Звщитная речь адвоката по уголовному делу пример

Обвинение квалифицирует данное преступление по статье 105, части 2, пункту д: убийство, совершенное с особой жестокостью. Я согласен с данной квалификацией. Вот только применять данную санкцию нужно не к моему подзащитному, а настоящему убийце, чья личность на данный момент не установлена.

топором. Но на месте преступления был найден только нож с отпечатками пальцев подсудимого. Куда делся топор? Все дело в том, что мой подзащитный живет в коммунальной квартире, поэтому взять на общей кухне нож, которым недавно пользовался Алексей Иванович и оставил на нем отпечатки, не составляло большого труда. Другое дело топор. Мой подзащитный, выросший в городе, никогда не брал в руки топора, следовательно он не мог оставить отпечатков пальцев на орудии убийства. Убийца знал, что у следствия появятся подозрения по поводу наличия отпечатков пальцев только на ручке ножа, поэтому он прихватил топор с собой. Где был мой подзащитный во время совершения преступления. Свидетель Демидов, выгуливавший в этот вечер собаку, видел, как Фишер выходит из подъезда около 21:00. Сам Алексей Иванович утверждает, что он всю ночь гулял по набережной. Это косвенно подтверждается свидетелем Ивановой: будучи продавщицей круглосуточного киоска, она до самого утра наблюдала на набережной одинокую фигуру. Следы преступления. Такое преступление подразумевает, что одежда убийцы будет довольно сильно испачкана, однако ни на одежде, ни под ногтями, ни в квартире моего подзащитного не обнаружено никаких следов крови. Теперь мотив. Да, имела место ссора. Но по словам свидетелей, это была не первая ссора между Королёвой и Фишером, почему же она закончилась так трагически? Ведь мотив для совершения преступления был и у другого лица. Свидетель Чинякин поведал нам, что соседка Фишера по коммунальной квартире Лузина любила моего подзащитного и испытывала к Королёвой открытую неприязнь. А всем нам известно, что делает с женщиной ревность. К тому же Лузиной не составляло большого труда похитить с кухни нож с отпечатками пальцев Фишера. И это только

Так, в ходе судебных заседаний были допрошены потерпевшие, 90 % которых пояснили, что при осуществлении вкладов в ООО «………..» их никто не уговаривал, приходили в организацию уже с денежными средствами и с уверенным решением произвести вложение. Также поясняли, что информация, полученная из средств массовой информации и/или знакомых/родственников, ранее осуществлявших вклады, соответствовала действительности. Более того, проценты по вкладам по утверждению потерпевших производились в установленный срок. Фактически проценты перестали выдаваться после пресечения деятельности фирмы сотрудниками полиции. То есть, если бы сотрудники полиции не ограничили деятельность фирмы, изъяв технические средства, то ООО « ……. .» продолжила бы выдавать проценты по вкладам. Как было выяснено из допросов потерпевших, многими из них были осуществлены вклады, которые после выплаты процентов успешно были закрыты. Соответственно, условия договоров выполнялись и претензий от клиентов не поступало. После успешной реализации своих договорных отношений, клиенты вновь производили вклады.

В ходе предварительного следствия были допрошены обвиняемые, свидетели, потерпевшие, в показаниях которых имелись существенные противоречия. Однако следственные действия в виде проведения очных ставок для устранения противоречий не проводились, то есть фактически противоречия не устранены и не проведено ни единого следственного действия, направленного для их устранения. Это говорит о том, что предварительное следствие проводилось поверхностно, без выяснения всех обстоятельств произошедшего, без установления истины по делу. Данное обстоятельство и отношение является вопиющим, требует объективной оценки, так как цели уголовного преследования, по моему мнению, следствием не достигнуты.

Образец защитительной речи адвоката по ст

Согласно требованиям ст.73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию такие обстоятельства, как «…событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы… обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания…», т.е., фактически установление истины по уголовному делу. Обязанность установления истины по уголовному делу лежит на лице, осуществляющем предварительное расследование, а установить истину значит установить картину происшедшего события, максимально приближенную к объективной истине, что возможно лишь при полном, беспристрастном и всестороннем исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для дела. значение для дела. Только тогда возможен правильный вывод о случившемся событии, правильное процессуальное решение.

Исходя из смысла вышеизложенного, можно ли утверждать, что полно, беспристрастно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, изучены ли и доказаны все обстоятельства, имеющие значение для настоящего уголовного дела? Являются ли данные материалы категорическими и безоговорочными основаниями для признания моего подзащитного виновным в совершении инкриминируемого ему деяния? Устранены ли в порядке, установленном УПК РФ, все сомнения в его виновности?

Так как оспаривается эпизод, то под сомнение попадают и остальные факты, которые также не подтверждены доказательствами. Отсутствуют очевидцы заявленных событий. Материалы проверки по делу необходимы, потому что сейчас моему подзащитному в вину вменяется п. «г» ч.2 ст. 117 УК РФ. В ранее даваемых сотрудникам полиции объяснениях, и С. и У. отрицали факт применения к ним насильственных действий со стороны моего подзащитного. Поскольку имеются явные противоречия в показаниях С. и У. между теми, что они дают сейчас и теми, что давались ими, считаю необходимым запросить указанные выше материалы проверок, в которых зафиксированы объяснения С. и У.

Мой подзащитный имеет постоянную регистрацию по месту своего жительства, где проживал большую часть своей сознательной жизни. Согласно бытовой характеристики по месту жительства характеризуется положительно «У. проживает по указанному адресу. За период проживания жалоб и перереканий от соседей не поступало, общественный порядок не нарушал. В ссорах с детьми замечен не был. На просьбы о любой помощи отзывался положительно. Проживает с семьей: женой и четырьмя детьми: три сына и дочь. Содержит семью в достатке, доброжелательно относится к родным.

Согласно п. 7.1 обзора судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года судам следует учитывать, что проведение повторного оперативно-розыскного мероприятия, также очередной проверочной закупки у одного и того же лица, должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями.
Однако, каких-либо оснований и целей для проведения повторного ОРМ не было вовсе. Все это было сделано лишь для повышения надутых показателей работы оперативных служб.

Таким образом, уважаемый суд, если гипотетически допустить законность всех проводимых в отношении Иванова оперативных действий, то его действия должны были быть квалифицированы как:
ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 – ч. 1 ст. 228 УК РФ – 1 эпизод
ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 – ч. 1 ст. 228 УК РФ – 2 эпизод
ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 — ч. 1 ст. 228 УК РФ – 3 эпизод

Главная задача защитника при произнесении защитительной речи — убедить суд и всех присутствующих в зале судебного засе­дания в правильности даваемого им толкования фактов и обосно­ванности предлагаемого решения. Но для того чтобы убедить своих слушателей, повлиять на них логикой доводов и суждений, нужно привлечь их внимание, заставить слушать и воспринимать сказан­ное. Вот почему тщательно продуманное начало речи играет важ­ную роль. Необходимо только, чтобы вступительная часть речи была органически связана со всем ее содержанием, составляла его неотъ­емлемую часть.

Центральное место в характеристике личности подсудимого, в оценке его общественной опасности занимает анализ мотивов со­вершенного преступления. Значение такого анализа предопределя­ется тем, что без выяснения мотивов нельзя правильно понять под­линный смысл действий человека, нельзя объяснить, почему он поступил так или иначе, какие цели он преследовал, какими по­буждениями руководствовался.

Другой важный момент то, что защитительные речи судебных адвокатов должны отличаться логичным, продуманным построением плюс простота, точность и выразительность языка, психологическая глубина, точность юридических оценок обстоятельствам по рассмотренному в суде делу. Плюс адвокат не должен выражать свое личное мнение. Такие фразы, как «я думаю, что» или «я полагаю, что» неуместны и неубедительны.
Законодатель не регулирует содержание судебных прений. Однако, для выступающих в прениях сторон имеется два запрета : 1) нельзя ссылаться на доказательства, не рассмотренные в ходе судебного слушания. 2) Судья может остановить защитительную речь адвоката в случае, если тот ссылается на обстоятельства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу, а также в случае, если выступающий ссылается на доказательства, признанные недопустимыми.

Прения в суде — это подведение итогов работы каждой из сторон дела, обобщение результатов в виде завершающей речи (выступления). Учитывая выкладки психологов, данный этап судебного разбирательства важен для закрепления «правильного» впечатления на суд. Судебная стадия прений сторон окончательно формирует внутреннее убеждение судьи, помогает суду глубже разобраться во всех обстоятельствах дела и принять правильное решение.

Пример прений при особом порядке по ст

На иждивении у подсудимого находятся престарелые больные родители 20__ и 20__ г. р., которые имеют ряд серьезных заболеваний, присущих преклонному возрасту. Это ХОБЛ – заболевание, предполагающее инвалидность, а также ИБС, самостоятельно позаботиться о себе они уже не в состоянии.

Прежде всего хотелось бы указать, что с момента своего задержания в ноябре 2018 г. подсудимый в своих допросах никогда не отрицал свою роль в инкриминируемых ему деяниях, позже дал полностью признательные показания, которые нашли свое подтверждение на очных ставках с обвиняемыми П., Г., которые позволили наряду с другими собранными по делу доказательствами, оценить роль и степень участия каждого обвиняемого в инкриминируемом преступлении.

Еще почитать --->  Если есть долг и ты выписался смогут ли на этот адрес приходить приставы с описью

Выступление адвоката – защитника по уголовному делу

  • вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием;
  • установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие;
  • психологически подготовить слушателей к восприятию содержания доказательств, подготовленных стороной защиты.

На структуру, содержание, продолжительность вступительного заявления влияет много факторов. Это особенности дела, характер имеющихся доказательств и их источники, личность и позиция подзащитного по отношению к предъявленному обвинению, место рассмотрения дела, состав аудитории, актуальность произошедшего, индивидуальные качества адвоката и его позиция.

Рекомендация № 4. При выступлении не только обвинителя, но и всех остальных участников процесса адвокат ни в коем случае не должен отвлекаться, ему следует внимательно слушать и фиксировать наиболее значимые тезисы для того, чтобы опровергнуть их в своем выступлении в прениях или реплике или наоборот, постараться не коснуться или затронуть их под другим углом (если речь идет о доводе другого защитника), не допустив повтора.

Наверное, практически каждый юрист при ответе на вопрос о том, что самое сложное и интересное в работе адвоката по уголовным делам, ответит, что это прения сторон. Прения (особенно по большому делу) – это всегда насыщенно, ответственно и очень красиво. Именно цитаты из речей адвокатов в прениях публикуются журналистами в репортажах из залов судебных заседаний. Наиболее красивые выступления самых известных адвокатов печатаются в книгах и затем обрастают легендами, равно как и сами выступающие. Хорошее выступление в прениях считается искусством и говорит о высочайшем мастерстве адвоката.

65
11. Васильев, Н.А. Судебная психология: Учебник / Н.А. Васильев. -Москва: Юрист, 1993. — 297 с;
12. Владимиров, Л.Е. Пособие для уголовной защиты / Л.Е. Владимиров. -2-е изд., дополн. — СПб: Литера, 1911. — 169 с;
13. Гольдинер, В.Д. Защитительная речь / В.Д. Гольдинер. — Москва: Юридическая литература, 1970. — 289 с;
14. Громов, Н.А., Пономаренко, В.А., Франциферов Ю.В. Уголовный процесс России: Учебник / Н.А. Громов, В.А. Пономаренко, Ю.В. Франциферов; под ред. Н.А. Громова. — Москва: Юрист, 2001. — 389 с;
15. Дулов, А.В., Матвиенко, Е.А. Этические основы судебных прений / А.В. Дулов, Е.А. Матвиенко // Вестник БГУ: научно — теоретический журнал Белорусского государственного университета. — 1973. — №2. — С.8-9;
16. Загорский, Г.И. Судебная речь / Г.И. Загорский. — Москва: ВКИ, 1981. -325 с;
17. Иванова, Т.Ф., Черкасова, Г.А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Г.А. Черкасова; под ред. Т.Ф. Ивановой. -Москва: Русский язык, 2000. — 225 с;
18. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. — Москва: Юрист, 2000. — 286 с;
19. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. — Москва: Юрист,1995. — 288 с;
20. Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н.Ивакина. — Москва: Юрист, 1997. — 290 с;
21. Киселёв, Я.С. Проблемы судебной этики / Я.С. Киселёв. — 2-е изд., -СПб: Литера, 1984. — 288 с;
22. Киселёв, Я.С. Некоторые вопросы психологии в речи адвоката / Я.С. Киселёв // Сборник «40 лет советской адвокатуры». — Ленинград, 1962. -С.25-26;
24. Кобликов, А.С. Юридическая этика: учебное пособие / А.С. Кобликов. -Москва: Юридическая литература,2003. — 298 с;
25. Кони, А.Ф. Собрание сочинений / А.Ф. Кони // Кони, А.Ф. Избранные труды: в 6 т. — Т.4. — Москва: РИОР,1967. — 420 с;
26. Кони, А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / А.Ф. Кони. -Москва: РИОР, 1967. — 306 с;
27. Кони, А.Ф. Избранные произведения / А.Ф. Кони. — Москва: РИОР, 1965. — 320 с;
28. Крыленко, Н.В. Судебные речи (избранное) / Н.В. Крыленко. — Москва: Юридическая литература, 1964. — 328 с;
29. Кульберг, Я. Адвокат как субъект доказывания в уголовном процессе / Я. Кульберг // Советская юстиция. — 1966. — №2. — С. 16;
30. Ларин, A.M. Презумпция невиновности / A.M. Ларин. — Москва: Юрист, 1982.- 278 с;
31. Лисий. Речи / Лисий. — Москва-Ленинград, 1933. — 156 с;
32. Макарова, З.В. Судебная речь: учебное пособие / З.В. Макарова, В.Н. Синятин; под ред. С.А. Шейфер. — Куйбышев: Куйбышевский государственный университет, 1985. — 216 с;
33. Матвиенко, Е.А. Судебная речь / Е.А. Матвиенко. — издание 2-е, дополнен. — Минск: Вышэйшая школа, 1972. — 254 с;
34. Мельников, И.И., Мельников, И.И. Судебная речь: для участников судебных прений по уголовным делам / И.И. Мельников, И.И. Мельников; под общей ред. И.И. Мельникова. — Москва: ИКФ ЭКМОС, 2003.-160 с;
35. Михайловская, Н.Г., Одинцов, В.В. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов; под ред. Н.Г.Михайловской. — Москва: Юрист,1992.-376с;
36. Мытник, П. Судебные прения и последнее слово обвиняемого / П. Мытник // Юстиция Беларуси. — 2006. — №9. — С. 53-57;
37. Никитина, И.В. УПК России и принцип состязательности / И.В. Никитина // Судья. — 2006. — №4. — С.47;

2.3. Содержание защитительной речи
Несомненно, что главным достоинством защитительной речи является её глубокое содержание. Выступая в судебных прениях, осуществляя свои процессуальные функции, адвокат и другие участники процесса должны прежде всего заботиться о содержании речи, о том, чтобы она была обстоятельной, целеустремлённой, отличалась богатством мысли, тщательным и всесторонним разбором доказательств, умелым правовым анализом. Как известно, мысль и содержание передаются в определённой форме. Между ними существует тесная связь и зависимость. Нельзя любую мысль изложить в любой форме. Каждому конкретному содержанию соответствует и наиболее характерная, присущая этому содержанию форма выражения.
Форма защитительной речи является способом выражения её содержания. Поэтому она должна быть неразрывно связана с содержанием, вытекать из него, быть им обусловлена. Речь — это способ материализации мысли, средство самовыражения [17, с. 21]. Участники судебных прений не имеют другого способа передачи своих мыслей, доводов и соображений, кроме как посредством речи. Отсюда — необходимость заботы о содержании и форме речи, об овладении её техникой. Каждый, кто выступает в суде, должен знать наиболее совершенные приёмы построения речи, стремиться говорить ярко, доходчиво и убедительно. Для судебной речи вовсе не безразлично, в какую форму облечены мысли выступающего, какие выражения им будут употреблены. Искусство судебной речи в том и состоит, чтобы судебный оратор в каждом конкретном случае умел находить для передачи своих мыслей и суждений самые нужные, самые точные и самые выразительные слова. В этом заключается суть судебного красноречия, предполагающего единство содержания и формы, мысли и слова [18, с. 96-98].
Разумеется, между содержанием речи и её формой нет однозначной зависимости. Форма, как и содержание, определяется прежде всего предметом речи, её темой, а также тем фактическим материалом, который лежит в её основе. Представляя собой способ осуществления процессуальных функций, отражая определённые стороны реальной действительности, защитительная речь выступает как инструмент познания, как способ воздействия на суд и судебную аудиторию. И чем совершеннее форма речи, чем полнее и точнее она выражает её суть, тем значимей сама речь, тем больше её отдача. Вот почему нельзя пренебрегать формой речи, относиться к ней беззаботно, недооценивать её. Единство формы и содержания, взаимосвязь и взаимоподчинённость всех элементов речи -необходимое условие её целостности, гармоничности и глубины.
Итак, что касается построения защитительной речи, то в литературе существует мнение, что общепринятых правил построения не существует. Попытки дать какую-то единую схему заранее обречены на неудачу. Выступление с защитительной речью — дело живое и творческое. Для защитительной речи противопоказан шаблон, однообразие и заранее установленный трафарет. Содержание и структура речи строго индивидуальны и зависят от результатов судебного следствия, избранной защитой позиции, характера предъявленного обвинения, особенностей доказательственного материала.
Однако то положение, что в построении защитительной речи недопустим какой — либо стандарт, вовсе не означает, что не существует общих требований, которым должна отвечать защитительная речь. Её содержание и структура не могут быть произвольными. Они находятся в зависимости от тех задач, которые возложены на защитника в процессе, и тех конкретных особенностей дела, по которому он выступает. В основе построения защитительной речи всегда должна лежать главная идея, главный тезис защиты, от которых зависит содержание и структура речи, соотношение её частей. Весь остальной материал группируется вокруг этой идеи, которая должна быть выражена предельно чётко, полно и определённо. Определив исходную позицию по рассматриваемому делу, защитник должен наметить круг вопросов, которые он намерен осветить в своей речи, определить их соотношение и удельный вес, поставить их в определённой логической последовательности. Отсутствие логической стройности в изложении материала, бессистемность его частей неизбежно затрудняют восприятие речи, уменьшают её убедительность и доказательность. Построение речи и её оформление в первую очередь зависят от содержания выступления. Прежде чем составить план речи, следует ответить себе на вопросы: что говорить? как говорить? Говорит адвокат о том, что составляет предмет защитительной речи. При ответе на вопрос «как говорить», первое, что нужно сделать, — это определить композицию речи. Правильная композиция речи позволяет изложить её содержание логично, ясно и убедительно. Композиция защитительной речи — это организация содержания позиции защитника с учётом особенностей судебной аудитории и обстановки, а также с целью убедить судей в правильности своих выводов [31, с. 44].
Так, ещё античные ораторы делили речь на вступление, срединную, или главную часть и заключение, составляющие триединство [52, с. 128]. Е.А. Матвиенко выделяет следующие элементы защитительной речи: вступительную часть, анализ фактических обстоятельств дела, анализ юридической стороны предъявленного обвинения, характеристику личности обвиняемого и заключительную часть. Тем не менее, содержание речи, соотношение её частей, последовательность изложения материала должны быть строго индивидуальными [32, с. 163]. Однако большинство авторов придерживаются традиционного мнения, что любая судебная речь, будь то обвинительная или защитительная, должна состоять из трёх частей (вступления, основной части и заключения), а уже по усмотрению оратора, любая из данных частей может дополняться или сокращаться [31, с. 118; 44, с. 215-226]. К сожалению, в настоящее время многие защитительные речи строятся не по принципу триединства частей. Не уделяется должного внимания к вступлению, основной и заключительной частям.
Вступительная часть защитительной речи. Вступление в любом устном сообщении является «зачином», введением в обсуждаемую тему. Особенно в защитительной речи очень важно найти правильное начало, которое во многом влияет на её дальнейший ход. Удачное начало речи заинтересовывает слушателей, создаёт атмосферу непринуждённости, способствует лучшему пониманию сказанного. Можно смело сказать, что значительная доля успеха адвоката определяется удачным вступлением. «Предисловие есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении есть пролог, в игре на флейте — прелюдия. они как бы прокладывают путь для последующего», — писал Аристотель [7, с. 186]. Задача вступительной части речи состоит в том, чтобы пробудить интерес к своей речи со стороны суда и присутствующих в зале судебного заседания. Это в дальнейшем позволит защитнику освободиться от неизбежной в таких случаях скованности, его речь будет более свободной, полной, приобретёт необходимую чёткость и стройность. Можно привести такой пример вступления: «Накануне прекрасного весеннего праздника 1 Мая на улице деревни Князиковцы колхоза М. на виду у многих граждан произошёл трагический случай: тракторист совершил наезд на председателя колхоза. Травмы были несовместимы с жизнью. Оборвалась жизнь молодого, сильного и энергичного человека. Оборвалась по чужой вине. Вот уже пятый день мы скрупулёзно исследуем обстоятельства преступления» [51, с. 4]. Если же начало речи неудачное, неверно избран тон и темп, то это, естественно, ослабит интерес к ней, вызовет чувство отчуждённости, что в конечном итоге отрицательно скажется на всей речи. Разумеется, не следует и сильно преувеличивать значение вступительной части защитительной речи, но нельзя и сводить её к словесному орнаменту, игнорируя смысловое содержание, смысловую нагрузку, которую несёт эта часть речи.
Вступление в защитительной речи каждый раз должно быть новым, оригинальным и неожиданным. Такое начало не только привлекает слушателей к речи, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию всего последующего её содержания. Древние ораторы различали три вида вступления: искусственное, естественное и внезапное. При искусственном вступлении защитник постепенно готовит судебную аудиторию к изложению главной темы речи. Естественное вступление сразу же, без предварительной подготовки вводит в суть дела. И, наконец, при внезапном вступлении адвокат, взволнованный каким — либо событием, начинает речь внезапно, неожиданно [52, с.239].
Важным средством привлечения внимания является обращение. Форма обращения зависит от обстановки, состава аудитории и цели речи. Как же следует построить вступление, чтобы привлечь внимание судебной аудитории? Из всех возможных рекомендаций можно начать с наиболее общей: не начинать речь с трафаретных выражений и фраз, стремиться к максимальной новизне, неожиданности.
Продолжительность вступительной части защитительной речи должна исходить из объёма всей речи, при этом следует стремиться к максимальной лаконичности вступления.
Способы и приёмы построения вступительной части защитительной речи различны. Защитительная речь может быть начата с оценки общественно -политического значения рассматриваемого дела, указания на его специфические особенности, изложения программы речи, приведения общих предпосылок для обоснования позиции, избранной защитой. Также может быть развита какая — либо общая мысль, приведён афоризм в форме цитаты.
Итак, давая оценку общественно — политического значения дела, защитник может быть солидарным с прокурором или разойтись с ним, выделить и подчеркнуть те или иные обстоятельства, которые по его мнению, наиболее ярко характеризуют общественно — политическую и морально — этическую сторону дела. Но во всех случаях защитник должен действовать на основании принципа справедливости и законности. Он не может в угоду своему подзащитному добиваться вынесения для него благоприятного решения путём умаления общественной опасности совершённого преступления или оправдания его.
Одним из часто встречающихся приёмов построения вступительной части защитительной речи является указание на специфические особенности рассматриваемого дела, его характерные черты. Эти особенности могут быть как фактического, так и юридического порядка и могут относиться к событию преступления, лицу, его совершившему, собранному по делу доказательственному материалу или ходу расследования преступления.
Возможным приёмом построения вступительной части защитительной речи также является изложение общих предпосылок для обоснования позиции, занятой защитой. Эти предпосылки могут быть теоретического, морально — психологического или чисто житейского характера. Опираясь на них, защитник развивает главный тезис, стержневую идею защиты.
Работа над вступлением — творческая работа; вступление обдумывается в период подготовки речи, однако нет никакой необходимости приготавливать его заранее. Лучше это сделать после того, как план речи уже будет готов. Подготовленным вступлением можно и не воспользоваться в суде, ибо оно должно соотноситься с обстановкой и особенностями аудитории, которые бывает иногда трудно предугадать. Во время судебного заседания возможно удастся найти более удачное вступление, чем то, которое было приготовлено, но обдумать вступление заранее необходимо. Ф.Н. Плевако так однажды начал свою речь: «Как это обыкновенно делают защитники, я по настоящему делу прочитал бумаги, беседовал с подсудимым и вызвал его на искреннюю исповедь души, прислушался к доказательствам и составил себе программу, заметки, о чём, как, что и зачем говорить перед вами. Думалось и догадывалось, о чём будет говорить прокурор, на что будет особенно ударять, где в нашем деле будет место горячему спору, — и свои мысли я держал про запас, чтобы на его слово был ответ, на его удар — отраженье. Но вот теперь, когда прокурор сделал своё дело, вижу я, что мне мои заметки надо бросить, программу изорвать. Я такого содержания речи не ожидал» [38, с.112].
Основная часть защитительной речи. В данной части решаются общие и конкретные цели выступления в суде, всесторонне раскрывается содержание речи; со своей точки зрения защитник освещает события, доказательства по делу, стараясь при этом убедить суд и слушателей в правильности избранной им позиции по делу. Основное содержание защитительной речи состоит в анализе фактических и юридических обстоятельств уголовного дела, в развёрнутой характеристике личности обвиняемого и мотивов его поведения. Отправляясь от исходной защитительной позиции, защитник систематизирует и под углом зрения защиты оценивает собранные на судебном следствии данные, представляет суду свои соображения о доказанности или недоказанности предъявленного обвинения, его квалификации и мере наказания. В зависимости от конкретных обстоятельств дела защитник может опровергать либо всё обвинение в целом, либо его часть, обосновывать необходимость иной правовой оценки содеянного или отстаивать меньшую степень вины и ответственности обвиняемого. Подчинение приводимых доводов и аргументов определённой идее образует тематическую направленность речи, а та мысль, тот тезис, который отстаивается защитником, составляет тему речи. В защитительной речи может развиваться одновременно одна или несколько тем. В последнем случае одна из них всегда является главной, стержневой. Все остальные подчинены этой главной теме, дополняют её, носят вспомогательный характер. Выбор тематической направленности речи, определение круга вопросов, затрагиваемых в ней, не могут быть произвольными. Они зависят от содержания дела, полноты и качества собранного по нему доказательственного материала, отношения к обвинению обвиняемого и защитника. Мастерство защитительной речи, её влияние на формирование внутреннего судейского убеждения заключается не в применении каких — либо искусственных ораторских приёмов, а в скрупулёзном, детальном анализе собранных по делу доказательств, в исчерпывающей характеристике личности обвиняемого, в правильной юридической оценке фактов, являющихся предметом судебного разбирательства.
По каждому уголовному делу, рассматриваемому судом, необходимо прежде всего выяснить, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется лицо, достаточно ли это подтверждено материалами дела. Если в результате судебного следствия будут установлены данные, ставящие под сомнение или полностью опровергающие наличие события преступления, это обстоятельство должно служить главным мотивом защитительной речи. В случаях, когда наличие самого деяния представляется бесспорным, усилия защитника сосредоточиваются на анализе признаков состава преступления. Опираясь на имеющиеся в деле данные, защитник доказывает отсутствие в действиях обвиняемого установленных законом элементов состава преступления или обосновывает необходимость переквалификации обвинения на статью Уголовного кодекса, предусматривающую более мягкое наказание. Для обоснования своих соображений о квалификации инкриминируемого лицу обвинения защитнику нередко приходится прибегать к сравнительному юридическому анализу, к сопоставлению смежных составов, предусмотренных различными статьями Уголовного кодекса. Это даёт возможность чётко обрисовать границы каждого состава преступления, исключить судебную ошибку при квалификации обвинения.
По делам, где основным предметом спора между обвинением и защитой является доказанность виновности обвиняемого, главный упор в защитительной речи делается на разбор доказательств с целью показать непричастность обвиняемого к совершённому преступлению либо отсутствие в его действии (бездействии) состава преступления. Любое доказательство, как логический приём, складывается из трёх взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказательства (демонстрации) [18, с. 62]. Доказательства необходимо чётко распределить: одни подтверждают или опровергают событие преступления, другие — конкретный состав преступления, третьи — отдельные эпизоды обвинения, четвёртые -характеристику обвиняемого и потерпевшего. Порядок анализа доказательств зависит от занятой позиции по делу. Более правильно группировать доказательства в речи применительно к предмету доказывания по фактическим данным и источникам доказательств.
При размещении доказательств в речи принимается во внимание следующее обстоятельство. Как установили психологи, лучше воспринимается и запоминается та информация, о которой говорится в начале или в конце последовательно излагаемых событий или фактов. Замечено также следующее: если аудитории известен предмет речи и она глубоко заинтересована в излагаемых проблемах, то более предпочтительно идти от менее важных к более важным аргументам. Этим создаётся ощущение динамики в речи. В защитительной речи самые сильные доказательства следует приводить в последнюю очередь.
Преступление и лицо, его совершившее, неотделимы. В любом преступлении, представляющем собой конкретный волевой акт противоправного поведения, отчётливо проявляются индивидуально -психологические и социальные черты личности. Преступление как бы впитывает в себя то отрицательное, что есть в человеке. В свою очередь наличие преступления, его характер и направленность зависят от сложившихся у лица антиобщественных взглядов и привычек, которые лицо как бы «вкладывает» в преступление, и тех целей, к которым оно стремиться. Вот почему правильное разрешение уголовного дела, определение наиболее целесообразных форм и средств правового воздействия на виновного невозможно без глубокого и всестороннего изучения личности обвиняемого, выяснения всего комплекса социально значимых внутренних и внешних его свойств и качеств: характера, воли, интеллекта, потребностей, способностей, темперамента, наклонностей.
Прав Я.С. Киселёв, отмечающий, что, не поняв обвиняемого, не установив его подлинных мотивов, не раскрыв природы, характера и глубины связей между всей жизненной линией обвиняемого и вменяемым ему преступлением, нельзя отыскать истины по делу, сделать по нему обоснованных и убедительных выводов, дифференцировать ответственность [22, с.25 — 26]. Суд интересует не только преступление и причастность к нему определённого лица, но и те причины, которые вызвали его совершение, те объективные и субъективные факторы, которые побудили человека нарушить закон, вступить в конфликт с ним, преступить грань дозволенного. Задача защитника — проанализировать все эти моменты под углом зрения защиты, раскрыть психологический механизм совершённого, показать, насколько отразились в преступном деянии стабильные нравственно — психологические и социальные черты личности обвиняемого, в какой мере они характеризуют его жизненную ориентацию, его интересы и стремления.
Обстоятельное освещение в защитительной речи личностных качеств обвиняемого, его морально — психологического склада и иных индивидуальных свойств, а также содержания его действий и конкретной ситуации, в которой они имели место, исключительно важно для определения степени общественной опасности обвиняемого, индивидуализации его ответственности, прогнозирования его исправления и решения других вопросов по делу. Только дав правильную оценку личности обвиняемого, объяснив мотивацию его поступков, раскрыв круг его интересов и стремлений, показав сложный процесс взаимодействия внешних факторов и внутренних компонентов психики, обусловившей конкретное поведение, защитник может высказать обоснованные суждения о виновности или невиновности обвиняемого и о степени его общественной опасности, если сам факт преступления и причастность к нему обвиняемого находятся вне спора между обвинением и защитой.
Исследование в суде мотивов преступления позволяет разобраться в тех побуждениях, которыми руководствовался обвиняемый, выявить его субъективное отношение к совершённым действиям и их последствиям, определить форму его вины. Мотив преступления — категория не статичная, а динамичная. Поэтому установление мотива преступления предполагает установление всего процесса мотивации лицом своих действий, всего психологического механизма правонарушения, начиная от зарождения преступного намерения до его реализации. В этот комплекс входят: конкретный повод возникновения мотива, борьба между разными мотивами, принятие решения, выбор средств для достижения преступного результата, возможные изменения в мотиве в ходе подготовки и осуществления преступления, а также поведения лица после его совершения. Неустановление любого из этих моментов — показатель неполноты исследования дела, а стало быть, и неполноты психологической характеристики личности обвиняемого.
Выступая в судебных прениях, осуществляя свои защитительные функции, опытные адвокаты прибегают к методу психологического анализа, используя его как инструмент, позволяющий проникнуть в затаённые глубины человеческой души, распутать сложные сплетения жизненных обстоятельств, воссоздать целостную картину совершенного преступления, определить место и роль его участников. Это даёт возможность найти ключ к объяснению происшедшего, раскрыть подлинные мотивы, толкнувшие виновного на противоправные действия, выяснить источник этих мотивов. С точки зрения защиты важно не только раскрыть подлинные мотивы преступления, показать психологический механизм его совершения, но и обосновать отсутствие у обвиняемого таких мотивов, доказать, что у него не было причин к совершению преступления, что его поведение не могло привести к преступным результатам.
Существует несколько методов изложения главной части защитительной речи. Так, при изложении основной части речи применяются дедуктивный и индуктивный методы, метод аналогии. Кроме этого, используются: концентрический метод (когда содержание речи строится вокруг главного вывода по делу); ступенчатый метод рассчитан на последовательное изложение позиции (защитник как бы подводит судебную аудиторию к своему главному методу); исторический (хронологический), то есть события преступления излагаются в той последовательности, в которой они совершались; пространственный метод позволяет защитнику все факты и события преступления передать наглядно, в их динамике [18, с. 63-64]. В защитительной речи можно применять несколько методов одновременно. При выборе метода в первую очередь учитывается цель речи. Хорош тот метод, который позволит убедить суд и других слушателей в правильности выводов судебного оратора. Практика показывает, что адвокаты чаще всего при изложении срединной части своих выступлений применяют хронологический метод, хотя с точки зрения стратегии защиты по некоторым речам более целесообразным является применение концентрического и ступенчатого методов.
На основании анализа фактических и юридических обстоятельств уголовного дела, развёрнутой характеристики личности обвиняемого и мотивов его поведения, защитник, прежде чем приступить к заключительной части защитительной речи, может сформулировать несколько выводов как, например, защитник М.И. Хвесеня в своей речи в защиту Г.М. Вайднера: «Подводя итог всему сказанному, хочу сделать два вывода. Первый -подсудимый Вайднер умышленное убийство не совершал. Вывод второй -обвиняемый Вайднер допустил нарушение Правил дорожного движения, повлёкшие смерть. «[51, с. 10].
Заключительная часть защитительной речи. В заключительной части речи защитник поводит итоги проделанной им работы по анализу фактических и юридических обстоятельств дела, формулирует свои окончательные выводы, определяет своё отношение к подлежащим решению суда вопросам. В этой части речи защитник обращается к суду с просьбой об оправдании обвиняемого, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьёй Уголовного кодекса. Заключительная часть защитительной речи должна быть краткой, чёткой, образной; должна выражать главную идею защиты, её основную мысль. В ней следует избегать повторений, возвращения к тому, что было уже сказано ранее. Вместе с тем заключительная часть речи должна быть органически связана с остальными частями речи, непосредственно вытекать из них, суммировать главные доводы, изложенные ранее.
Необходимо отметить, что в заключительной части речи защитник может снова охарактеризовать своего подзащитного, тем самым, обратить внимание суда на положительные черты обвиняемого. Например: «Приступая к заключительной части речи — о наказании, считаю необходимым напомнить суду, что В. на протяжении более двадцати лет честно трудился в родном колхозе. За хорошую работу он неоднократно награждался почётными грамотами, ценными подарками и денежными премиями» [51, с. 11].
«Конец речи должен закруглять её, то есть связать с началом», — писал А.Ф. Кони [24, с. 10] Заканчивать речь надо также решительно, как и начинать. Затягивание речи нежелательно. Некоторые адвокаты по нескольку раз предупреждают о своём намерении закончить речь, да так и не могут остановиться. Такое поведение снижает не только престиж защитника, но и само его выступление. Однако недопустимо и комкать речь, обрывать её на полуслове. Подобно вступлению заключение разрабатывается заранее, однако звучать должно естественно, без ложного пафоса. Как и вступление, оно может быть изменено в ходе судебного заседания. Приёмы в заключении могут быть самыми различными: от простого, спокойного изложения до самого патетического.

Еще почитать --->  Купили дом в 2021году в зона проживания с льготным социально-экономическим статусом какие льготы

Судебная речь в прениях сторон в защиту Акунина А

Решая вопрос о назначении Акунину наказания, вы, однако, не упустите из вида того, что, работая в ОАО «Екатеринбурггаз» водителем, он характеризуется как грамотный и квалифицированный работник, пользующийся в коллективе заслуженным авторитетом. Порученную работу выполнял добросовестно, принимал деятельное участие в культурно-спортивном досуге трудового коллектива.

Тем не менее, несмотря на то, что доказательств приготовления к сбыту курительный смесей не было, а было явное хранение, следователи отдела № 5 СУ УМВД России по г. Екатеринбургу предъявили Акунину подозрение в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, т.е. приготовление к сбыту наркотических средств в крупном размере.

В производстве Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области находится уголовное по обвинению У. по статьям: п. «б» ч.4, ст. 132, п. «б» ч.4, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, ч. 1 ст. 151, п. «г» ч.2 ст. 117 УК РФ в отношении С.

Очень известна защита адвокатом Ф.Н.Плевако владелицы небольшой лавчонки, полуграмотной женщины, нарушившей правила о часах торговли и закрывшей торговлю на 20 минут позже, чем было положено, накануне какого-то религиозного праздника. Заседание суда по ее делу было назначено на 10 часов. Суд вышел с опозданием на 10 минут. Все были налицо, кроме защитника — Плевако.