям в соответствии с занимаемой должностью,
  • установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы,
  • решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых статьей 2 «Военная служба. Военнослужащие» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Под определившимся врачебно-экспертным исходом военно-врачебной экспертизы понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе.

Гражданин, желающий прибегнуть к услугам экспертов, будет вынужден самостоятельно оплатить экспертизу. С выбранным экспертным учреждением гражданином или его представителем заключается договор, по которому гражданину оказываются соответствующие услуги. В Положении о независимой экспертизе отсутствует порядок компенсации расходов в случае, если решение, послужившее основанием для назначения независимой экспертизы, будет успешно оспорено. Решить вопрос с компенсацией расходов на экспертизу придется путем обращения с иском в суд.

Состав экспертов, производящих независимую экспертизу, должен соответствовать по врачебным специальностям составу врачей-специалистов, участвовавших в вынесении заключения военно-врачебной комиссии (заключения о категории годности гражданина к военной службе).