Органы Дознания 2021

13. По тем же соображениям («больше некому») право и обязанность безотлагательного возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий имеют капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, и главы дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации (часть третья комментируемой статьи). Перечисленные должностные лица не только не обладают правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, но, что примечательно, не относятся даже к органам дознания.

11. Согласно пункту 4 части первой комментируемой статьи к органам дознания относятся органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 40 УПК РФ

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет полиция, одним из основных направлений деятельности которой является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц . В состав полиции входят подразделения, на которые возлагается производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам и осуществление оперативно-розыскной деятельности .

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

Полномочия дознавателя линейного подразделения на транспорте МВ России по предупреждению преступлений регламентированы Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в редакции от 30 декабря 2011 года) «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений». В соответствии с п.14 указанного нормативного акта дознаватель:

Органы дознания несут огромную нагрузку по борьбе с криминалом. К компетенции дознавателей отнесено около 50% процентов всех уголовных дел. Они ведут уголовные дела сотне с лишним составов УК. Особенно важна профилактическая роль органов дознания, пресекающих преступную деятельность на стадии совершения преступлений небольшой тяжести, чем предупреждают совершение опасных преступлений, таких, как разбои и убийства.

Еще почитать --->  Ответственность Депутата Представительного Органа Муниципального Образования

Этот порядок отличается от общего сроками составления итогового акта, с которым дело направляется в суд. При сокращённом дознании окончательный документ называется обвинительным постановлением, составление которого должно быть завершено через 10 суток с момента начала проведения дознания в сокращённой форме. Если дознавателю по какой-то причине не удаётся уложиться в эти сроки, то дальнейшее расследование проводится в общей форме.

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

Орган дознания

  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ
  • дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

Орган Пограничной службы оперативный — вид органа ПС РФ, наделенный в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочиями по ведению оперативной (оперативно розыскной, контрразведывательной, разведывательной) деятельности по охране ГГ, внутренних… … Пограничный словарь

Статья 40 УПК РФ

1. Органы дознания в уголовном процессе — государственные органы и должностные лица, которые в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.

Перечисленные субъекты при получении информации о преступлении в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела и производят любые следственные действия, необходимые в конкретной ситуации для закрепления следов преступления и пресечения преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Органы предварительного следствия и дознания

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Еще почитать --->  Если исполнительный лист по алиментам не предъявлен в течении 2 лет

Принятый 29 мая 2002 г. Федеральный закон внес в редакцию ч.7 ст.5 УПК РФ изменения, согласно которым перечень лиц, обозначаемых термином «дознаватель» был расширен. Им также стало называться лицо, которое обладает правомочием на реализацию других полномочий, указанных в УПК РФ. Однако эта редакция указанной части была несовершенной, так как все также усложняла осуществление неотложных следственных действий некоторыми лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, в частности главами подразделений УИС Минюста РФ. Вследствие этого в 4 июля 2003 г. в вышеуказанную норму внесена была новая поправка, которая сделала ее более удобной в части правоприменения.

При обращении к изначальной редакции рассматриваемой нормы, можно заметить, что дознавателем называлось то лицо органа дознания, которое было правомочно вести в форме дознания предварительное расследование. Это понятие не действовало в отношении лица, которое было назначено на должность дознавателя, а кроме того, в отношении лица, которое осуществляло неотложные следственные действия в связи с поручением главы органа дознания по тем уголовным делам, которые подследственны органам предварительного следствия. Потребность в подобном поручении объективно существовала. Она имеется и по сей день. Данное предопределено тем фактом, что, в частности, в штате уголовно-исполнительной системы Минюста РФ нет должности дознавателя. Глава органа либо учреждения УИС Минюста РФ, который уполномочен на осуществление неотложных следственных действий, по определенным объективным причинам не станет самостоятельно расследовать преступления. Практика показывает, что он поручает осуществление неотложных следственных действий максимально компетентному в правовом аспекте сотруднику своего органа либо учреждения. В какой степени законным выступает передача главой органа (учреждения) УИС Минюста РФ данных уголовно-процессуальных полномочий подчиненному ему сотруднику, можно ли считать доказательства, установленные при расследовании преступлений последним, приемлемыми — эти вопросы однозначно не истолковывались и являлись предметом множества научных диспутов. Помимо этого, изначальное понятие не распространялось на дознавателя, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.

Статья 40 УПК РФ

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).

Еще почитать --->  Что делать если алименщик переехал

10. Начальники военных учреждений, в уголовно-процессуальном смысле представляющие собой начальников органа дознания, будут являться ими и для филиалов военных учреждений. Дело в том что в соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал, являясь обособленным подразделением юридического лица, осуществляет функции юридического лица, т.е. военного учреждения, входит в структуру самого военного учреждения, а руководитель назначается юридическим лицом, т.е. военным учреждением. Кроме того, положения п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, исходя из буквального толкования, свидетельствуют о том, что органами дознания выступают не руководители филиалов, а начальники военных учреждений, которые и могут создавать соответствующие филиалы. При этом уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает наличие каких-либо воинских званий, которые должны иметь начальники военных учреждений как начальники органа дознания. Одним из обязательных требований является то, что военное учреждение должно входить в систему ВС РФ либо в систему другого воинского формирования. Речь в данном случае идет и о военно-медицинских учреждениях, военно-учебных учреждениях МО РФ, главного командования внутренних войск МВД РФ, пограничных войск ФСБ и т.д.

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.
  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

Статья 40

——————————— Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. № 368 (сейчас отмененном), начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

  • проведение предварительной проверки заявления о преступлении;
  • дознание по делам с производством обязательного предварительного следствия;
  • дознание по делам с производством необязательного предварительного следствия;
  • исполнение указаний и поручений следователя;
  • вынесение обвинительного акта.
  • принимает решения по результатам следственных действий и поручает дознавателю проверку информации о преступном деянии;
  • при наличии веских оснований может изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому;
  • имеет право отменять признанное незаконным постановление дознавателя, или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поданное прокурору (в случае, если оно является необоснованным).