Действия продавца за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность

  • Виновными признана группа лиц, которая действовала по предварительному сговору.
  • Нарушение затронуло продукцию, предназначенную для детей, не достигших возраста 6 лет.
  • Использование изготовленного или реализованного товара с ненадлежащим уровнем качества нанесло тяжкий вред здоровью человека или стало причиной смерти потребителя.
  • снять продукцию с прилавка;
  • передать испорченные единицы товара на реализацию в виде корма для животных или как удобрение (если закон разрешает сделать это официально по отношению к конкретной группе продуктов);
  • уничтожить партию испорченных товаров.

Однако закон предусматривает единственный случай, когда продавец (изготовитель, исполнитель) не отвечает за неисполнение своих обязательств перед потребителем, если неисполнение имело место вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные и непредотвратимые происшествия, не зависящие от воли обязанного лица. К ним относятся, в частности, наводнения, ураганы, сели, иные стихийные бедствия и катастрофы. В данном случае на продавце (изготовителе, исполнителе) лежит обязанность доказать, что неисполнение им своих обязанностей произошло ввиду таких обстоятельств.

Различие убытков и неустойки, состоит в том, что для получения неустойки потребителю не нужно доказывать факта причинения убытков из-за нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав. То есть в любом случае неисполнения своих обязанностей продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выплатить потребителю неустойку. При взыскании убытков необходимо доказывать сам факт их наступления и их размер в денежном выражении. Пункт 2 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки. Это, естественно, улучшает положение потребителя и устанавливает для продавца (изготовителя, исполнителя) дополнительные меры ответственности.

  1. Первичный сбор доказательств. Необходимо задокументировать все факты нарушения, собрать показания свидетелей, камер наблюдения, собрать справки.
  2. Заявление в соответствующие органы. Первично заявление можно подать в полицию, Роспотребнадзор. Эти органы рассмотрят его и передадут в органы следствия, если будет установлен, что действия продавца носят уголовный характер;
  3. Если передачи заявления не произошло, или заявитель не сомневается в криминальном характере действий продавца – заявление подается в органы прокуратуры;
  4. Возможно, будет необходимо собрать дополнительные доказательства, справки по наступившим к этому моменту последствиям;
  5. Если в действиях продавца содержится состав преступления и установлена связь между его деянием и наступившими последствиями, дело передадут в суд. В ходе судебного разбирательства будут еще раз рассмотрены все обстоятельства и принято решение, определено наказание.
  • Деяние обязательно нарушает норму права, которую содержит УК РФ. Оценку действиям продавца не может дать лицо, право которого нарушено. Это делают органы Роспотребнадзора, полиции и следствия. Они изучают все обстоятельства и решают вопрос соответствия нормам УК;
  • В действиях продавца содержится намерение совершить преступление. То есть оно совершено умышленно. Наличие такого умысла тоже устанавливают компетентные органы;
  • Продавец может как совершить активные действия, так и просто бездействовать.

Ответственность за нарушение правил торговли

  1. штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  2. или лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев либо без штрафа.

Наказание по той же статье предусмотрено для фирмы или предпринимателя, которые занимаются торговлей без специального разрешения — лицензии. Виды деятельности, которые требуют обязательного лицензирования, указаны в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Если во время торговли фирма или предприниматель нарушили санитарные нормы (например, продавали товар без сертификатов соответствия, с нарушением правил хранения и т.п.), и это привело к массовым заболеваниям или отравлениям, милиция возбудит уголовное дело по статье 236 Уголовного кодекса РФ. За это преступление суд может:

  • На организацию будет наложен штраф в размере 1/5 всего объема годовой выручки за предшествующий отчетный период (но не менее 3 млн. руб.), также деятельность ее может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.
  • Для ИП размер штрафа будет равен от 100 до 200 тыс. руб. плюс допустимо изъятие алкогольной продукции.
  • Физическое лицо будет наказываться штрафными санкциями в размере от 30 до 50 тыс. руб. также с конфискацией.
Еще почитать --->  Как рпасчечатать фискальный документ с личного кабинета

Ежедневно миллионы людей совершают покупки на рынке или в магазине. Процесс это обыденный, пока не выходит за рамки закона. Постараемся рассмотреть детально, а что будет за нарушение правил торговли, установленных в нормативных актах. Кто и в какой мере понесет за это ответственность

Так, до потребителя нужно довести фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается на вывеске. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, работе или услуге. В противном случае изготовитель, продавец или исполнитель может быть привлечен к административной ответственности.

По закону потребитель вправе получить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В свою очередь изготовитель товара, исполнитель работ, услуг или продавец обязаны предоставить потребителю такую информацию.

КоАП РФ не исключает назначение юрлицу и его должностному лицу административных наказаний за одно и то же правонарушение

Исходя из этого ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что назначение административного наказания юрлицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физлицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физлица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юрлицо.

В связи с чем эксперты полагают, что при совершении должностным лицом правонарушения, за которое к ответственности может быть привлечено как указанное лицо, так и юрлицо, чьи интересы оно представляет, – к административной ответственности могут быть привлечены оба данных субъекта. Указанный вывод находит подтверждение и в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Права потребителей

Поскольку административ­ные проступки менее вредны, чем преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказа­ния. При этом многие из них часто не причиняют непосред­ственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при­меняться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно­го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыс­кание может быть наложено не позднее месяца со дня при­нятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжало­вано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, реше­ние которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесе­ния постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Действующее административное законодательство предусматривает различные составы ад­министративных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совер­шение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нару­шений и размеры ответственности по ним:

Еще почитать --->  Если в дело вступает второй адвокат

Предписание выносится в соответствии с принятым ре­шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга­на. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз­буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно­сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз­мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значитель­ная часчь требований потребителей, как правило, удовлет­воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимоно­польный орган и направ­ляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули­ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре­ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за­коном прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите­ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку­менты, письменные или устные объяснения и иную инфор­мацию, необходимую для охраны интересов потребителей.
Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют орга­ны государственного управления: Госстандарт России, Го­сударственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так­же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст­ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежа­щей информации о них, об отзыве товаров от потребителей.
Федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • обязательные работы (до 480 часов) либо исправительные работы (до 2 лет), либо принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы до 5 лет.

Это, пожалуй, самый распространенный вид ответственности работника за нарушение трудового законодательства. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

В рамках гражданской ответственности происходит изъятие контрафакта из оборота. Изъятая продукция подлежит утилизации за счет распространителя. Владелец интеллектуальной собственности имеет право подать в суд на возмещение причиненных убытков. Точная сумма устанавливается в судебном процессе. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, если права интеллектуальной собственности нарушались систематически, прокурор может выставить суду требование о ликвидации виновного юридического лица или о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Уголовная ответственность наступает в случае причинения владельцу ущерба в крупном размере, свыше 100 тыс. рублей. Незаконное распространение объектов интеллектуально собственности квалифицируется по ст. 147 УК РФ, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты за полтора года, обязательными, исправительными либо принудительными работами или лишением свободы до 2 лет.

Еще почитать --->  Что даёт звание ветеран труда фабрики

Кто несет ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов

Помимо упомянутого закона техническое регулирование осуществляется прежде всего путем принятия технических регламентов, которые устанавливают минимальные требования к безопасности продукции и обязательны к соблюдению. Технические регламенты могут приниматься как в форме международных нормативных актов (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»), так и внутригосударственных (Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановление Правительства РФ от 07.10.2016 № 1019 О техническом регламенте о безопасности химической продукции).

Касательно осуществления контроля и применения мер ответственности за несоблюдение требований технического регламента в правоприменительной практике существует вопрос, который на данный момент не нашел единообразного разрешения в правоприменительной практике.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Действия, предусмотренные ч. 2 ст. 238 УК РФ, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Интересным в данном деле представляется следующее: во время совершения кражи вместе с Ворночаевым по магазину ходил его знакомый, с которым он встретился на входе в магазин. Однако тот не знал о преступном умысле виновного, следовательно, их действия нельзя рассматривать как соучастие.

В данном случае вне зависимости от стоимости похищенных продуктов из магазина действия А. будут квалифицироваться как кража (п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ), так как присутствует квалифицирующий признак. То есть даже если А. похищает чайник, стоимость которого 900 рублей, его действия нельзя рассматривать как административное правонарушение, так как нет одного из трех признаков, указанных в ст. 7.27 КоАП.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

В силу ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит. Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • обязательные работы (до 480 часов) либо исправительные работы (до 2 лет), либо принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы до 5 лет.

К сожалению, встречаются такие работодатели, которые злостно нарушают требования трудового законодательства. На них не действуют ни предписания контролирующих органов, ни административные штрафы – они продолжают игнорировать ТК РФ. Для этих работодателей предусмотрена уголовная ответственность.