Как иностраецу получить в аренду земрю в россии

Согласно в полученном ответе Росреестра, по вопросу о возможности выкупа земельного участка, который находится в приграничной территории или в границах морского порта российским юридическим лицом, которое на 100% принадлежит иностранцу, указано, что прямой запрет на выкуп земельных участков, расположенных на приграничной территории или в границах морского порта, российскими юридическими лицами, аффилированными иностранными лицами, не усматривается. Фактическая возможность выкупа земельного участка определяется в каждом конкретном случае с учетом всех особенностей соответствующего земельного участка, а также требований отраслевого законодательства.

В ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определяется состав приграничной территории: пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов.

Как иностраецу получить в аренду земрю в россии

В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..

Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность (ст.9).
Из положений ст. 35 Конституции РФ следует, что субъектом конституционного права частной собственности может являться каждый — как физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация, иностранная организация), находящиеся на территории государства.
Применительно к праву собственности на землю Конституция РФ в ч. 1 ст. 36 уточняет, что к субъектам данного права относятся граждане Российской Федерации и их объединения. Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает для иностранных граждан ограничения права собственности на земельные участки.
Например, иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной. Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются. Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф. Эти объекты иностранцу могут быть предоставлены только в аренду, и то, только при условии, что он имеет соответствующую лицензию. Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Итак, вернемся к законодательству Российской Федерации. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2016 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
В Краснодарском крае к таким территориям относятся:
· Муниципальное образование Ейский район,
· Муниципальное образование Каневский район,
· Муниципальное образование Мостовский район,
· Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район,
· Муниципальное образование Славянский район,
· Муниципальное образование Темрюкский район,
· Муниципальное образование Туапсинский район,
· Муниципальное образование Щербиновский район,
· Муниципальное образование город Анапа,
· Муниципальное образование город-курорт Геленджик,
· Муниципальное образование город-курорт Новороссийск,
· Муниципальное образование город-курорт Сочи.
В связи с изданием Указа вступил в силу запрет, установленный Земельным кодексом РФ, на обладание на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. С момента вступления в силу Указа, то есть с 9 января 2011 года, указанные лица не могут обладать такими участками на праве собственности, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, – это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В частности, в список входят города так или иначе расположенные в определенной близости от государственной границы РФ.
Данная норма является императивной, то есть применение части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ является обязательной и обходу никоим образом не подлежит.
Итак, Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях Российской Федерации.
Однако рассмотрим следующую ситуацию…, до вступления в силу Указа действующее законодательство разрешало иностранцам приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях у частных собственников на основании любых сделок за исключением приватизации. Нет ничего удивительного в том, что на момент вступления в силу Указа на приграничных территориях образовалось определенное количество иностранных собст­венников земельных участков.
Чтобы проанализировать возможную судьбу земельного участка, расположенного на приграничных территориях и находящегося в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица, необходимо ответить на вопрос, на каком основании этот земельный участок был приобретен в собственность.
Возможные последствия для «незаконных» собственников. Запрет на приватизацию иностранными гражданами и юридическими лицами земельных участков из госсобственности на приграничных территориях действовал и до вступления в силу Указа. Следовательно, есть вероятность того, что лицо, приобретшее право собственности на такой земельный участок в порядке приватизации, сделало это в нарушение действовавшего законодательства, а значит, есть основания квалифицировать такую сделку как недействительную. Согласно правилам Гражданского кодекса РФ, каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (с учетом применимого срока исковой давности).
Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, незаконно приобретшие земельные участки на приграничных территориях в порядке приватизации, однозначно находятся в «группе риска», поскольку могут лишиться этих участков в результате применения последствий недействительности к заключенным им сделкам.
Возможные последствия для законных собственников. Другую группу составляют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, приобретшие земельные участки на приграничных территориях до вступления в силу Указа на основании сделки купли-продажи у частного собственника, в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Ни Земельный кодекс, ни Указ не содержат специальных норм, устанавливающих судьбу земельных участков, расположенных на приграничных территориях, которые тем или иным законным образом были приобретены в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами до вступления в силу Указа.
С одной стороны, права указанных лиц на приобретенные ими земельные участки должны быть защищены общей нормой законодательства о том, что закон не имеет обратной силы. Однако при этом нельзя забывать о правилах, содержащихся в Гражданском кодексе РФ в отношении имущества, ограниченного в обороте, поскольку в силу ограничений, установленных Земельным кодексом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, могут быть квалифицированы в качестве такого имущества.
Согласно ст. 238 Гражданского кодекса, если такого рода имущество оказалось у лица на законном основании, однако данное лицо по закону лишено возможности обладать им на праве собственности, такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 названной статьи Кодекса).
Возможность применения ст. 238 ГК РФ к рассматриваемой ситуации вызывает множество вопросов, поскольку указанный в ней годичный срок может быть не релевантен (ведь на момент вступления в силу Указа земельный участок мог законно находиться в собственности такого иностранного лица более чем в течение года). Однако факт наличия данной нормы в действующем законодательстве РФ не позволяет в настоящее время сделать однозначный вывод о том, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, законно приобретших земельные участки на приграничных территориях, никак не будут затронуты в связи с принятием Указа.
Неоднозначность сложившейся ситуации, вероятно, может быть разрешена либо формированием судебной практики, либо принятием законодателем специальных нормативно-правовых актов, регулирующих дальнейшую судьбу земельных участков на приграничных территориях, оказавшихся в собственности иностранных граждан или юридических лиц, либо принятием уполномоченными инстанциями официальных разъяснений в отношении применения к данной ситуации действующего законодательства Российской Федерации.
Судебная практика.
Суды в целом правильно применяют нормы материального права, в частности, положения статей 3, 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.
По делам данной категории судьи проверяли, не изменилось ли гражданство ответчика, не совершил ли он к моменту рассмотрения дела сделку по отчуждению земельной доли или земельного участка и, соответственно, сохраняется ли у него обязанность по продаже земельного участка. Например, решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2016 года (дело №) по иску прокурора города Новороссийска гражданин Аглинишкис В.В. понужден к продаже принадлежащих ему долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….
Принимая такое решение, суд правильно исходил из того, что ответчик Аглинишкис В.В. является гражданином иностранного государства, его право собственности на спорные земельные доли зарегистрировано 29 марта 2005 года и 15 апреля 2005 года и в течение года с момента государственной регистрации права ответчик не произвел отчуждение земельных долей.
В то же время следует отметить, что при вынесении решения по требованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в резолютивной части обязательному указанию подлежит о продаже такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), поскольку именно такой порядок установлен статьей 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель.

Еще почитать --->  Льготы дляпроезда в метро ветеранам труда подмосковья

Может ли иностранец приобрести земли промназначения в РФ

Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения. Иностранцам, к примеру, не предоставят в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, сельскохозяйственные угодья. Промышленные зоны не входят в данный перечень, и их покупка разрешена, если они не относятся к приграничным зонам и морским портам. Например, иностранная компания не может приобрести в собственность землю на территории морского порта «Усть-Луга», но может приобрести участок на территории промзоны «Фософорит» в Кингисеппе.

Вообще основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Однако на практике иностранные компании обходят ограничения на приобретение надела, зарегистрировав на территории РФ представительство, на которое оформляется право собственности на землю.

Иностранные граждане по большему счету обладают правами на землю наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных нормативно-правовыми актами. Они могут иметь земельные участки в собственности, брать их в аренду и заключать Договоры безвозмездного пользования.

На основе изложенного можно сделать вывод, что в Земельном Кодексе РФ конкретизировано право иностранного лица на получение земельных участков на праве собственности при нахождении на этих земельных участках зданий, строений или сооружений, являющихся его собственностью. В остальных случаях, когда объекты, расположенные на земельных участках, используются иностранным лицом на ином праве, эти земельные участки предоставляются в аренду.

Земля иностранцев в Крыму: правила 2021

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции России, иностранцы пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Еще почитать --->  Если в кредитном договоре прописан один адрес и выписался и прописался на другой адрес что ждать от пристава

Вот, собственно перечень приграничных территорий в Крыму: Бахчисарайский, Джанкойский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Раздольненский Сакский, Симферопольский, Советский, Черноморский, Алушта, Армянск, Евпатория, Керчь, Саки, Судак, Феодосия, Ялта.

Ограничение прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков

Исходя из положений п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 35 ЗК РФ, при этом покупка такого земельного участка возможна только если он не расположен в пределах приграничной территории.

В силу п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Важно!Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Еще почитать --->  Заинтересованное лицо может получить решение суда на руки

Поскольку арендатору передается в аренду конкретный участок, важно индивидуализировать его, обязательно указав в тексте точный адрес, площадь, уникальный кадастровый номер, категорию земель. Из смысла статьи 607 ГК РФ вытекает, что при отсутствии этих данных соглашение нельзя будет считать состоявшимся. Желательно приложить к договору кадастровый план с четким указанием установленных границ.

Договор аренды земельного участка подразумевает оплату арендатором (юридическим и физическим лицом) права временно пользоваться принадлежащим другому лицу участком земли. Обычно размер оплаты определяется фиксированной суммой. Владелец земли сам устанавливает размер оплаты. Но, если предметом сделки является государственная или муниципальная земля, то данный вопрос решается государственными органами.

Как оформить землю в аренду – пошаговая инструкция и перечень документов

Третий экземпляр необходим для государственной регистрации договора. Она предусматривает внесение данных об аренде объекта недвижимости в ЕГРН. Для этого в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ предоставляется следующий комплект документов:

  • заявка, составленная по форме, указанной в лоте;
  • для ООО — комплект учредительной и регистрационной документации;
  • для ИП — паспорт и регистрационные документы;
  • для иностранцев — аналогичные документы, дополненные обязательным переводом на русский язык, который требуется дополнительно заверить у нотариуса;
  • документы, подтверждающие оплату обеспечения заявки на участие в торгах.