Формы дознания сходства и различия
Содержание
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система расследования преступлений в России сложна, и некоторые её звенья дублируют друг друга. Подавляющее большинство опасных преступлений, особенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-разыскными службами.
Дознание как самостоятельная форма расследования преступлений в процессуальном плане мало, чем отличается от предварительного следствия так, как не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному деду оперативно-разыскные мероприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Такой институт дознавателей практически означает создание в органах внутренних дел подобие второго следственного аппарата. Это обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-разыскной деятельности и процессуальной деятельности.
«1. В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения».
Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, его заместителем или начальником подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1, ч. 1 ст. 41 УПК). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
В ходе дознания в сокращенной форме дознаватель проводит лишь те следственные и иные процессуальные действия, без производства которых может иметь место невосполнимая утрата следов преступления и иных доказательств. При этом с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель имеет право:
- об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта требованиям УПК РФ (ст. 255) со своими письменными указаниями. Одновременно прокурор может установить срок: не более 10 суток для производства дополнительного дознания; не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта.
- о прекращении уголовного дела;
- о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следователь в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу. Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и тоже же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:
Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия
Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.
Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.
- об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления для чего устанавливается срок не более 2 суток;
- о проведении дознания в общем порядке;
- о прекращении уголовного дела.
Орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к исключительной компетенции следователя либо последующим этапам расследования: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.
Формы дознания сходства и различия
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.
По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).
4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) по форме окончания производства по делу: предварительное следствие оканчивается: 1. составлением обвинительного заключения, 2. вынесением постановления о прекращении уголовного дела, 3. вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. Дознание оканчивается: составлением обвинительного акта либо вынесением постановления о прекращении уголовного дела.
4) по объёму процессуальных гарантий участников процесса: предварительное следствие выгодно отличается от дознания; дознание ведётся в отношении подозреваемого, т.к. обвиняемый появляется лишь с момента составления обвинительного акта, т.е. после завершения расследования, следовательно, у обвиняемого существенно ограничено право на защиту непосредственно в ходе предварительного расследования. В виду отсутствия самостоятельной процедуры ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители лишены возможности реализовать свои права (в частности, заявлять ходатайства о дополнении дознания) на данном этапе расследования. Эти процессуальные гарантии в полном объёме действуют на предварительном следствии.
Предварительное расследование; что нужно знать
Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.
- уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
- уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.
Формы (виды) предварительного расследования: дознание и предварительное следствие
Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, проводит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаружение и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предварительного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причиненного преступлением. А это в свою очередь затруднит выполнение цели и задач уголовного судопроизводства, установления лица, совершившего преступление и назначения виновным справедливого наказания. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.
«Ускоренное» дознание, т.е. в порядке ст.ст. 223-225 УПК РФ, как уже отмечалось, производится в течение 30 суток (с учетом продления – до 60 суток). Дальнейшее продление срока данного вида дознания законом предусмотрено в ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ. Такое возможно лишь в необходимых и исключительных случаях (многоэпизодные дела, с большим количеством участников, производство судебной экспертизы, исполнение запросов о правовой помощи) по правилам продления предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).
В-четвертых, при дознании в сокращенной форме ограничиваются и пределы доказывания, доказательства будут собираться в объеме, необходимом для установления события преступления, обстоятельств причастности к совершению преступления. Следовательно, органы дознания смогут не проверять доказательства, которые не оспариваются подозреваемым, его защитой и потерпевшими.
Государственной Думой принят в третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вносящий изменения в действующий порядок расследования уголовных дел. Так данным законом вводится новый вид предварительного расследования – дознание в сокращенной форме.
Вопрос 2
3) по уголовным делам, возбуждаемым по факту исчезновения лиц в соответствии с п. 2 ст. 167 УПК до установления общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Это дознание является самостоятельным видом дознания, так как его нельзя отнести ни к одному из первых двух.
Дознание, проводимое в связи с исчезновением лица, не охватывается дознанием, предусмотренным ст. 186 УПК. Дознание,предусмотренное указанной статьей УПК, проводится по всемпреступлениям, уголовные дела о которых подследственны сле
дователю.
2) срок производства дознания в соответствии со ст. 188 УПКне может превышать одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу, в то время
как срок производства предварительного следствия, согласно ч. 1 ст. 190 УПК, — не более двух месяцев.
Таким образом, практический смысл заключается в экономии времени и ресурсов при расследовании простых правонарушений, в которых преступник очевиден, а доказывание его вины не представляет особой сложности. Это позволяет почти сразу передать дело в суд. В этом и заключается коренное отличие предварительного следствия от дознания.
- инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
- органы ФССП РФ;
- начальники военных частей;
- капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
- главы дип. представительств и консульств РФ.
Основные же различия заключаются в том, что дознание (см. § 3 данной главы учебника) и предварительное следствие (см. §4 данной главы учебника) осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.
Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.
26 Апр 2021 urist46 1992