Порядок Отражения Транспортного Налога В Бухгалтерском И Налоговом Учете

Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена за юрлицами. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц), считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. При этом месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ. Пунктом 1 статьи 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) согласно пункту 7 статьи 272 НК РФ признается дата начисления налогов (сборов).

Если налогоплательщик определяет расходы по методу начисления, ему следует руководствоваться статьей 318 НК РФ, устанавливающей порядок определения расходов на производство и реализацию. Расходы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые расходы и косвенные расходы. В учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов. Все иные расходы, не включенные в состав прямых, относятся к косвенным расходам, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ.

Наличие такой связи можно признать и в том случае, если автомобиль сдан в аренду. Поступающая в организацию арендная плата является доходом, следовательно, уплату транспортного налога за арендованный автомобиль можно рассматривать как одно из условий получения этого дохода.

В некоторых случаях можно отнести на расходы транспортный налог по автомобилю, собственником которого организация не является, но который не был снят с регистрационного учета в ГИБДД. Например, если бывший собственник внес автомобиль в уставный капитал другой организации и заключил с новым владельцем договор на аренду этого транспортного средства. Поскольку автомобиль использовался в производственной деятельности арендатора, ФАС Северо-Западного округа признал, что уплаченный им транспортный налог может уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку в этом случае критерии пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ соблюдаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А66-5535/2011).

Еще почитать --->  Характеристика на семью опекаемого от воспитателя

Транспортный налог бухгалтерский и налоговый учет

Отметим, что при расчете налога на прибыль можно учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т. д.). Это следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Транспортный налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

Не имеет значение, кто действительно эксплуатирует ТС, находится ли объект налогообложения в исправном состоянии или подлежит списанию, наступил ли по ТС моральный или физический износ. Ответы на все эти вопросы не волнуют налоговую инспекцию. Если на организацию зарегистрирован в ГИБДД транспорт, то обязанность по уплате налога с данного имущества присутствует.

Транспортный налог: начисление, бухгалтерские проводки и отчетность, а также образцы заполнения платежки

Учет налогов в бухгалтерском учете ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». В плане счетов предусмотрен субсчет для бухучета транспортного сбора. Как прописано в п. 5 ПБУ 10/99 он входит в состав расходов. Они, как правило, относятся к основной деятельности.

Не все средства передвижения используются в производстве. Транспорт может приобретаться для перевозки сотрудников, грузов, служебных поездок. И в этом случае они все равно будут способствовать получению дохода. Сдача транспорта в аренду не всегда является основной деятельностью, но полученные средства относятся к доходам юридического лица.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Транспортный налог является региональным налогом (ст. 14 НК РФ). При этом нормы ст. 270 НК РФ не содержат запрета на учет сумм указанного налога при расчете налогооблагаемой прибыли.
Таким образом, организация в общем случае вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы транспортного налога, начисленные в установленном НК РФ порядке (дополнительно смотрите письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182, от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108, от 27.12.2010 N 03-03-06/2/221, от 04.06.2006 N 03-06-04-04/28).
Документальным подтверждением затрат в виде сумм начисленного транспортного налога будут являться первичные документы: справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо ФНС России от 09.06.2011 N ЕД-4-3/9163@)*(1).
Организация обязана уплачивать транспортный налог в том числе по неиспользуемым в деятельности транспортным средствам (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.10.2011 N 03-05-05-04/24, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30.09.2919 по делу N 33а-5973/2019, апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 22.08.2018 по делу N 33а-7685/2018).
Вместе с тем, как уже было отмечено, для учета в целях налогообложения прибыли затраты должны отвечать требованиям, установленным нормой п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, они должны быть осуществлены (понесены) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом то обстоятельство, что транспортное средство, в отношении которого был начислен и уплачен транспортный налог, может не использоваться в производственной деятельности (находиться в простое, сданным на хранение или передано в аренду и т.п.), еще не свидетельствует о том, что такое транспортное средство в целом не используется в хозяйственной деятельности, а значит, в деятельности, направленной на получение дохода*(2).
Однако факт списания транспортного средства с бухгалтерского учета, на наш взгляд, может явиться основанием для привлечения внимания контролирующих органов в части обоснованности отнесения затрат на уплату транспортного налога в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом свидетельствует постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15.12.2011 по делу N А66-5535/2011 (далее — Постановление).
Так, согласно Постановлению суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отнесения затрат по уплате транспортного налога за транспортные средства, уже принадлежащие другому собственнику в расходы при исчислении налога на прибыль (транспортные средства были переданы организацией в уставный капитал другой организации, но вместе с тем использовались первой в ее деятельности на правах аренды), указав, что несвоевременное снятие с учета транспортных средств создает ситуацию неопределенности и способствует уходу организации от налогообложения.
Но апелляционная инстанция, отменяя указанное решение, пришла к выводу о том, что обязанность заявителя по уплате транспортного налога в отношении все еще зарегистрированного на организацию транспорта в силу положений законодательства Российской Федерации лежит именно на этой организации независимо от того, чьей собственностью они в данный момент являются. При этом апелляционный суд указал, что налогоплательщик правомерно уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы транспортного налога, поскольку спорные транспортные средства используются организацией в хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, в качестве полученных по договору аренды.
То есть в данной ситуации, хотя и было принято окончательное решение пользу налогоплательщика, при том что транспортные средства были списаны с его баланса, суд учел обстоятельства в его пользу, при которых произведенные налогоплательщиком затраты по уплате транспортного налога были оправданны, поскольку были направлены на непосредственное осуществление реальной хозяйственной деятельности.
То есть исход судебного процесса зависит от обстоятельств конкретной ситуации, сложившейся у налогоплательщика.
Однако само по себе наличие приведенного судебного разбирательства свидетельствует о несогласии налогового органа в части обоснованности отнесения затрат на уплату транспортного налога в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в ситуации, когда транспортные средства были списаны с баланса организации.
Значит, в случае, если организация решит учитывать сумму транспортного налога в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, ей следует быть готовой к налоговому спору, исход которого будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Еще почитать --->  Хикмет сабирабадский

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организация решит учитывать сумму транспортного налога в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не исключено, что свою точку зрения ей придется отстаивать в судебном порядке.

Транспортный налог для; организаций

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Снижение налоговой ставки до — транспортное средство облагается по налоговой ставке, сниженной относительно ставки, обычно применяемой для таких транспортных средств. При выборе этого варианта указывается пониженная налоговая ставка в рублях и код льготы (причина снижения налоговой ставки);