Кто может быть членом ликвидационной комиссии в кредитном кооперативе

Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Порядок и сроки ликвидации юридического лица назначаются органом, который осуществлял его регистрацию и всеми учредителями ликвидируемого органа. Все документы, а также полномочия компании переходят в руки ликвидатора. Более того, в ходе судебного процесса, от лица юридического лица будет говорить и действовать ликвидационная комиссия.

  • руководитель ликвидируемой компании (нередко назначается кто-либо из акционеров компании, чтобы делами по расформированию предприятия занимался человек, изнутри знающий его работу);
  • акционерное общество закрываемого предприятия (в состав комиссии могут входить только некоторые его члены);
  • главный бухгалтер (его заместитель, если таковая должность имеется);
  • юридических штаб компании или главный юрист.

Ликвидационная комиссия

уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Помимо Компании, доступ к своим персональным данным имеют сами Субъекты; сотрудники Компании; лица, осуществляющие поддержку служб и сервисов Компании, в необходимом для осуществления такой поддержки объеме; иные лица, права и обязанности которых по доступу к соответствующей информации установлены законодательством РФ.

Ликвидация кооператива

Вопрос 9. Каким образом осуществляется возврат денежных средств из резервного фонда? При исполнении кооперативом всех обязательств перед пайщиками и исполнении пайщиками обязательств перед кооперативом до принятия решения о ликвидации кооператива, могут ли денежные средства, направленные на формирование резервного фонда возвращены пайщику (резервный фонд формировался за счет добровольньi дополнительных взносов пайщика кооператива)?

Вопрос 7. Каким образом кооператив должен соблюдать положения Федерального закона № 115-ФЗ? На данный момент специальным должностным лицом является директор кооператива, — в дальнейшем все документы, подписываемые СДЛ по-прежнему будет подписывать Директор? Что делать если долж ность директора будет упразднена в связи с переходом его полномочий к главе лик видационной комиссии? Каким образом направлять сообщения в Росфинмониторинг: будет ли корректно использовать ранее полученную на директора ЭЦП для заверения ФЭС? С учетом отсутствия деятельности в период ликвидации необходимо ли проводить обучение сотрудников и вносить изменения в ПВК в случае внесения изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность по ПОД/ФТ/ФРОМУ?

ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

Основанием для признания решения суда о ликвидации кооператива могут являться факты нарушения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, отсутствие соответствующих разрешений или лицензий (если такие требуются по роду деятельности), признание кооператива банкротом и т.д.

Тема: КПКГ: Вывод учредителей из реестра

Однако, далее:
Статья 5. Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан являются:
добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан; свобода выхода из кредитного потребительского кооператива граждан независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан; равенство прав и обязанностей всех членов кредитного потребительского кооператива граждан независимо от размеров паевых взносов при принятии решений; личное участие членов кредитного потребительского кооператива граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.

Статья 7. Прекращение членства в кредитном потребительском кооперативе граждан
1. Членство в кредитном потребительском кооперативе граждан прекращается в случаях:
— добровольного выхода из кредитного потребительского кооператива граждан;
— исключения из членов кредитного потребительского кооператива граждан на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и уставом кредитного потребительского кооператива граждан;
— смерти члена кредитного потребительского кооператива граждан или признания его умершим в установленном законом порядке.

3.1. Если ликвидационной комиссией путем совершения неправомерных действий или бездействия создаются условия, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее законодательством Российской Федерации, временная администрация обязана составить акт о воспрепятствовании.

При наличии оснований для привлечения членов ликвидационной комиссии к административной или уголовной ответственности временная администрация принимает меры к передаче материалов лицу, к компетенции которого отнесено принятие решения о возбуждении административного производства, либо в правоохранительные органы.

Банкротство кооператива

  • Размер долга перед кредиторами от 100 000 рублей и выше. Условия о выплате долгов не выполняются в течение двух недель с даты их наступления.
  • Если КПК не в состоянии в течение двух недель со дня вступления в законную силу судебного решения вернуть долг.
  • Банкротство кооператива возможно, если общая цена за имущество КПК меньше его задолженности перед кредиторами.
  • Если временная администрация не смогла сделать КПК финансово платежеспособным.

    Если руководство кооператива будет признано виновным, его могут привлечь к административной (а иногда и к уголовной) ответственности. Произойдет это в том случае, если арбитражный суд выявит действия (либо бездействие), ставшие причиной финансовой несостоятельности кредитного кооператива.

    Кто может быть членом ликвидационной комиссии в кредитном кооперативе

    2.5. Временная администрация в течение 10 рабочих дней со дня представления ликвидационной комиссией запрошенных документов и сведений осуществляет их рассмотрение, в том числе в части соответствия деятельности ликвидационной комиссии требованиям законодательства Российской Федерации, и документально фиксирует результаты контроля.

    1.1. Временная администрация ликвидируемого кредитного кооператива (далее — временная администрация) осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии кредитного кооператива (далее — ликвидационная комиссия) непрерывно со дня назначения ликвидационной комиссии и до внесения записи о ликвидации кредитного кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц либо до прекращения деятельности временной администрации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

    Как уже отмечалось на страницах блога юридическое лицо, в том числе и потребительский кооператив, вправе самоликвидироваться опираясь на законодательство страны, т.е. законодательство России. Законодательство России предусматривая ликвидацию юридического лица указывает на обязательное выполнение процедуры ликвидации юридического лица, в том числе и кооператива. Об этом пойдёт речь ниже.

    Статья 62 ГК РФ возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица. Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК РФ).

    • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
    • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
    • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
    • в целях исследования рынка;
    • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
    • статистических целях;
    • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

    Получением данных документов процедуру регистрации потребительского кооператива в налоговом органе можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.

    Судебное делопроизводство

    В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитные Кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

    С учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд ликвидировать кредитный потребительский кооператив граждан «Приволжский» (ИНН , ОГРН , место нахождения: 603104, г.Н.Новгород, , оф.2, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ ). Возложить на учредителя кредитного потребительского кооператива граждан «Приволжский» обязанности произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

    Учитывая, что данная процедура нигде (по крайней мере я не нашел) подробно не расписана, выношу на «Ваш суд» примерный план действий по ликвидации потребительского кооператива. Если будут замечания/возражения/предложения — пожалуйста пишите в теме, буду править «по ходу пьесы». Камнями прошу не кидаться, кооперативы ни разу не ликвидировал.
    И так. Как мне видится процедура:
    1. Принятие решения о ликвидации.
    На данном этапе — проводим общее собрание пайщиков общества, на котором ставим вопрос о ликвидации. В законе не увидел, но полагаю, что решение должно приниматься единогласно (по аналогии с преобразованием кооператива).
    Соответственно в протоколе собрания пайщиков включаем следующие вопросы:
    — о ликвидации кооператива;
    — о порядке и сроках ликвидации (правда не совсем понятно что понимается под словом «порядок»);
    — о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
    Опять же вопрос, кто может войти в комиссию? Как насчет Председатель Правления, Председатель Совета и гл.бухгалтер?
    2. Уведомление регистрирующего органа.
    Вопрос был в соседней теме, но ответа не нашел. Не нашел ответа и на сайте местного Минюста.
    Формально потребительский кооператив — НКО, а значит как при ликвидации любого НКО нужно уведомлять Минюст. С другой стороны . при создании и в процессе деятельности с Минюстом не работали и не уведомляли. Получается, что и при ликвидации уведомлять не надо. Так?
    Если «да», то уведомляем только МИ ФНС по месту регистрации. Используем форму Р15001 (по поводу самой ликвидации) и Р15002 (о создании ликвидационной комиссии). Срок для уведомления 3 дня с момента вынесения решения (даты протокола собрания пайщиков). Форму Р15001 и Р15002 подписывает «главарь» ликвидационной комиссии, так? Кстати, кто его должен назначить собрание пайщиков или выбрать челны ликвидационной комиссии из своего числа? Первый вариант видится более простым, т.к. будет отражен в протоколе собрания пайщиков.
    По результатам получаем в МИ ФНС свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о нахождении общества в стадии ликвидации и т.д.
    3. Публикация сообщения о ликвидации.
    Публикуем сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации», издаваемом ФНС России. Там же указываем срок предъявления претензий (не менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения).
    Публикацию оформляет ликвидационная комиссия.
    4. Составление Промежуточного Ликвидационного Баланса (далее ПЛБ).
    С момента публикации в «Вестнике . » выжидаем 2 месяца, после чего составляем ПЛБ (это дело бухгалтерии).
    Баланс утверждаем общим собранием пайщиков и вместе с протоколом и формой Р15003 несем в МИ ФНС.
    5. Рассчитываемся с кредиторами.
    Будем считать, что кредиторов у кооператива не много и средств для расчетов хватает.
    6. Составление Ликвидационного Баланса (далее ЛБ).
    После того как всех уволили и со всеми рассчитались — составляется ЛБ.
    Если осталось что-то — делим между пайщиками, если нет — «на нет и суда нет».
    Правда возникает вопрос с «неделимым фондом», который необходимо передать . ммм . по закону — другому (другим) потребительскому обществу (потребительским обществам) или союзу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества. Вероятно неделимый фонд лучше заранее «пропить» , т.к. отдавать что-то кому-то . вероятно будет жалко. Сразу вопрос, если все же в фонде что-то имеется, кому это что-то передать, если пайщики неделимый фонд «делить» не могут?
    7. Исключение из ЕРЮЛ.
    Для этого руководитель Ликвидационной комиссии подает в МИ ФНС:
    — ликвидационный баланс;
    — квитанцию об уплате госпошлины;
    — заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица, составленное по форме № Р16001;
    — номер журнала «Вестник государственной регистрации» или копию бланка-заявки с отметкой представительства журнала о приеме сообщения при наличии этой публикации в одном из номеров журнала.
    Далее получаем документ о ликвидации и . все. Работа завершена.

    Еще почитать --->  Кто может быть женой чернобыльца

    Статья 14

    2. Органом кооператива, правомочным принимать решения о его добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, является общее собрание членов кооператива.
    3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе предъявить в суд требование о ликвидации кооператива в случае неоднократного или грубого нарушения положений настоящего Федерального закона, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
    4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия на управление делами кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.
    5. Член кооператива, которому кооператив предоставил в пользование жилое помещение, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса вправе внести оставшуюся часть своего паевого взноса.
    6. В случае ликвидации кооператива проводится обязательная оценка имущества (движимого и недвижимого имущества, прав требования, долгов) ликвидируемого кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Проведение указанной оценки должно предшествовать утверждению промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия по требованию членов кооператива обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества ликвидируемого кооператива.
    7. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
    8. Имущество кооператива, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кооператива пропорционально их паям.
    Комментарий к статье 14
    Нормами статьи установлены специальные правила ликвидации ЖНК. Общие правила ликвидации организации установлены в ГК РФ.
    1. ЖНК может быть ликвидирован добровольно или по решению суда в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона N 215-ФЗ, других федеральных законов и устава ЖНК.
    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению (см. п. 2 ст. 61 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ):
    — его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
    — суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
    Ликвидация ЖНК влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей ЖНК в порядке правопреемства к другим лицам.
    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (см. п. 1 ст. 61 ГК РФ).
    Налоговые последствия ликвидации юридического лица определены в ст. 49 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации». Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством РФ. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.
    Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
    Распределение имущества ликвидируемой организации между ее участниками (акционерами) производится только после завершения расчетов с ее кредиторами.
    2. Органом ЖНК, правомочным принимать решения о его добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, является общее собрание членов ЖНК.
    Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, установлены в ст. 62 ГК РФ.
    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица (в данном случае — общее собрание членов ЖНК) (см. п. 1, 2 ст. 62 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ):
    — обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (ФНС России) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
    — назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
    Порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.
    Ликвидационная комиссия (см. п. 1 ст. 63 ГК РФ):
    — помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;
    — принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
    После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (см. п. 2 ст. 63 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
    Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (см. п. 3 ст. 63 ГК РФ).
    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (см. п. 5 ст. 63 ГК РФ в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
    3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (см. п. 3 ст. 61 ГК РФ).
    Требование о ликвидации ЖНК в случае неоднократного или грубого нарушения положений Закона N 215-ФЗ, а также в иных предусмотренных Законом N 215-ФЗ случаях вправе предъявить в суд федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ФСФР России).
    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия (см. п. 4 ст. 61 ГК РФ).
    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (см. п. 1 ст. 65 ГК РФ).
    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации (см. п. 2 ст. 65 ГК РФ).
    Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ (см. п. 3 ст. 65 ГК РФ).
    4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (см. ст. 62 ГК РФ).
    С момента назначения ликвидационной комиссии ЖНК к ней переходят все полномочия на управление делами ЖНК. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого ЖНК выступает в суде.
    5. Член ЖНК, которому ЖНК предоставил в пользование жилое помещение, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса вправе внести оставшуюся часть своего паевого взноса.
    6. В случае ликвидации ЖНК проводится обязательная оценка имущества (движимого и недвижимого имущества, прав требования, долгов) ликвидируемого ЖНК в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Проведение указанной оценки должно предшествовать утверждению промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия по требованию членов ЖНК обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества ликвидируемого ЖНК.
    Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (действует в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также из международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора РФ (см. ст. 1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
    Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (см. ст. 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ).
    Для целей Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
    Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
    — одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
    — стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
    — объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
    — цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
    — платеж за объект оценки выражен в денежной форме (см. ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ).
    Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики) (см. ст. 4 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    К объектам оценки относятся (см. ст. 5 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»):
    — отдельные материальные объекты (вещи);
    — совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
    — право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
    — права требования, обязательства (долги);
    — работы, услуги, информация;
    — иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
    В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других (см. ст. 7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    Проведение оценки объектов оценки является обязательным:
    в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при:
    — определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
    — использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
    — продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
    — переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
    — передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
    а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при:
    — национализации имущества;
    — ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
    — составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
    — выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
    — проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
    Действие ст. 8 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, возникающие:
    — при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества;
    — в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
    — в случаях, установленных Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (см. ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ).
    Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
    В случаях, предусмотренных законодательством РФ, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством РФ (см. ст. 9 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
    Договор должен содержать:
    — основания заключения договора;
    — вид объекта оценки;
    — вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
    — денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
    — сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
    В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.
    Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.
    В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством РФ (см. ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки установлены в ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
    Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки.
    Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
    В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
    В отчете должны быть указаны:
    — дата составления и порядковый номер отчета;
    — основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
    — место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
    — точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
    — стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
    — последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
    — дата определения стоимости объекта оценки;
    — перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
    Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
    Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
    Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком — индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем (см. ст. 11 Федерального закона в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ).
    Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное (см. ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.
    Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством РФ (см. ст. 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
    7. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ЖНК утверждаются общим собранием членов ЖНК по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ФСФР России).
    8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов ЖНК имущество ЖНК распределяется между членами ЖНК пропорционально их паям.
    Удовлетворение требований кредиторов юридического лица осуществляется в порядке, установленном в ст. 64 ГК РФ.
    При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (см. п. 1 ст. 64 ГК РФ):
    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
    При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом (см. п. 1 ст. 64 ГК РФ в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ).
    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (см. п. 2 ст. 64 ГК РФ).
    При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (см. п. 3 ст. 64 ГК РФ).
    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (см. п. 4 ст. 63 ГК РФ).
    В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (см. п. 4 ст. 64 ГК РФ).
    Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (см. п. 5 ст. 64 ГК РФ).
    Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (см. п. 6 ст. 64 ГК РФ).
    Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ).
    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (см. п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Еще почитать --->  Что входит в оплату коммунальных услуг при аренде квартиры

    Отдельного внимания заслуживает руководитель ликвидационной комиссии. Так как в действующем законодательстве нет никаких указаний о составе ликвидационной комиссии, то и о руководителе такой комиссии тоже нет никаких данных. Если опираться на существующую правоприменительную практику, то в качестве руководителя такой комиссии может быть назначен:

    • действия по определению размеров налогов, которые следует уплатить организации при ликвидационных мероприятиях, а также выплата этих налогов государственным органам;
    • формирование и направление в уполномоченные органы налоговой и финансовой или бухгалтерской отчетности, которая будет демонстрировать фактическое состояние дел в ликвидируемой организации;
    • проведение процедуры формирования плана ликвидационных мероприятий для конкретной организации;
    • проведение оценочных мероприятий для получения информации о том, каково финансовое состояние организации;
    • реализация аналитических действий в отношении существующих дебиторских и кредиторских задолженностей;
    • разработка плана мероприятий по взысканию и погашению выявленных задолженностей дебиторского и кредиторского типа;
    • направление всем имеющимся кредиторам личных уведомлений о принятом решении о ликвидации организации (при этом уведомление должно быть осуществлено и в форме личных уведомлений посредством деловой переписки, и в форме публикации в «Вестнике государственной регистрации»);
    • оценка имеющегося имущества путем проведения его инвентаризации, в том числе для оценки его стоимости и определения того, хватит ли вырученных после его продажи средств для погашения задолженностей перед кредиторами и государственными органами;
    • в том случае, если при подготовке предварительного ликвидационного баланса будет установлено, что средств недостаточно для расчета со всеми кредиторами, от руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора требуется подготовка специального заявления в арбитражный суд для признания организации банкротом;
    • оформление и предоставление в контролирующие государственные органы промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
    • проведение процедуры расторжения трудовых договоров с сотрудниками организации, а также осуществление тех выплат, которые положены в случае такого основания для расторжения трудовых правоотношений;
    • финансовые действия по оплате установленных государственных пошлин, а также проводимых публикаций в аккредитованных средствах массовой информации с целью осуществления должного сопровождения ликвидационного процесса.
    Еще почитать --->  Плановое Отключение Электроэнергии Москва

    Как ликвидировать потребительский кооператив

    Как уже отмечалось на страницах блога юридическое лицо, в том числе и потребительский кооператив, вправе самоликвидироваться опираясь на законодательство страны, т.е. законодательство России. Законодательство России предусматривая ликвидацию юридического лица указывает на обязательное выполнение процедуры ликвидации юридического лица, в том числе и кооператива. Об этом пойдёт речь ниже.

    Статья 62 ГК РФ возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица. Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК РФ).