Особые Условия Труда Учителя Информатики

Вопрос: Я работаю учителем информатики

Если работодателем была проведена специальная оценка условий труда Вашего рабочего места, и на основании ее результатов был установлен класс 1 или 2 Вашего рабочего места, то работодатель вправе отменить доплату за работу во вредных условиях труда, уведомив об это работника в письменной форме за два месяца до отмены.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Полагается ли доплата за вредные условия труда учителю информатики

Согласно пункта 1.164 Приказа Гособразования СССР от 20.08.1990 N 579 (ред. от 03.01.1991) «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР»:

Но у меня остался такой вопрос: что должно быть написано в документе по аттестации рабочего места, чтобы мне платили за вредность? Раньше у нас у всех учителей информатики была доплата 12% за вредные условия труда — за работу с компьютерами и мониторами. Администрация сейчас ссылается на то, что мониторы сейчас другие и такого вреда нет.

Важно помнить, что согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Доплаты за вредность за работу с компьютером действительно применялись, и формально не отменены.
Например, приказ Миннауки от 7 октября 1992 г. N 611: доплата 12% за работу за дисплеями ЭВМ.
Еще см. ПРИКАЗ Минздрава от 29 декабря 2007 г. N 822
Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в Федеральных бюджетных учреждениях

Положено ли учителю помимо заведование за кабинет информатики получать за вредность работы с компьютерами

Данный вид доплат законодательством РФ в настоящее время не предусмотрен. Руководители организаций должны соблюдать гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.), их несоблюдение влечет административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда (ст.5.27 КоАП РФ).

Если в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 года N 12, организации самостоятельно или совместно с санитарно-эпидемиологическими органами и аккредитованными лабораториями отнесут те или иные рабочие места с ПК к категории «с вредными условиями труда», то затраты на предоставление работникам льгот и компенсаций в полной мере могут быть произведены за счет средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Аттестация рабочих мест в школе

В одной из социальных сетей встретилось бурное обсуждение по поводу доплат работникам образования, а именно: «Нужны ли они учителям?». К сожалению, большая часть (по-видимому, не зная всей сути работы педагога) высказывалась за то, что учителям вообще не положены компенсации, так как «работенка-то у них не особо пыльная» и зачем вообще говорить о 12% положенных им доплат? Лишь немногая часть встала на защиту. Почему люди считают, что компенсации положены только тем, кто занят на тяжелых производственных объектах? Конечно, отрасли промышленной металлургии, машиностроения, строительства подвергают большому риску, как здоровье, так и жизни людей, занятых в них. О величине опасности этих сфер не поспоришь. Несмотря на автоматизацию, труд людей также остается востребованным. Специалист идет туда либо от безвыходности, либо в погоне за материальной стороной, либо, как это бывает в районах крайнего севера, больше нет рабочих мест, помимо добычи, например, угля в шахтах.

Еще почитать --->  За какую сумму долга могут забрать машину

Высокие требования предъявляются и к другим кабинетам, так как любой уровень влияния, который уйдет за рамки предельно допустимого, отразится не только на здоровье педагогов, но и на здоровье учеников. Кабинеты должны оснащаться необходимым оборудованием. Нарушение требований безопасности (Приказ Министерства просвещения СССР от 10.07.1987 г. «О введении в действие правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ…») приравнивается к административному правонарушению. Примером может служить информация, опубликованная на сайте Роструда в разделе «Новости» от 8 октября 2012 г. о том, что в Чукотском АО заведующая кабинетом химии допустила серьезные нарушения государственных требований охраны труда, в связи с чем была привлечена к административной ответственности. Это показатель того, что любое должностное лицо должно подходить к выполнению своих обязанностей с предельной мерой ответственности.

  • выявление причин и источников опасных факторов, находящихся на рабочем месте учителя;
  • установление совпадений между имеющимися факторами и теми, которые предусмотрены специальным классификатором;
  • принятие решения о проведении испытаний, чтобы выявить опасность и вредность факторов.

Сотрудник, имеющий дело с опасными условиями труда, которые вызывают функциональные изменения, приводящие к заболеваниям, имеет право на получение компенсации. Её сумма устанавливается при помощи договора и локальных нормативных актов. Это также касается лаборанта химии.

Оплата труда учителя информатики (вредность) ->

ДОПЛАТА ЗА ВРЕДНОСТЬ О проблемах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда В последнее время в профсоюзные органы стали поступать жалобы от работников образовательных учреждений, связанные с отменой доплат за вредные и опасные условия труда. Например, в целом ряде регионов должностные лица, осуществляющие финансово-бюджетный надзор, принимают решения о снятии доплат за работу во вредных и опасных условиях в тех учреждениях, где аттестация рабочих мест не проведена или рабочие места по заключению аттестационных комиссий не полностью соответствуют требованиям безопасности и признаны условно аттестованными. Подобные требования контрольно-ревизионных и других финансовых органов надзора необоснованы. Пока аттестация не проведена и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату, а работодатель обязан ее производить, поскольку условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы. В таких случаях работникам при поддержке профсоюзных комитетов необходимо обращаться в суд с иском о признании незаконным решения финансовых органов о снятии доплаты за вредность. Иногда имеет место формальный, некомпетентный подход к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, вследствие чего в административном порядке снимаются доплаты за работу во вредных и опасных условиях. Подобный случай произошел в городе Оленегорске Мурманской области, где в пяти школах без проведения инструментальных замеров уровней освещенности, загазованности, шума, без оценки травмоопасности и обеспеченности работников спецодеждой были сделаны заключения об отсутствии каких-либо вредных факторов в кабинетах химии. На этом основании у 12 учителей были сняты доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, что составило ежемесячно по 300 рублей у каждого педагога (включая северный коэффициент), а это существенная сумма в небольшой зарплате учителя. Действия руководителей органов и учреждений образования в данном случае также следует считать неправомерными. В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работников и подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения в суд. Таким образом, если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, это не означает, что условия труда на рабочих местах безопасные. Поэтому пока не дано заключение аттестационной комиссии о том, что рабочее место, где выполняется работа с вредными и опасными условиями труда, полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить. К сведению сообщаем, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми нормативными правовыми актами, определяются Перечни тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время в системе народного образования действуют: для учреждений общего и дошкольного образования — Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утвержденный приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 №579 (приложение № 2); для учреждений профессионального и высшего образования — Перечень №1 работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 12% включительно, и Перечень №2 работ с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 24% включительно, утвержденные приказом Миннауки РФ от 07.10.92 №611 (приложение). Конкретные размеры доплаты устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) либо коллективным договором, трудовым договором. Повышение зарплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Необходимо иметь в виду, что основная цель аттестации — это в первую очередь защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте, к каким последствиям они могут привести. И как уменьшить или исключить вредное воздействие. Там, где сделать это на данный момент не представляется возможным, должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях. Аттестация рабочих мест по условиям труда, если ее проводить неформально, — процесс очень длительный, сложный и требует значительных финансовых затрат. Поэтому в условиях бюджетного финансирования учреждений образования нужно действовать поэтапно. Сначала провести аттестацию рабочих мест в подразделениях с повышенной степенью опасности и вредности, например в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, а затем во всех остальных. Кем должна проводиться аттестация рабочих мест, каков порядок ее проведения — ответы на эти вопросы четко и подробно отражены в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». К данному Положению прилагаются образцы документов, которыми оформляются результаты аттестации (карты, протоколы, ведомости аттестации рабочих мест и др.). Аттестация рабочих мест — система анализа и фактической оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда, и проводится она на основе трех оценок: степени вредности и опасности (гигиенический критерий); степени травмоопасности; обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Чтобы оценить степень вредности и опасности, необходимо сравнить фактические, полученные путем инструментальных измерений значения опасных и вредных производственных факторов (шум, вибрация, освещенность, чистота воздушной среды, параметры микроклимата, воздуха рабочей зоны и др.) с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Полученные результаты сравниваются с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99, Руководство Р 2.2.775-99. Оценка степени травмоопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты предполагает сопоставление фактически имеющихся средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Результаты вышеназванных оценок оформляются специальными протоколами по установленной форме. Основным документом рабочего места, его своеобразным паспортом является карта аттестации по условиям труда. В ней, кроме общих сведений о рабочем месте, данных по всем трем оценкам, сведений о компенсациях, размещается итоговое решение об аттестации данного рабочего места. Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов: 1.Рабочее место признается аттестованным. 2.Рабочее место признается условно аттестованным. 3.Рабочее место признается не аттестованным. Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения. На основании заключения комиссии руководитель образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень работ, на которых устанавливается повышенная оплата за работу во вредных и опасных условиях труда. Перечень этих работ, конкретные размеры доплат и сроки выплаты устанавливаются приказом по образовательному учреждению, а также включаются в коллективный договор и соглашение по охране труда. Юрий ЩЕМЕЛЕВ, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Еще почитать --->  Гарантийные обязательства на комиссионный товар