Участие в боевых действиях в эфиопии

Госдума решила выплатить пенсии участникам войн в Анголе, Мозамбике и Эфиопии

В перечень признанных государством периодов боевых действий с участием граждан России, согласно документу, вносятся следующие дополнения: боевые действия в Анголе — с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года (ранее — по ноябрь 1979 года); в Мозамбике — с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года, с марта 1984 года по август 1988 года (ранее — по апрель 1987 года); в Эфиопии — с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года (ранее — по ноябрь 1979 года), а также с мая по декабрь 2000 года.

Советские военные советники и специалисты приняли активное участие в создании и обучении армии Эфиопии. При этом советские военнослужащие оказались в двусмысленном положении, так как военные советники из СССР работали одновременно в вооруженных силах двух воюющих стран — Эфиопии и Сомали.

Война Сомали и Эфиопии в 1977 — 1978гг

В середине декабря 1977г. более 230 солдат регулярной армии Сомали было уничтожено вооруженными силами и отрядами народной милиции Эфиопии в боях в провинции Бале на юго-востоке страны. При этом местным жителям вернули 35 тысяч голов скота захваченных агрессорами. По данным Эфиопского агентства новостей, за последнюю неделю ноября и две недели декабря сомалийская армия потеряла свыше 2300 солдат и офицеров в боях в провинциях Харарге, Бале и Сидамо.

Самым «болтливым» этапом полёта считается запуск, руление и взлёт. Команды и доклады экипажа по СПУ перемежаются с инструкциями и вопросами диспетчера по радио. Этот взлёт прошёл молча. Нет, конечно, они переговаривались между собой, наши главные спасители — командир и борттехник Лёха Климок, в миру Король. Они не пользовались внутренней связью, и я их не слышал. Вместе с экипажем я в душе молил ставшие в эту минуту самыми родными на земле и в воздухе двигатели АИ-20 пожалеть нас и побыстрее выйти на взлётный режим. Два запустили на месте, третий на рулении, четвёртый на разбеге.

Сергей прибыл в Анголу в 1983 году для работы в составе нашего военного коллектива в качестве служащего СА. В этом не было бы ничего удивительного, если бы почти сразу после приезда в Анголу он, практически гражданский человек, «не обремененный погонами», не оказался на передовой в районе боевых действий.

Но и эта цифра абсолютно не отражают масштаба нашего вовлечения в конфликты в этих странах. У берегов Анголы, Эфиопии, Мозамбика несли службу тысячи советских военных моряков, которые привлекались для выполнения таких боевых задач, как охрана и оборона советских торговых и рыболовецких судов, подвергавшихся постоянной диверсионной опасности. Только у берегов Анголы в период с 1975 по 1991 год морскими диверсантами было подорвано более 15 гражданских судов, принадлежащих различным странам и компаниям. Среди них судно ГДР Arendsee, ангольский корабль Luandge, кубинский пароход «Гавана», советские сухогрузы «Капитан Чирков», «Капитан Вислобоков» – доставившие в 1986 году в Анголу около 20 тыс. тонн оружия и боеприпасов для ангольской армии, и партизан СВАПО и АНК. Советские моряки, как военные, так и гражданские, с риском для жизни участвовали и в проведении спасательных работ на этих судах.

В далекой Эфиопии продолжение2

Кроме того суда советского вспомогательного флота участвовали в доставке грузов и топлива для работавшего в стране советского отряда. Так большой морской танкер «Владимир Колечицкий» ТОФ в 1984-1985 гг. дважды осуществлял рейсы из Севастополя с грузом авиационного керосина в эфиопский порт Ассаб.
В середине 80-х (примерно в 1987 г.) госпитальное судно «Енисей» выполняло специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море, вспышка которой произошла среди советских военнослужащих и гражданских специалистов.
Западные страны не преминули упрекнуть эфиопские власти за проводимую эвакуацию населения из засушливых районов, утверждая, что она привела к гибели 50-100 тысяч человек. При этом они забывали, что из-за их задержки с поставками продовольствия почти на год, к началу 1985 г., в стране умерло более миллиона человек.
Весь мир оказывал голодающей стране продовольственную помощь, но в условиях внутригосударственного конфликта она была практически бесполезной.

В марте 1988 года при Афабете (в 56 км к северо-востоку от Кэрэна) эритрейские повстанцы нанесли крупное поражение эфиопской армии, окружив и уничтожив около трёх пехотных дивизий и отдельные моторизованные подразделения. С этого момента повстанческие Народный фронт освобождения Эритреи (EPLF) и Народный фронт освобождения Тыграй (TPLF) окончательно установили свой контроль над большей частью провинций Эритрея и Тыграй.
Одновременно повстанцы активизировали боевые действия в прибрежных водах Красного моря.
Первоначально в составе флота сепаратистов находились маленькие моторные лодки с экипажем из 3 человек, которые были оснащены самым разнообразным оружием: 107-мм американскими безоткатными орудиями, крупнокалиберными пулемётами «Браунинг», трубами от советских реактивных установок «Град». Затем у повстанцев появились более крупные катера шведской постройки с 40-мм артиллерией и пулемётами.
В феврале 1990 года эритрейцы взяли штурмом город и порт Массауа, в результате чего Эфиопия потеряла выход к морю, а эфиопские боевые корабли и суда перешли на Нокру. С этого момента база и прилегающая к острову водная акватория стали систематически обстреливаться береговыми батареями эритрейцев.

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, в 2019 году получивший Нобелевскую премию мира за разрешение многолетнего конфликта с соседней Эритреей, пока не внемлет призывам международного сообщества начать с сепаратистами переговоры. А члены «Народного фронта освобождения Тыграя» обещают бороться до победного конца.

В Эфиопии конфликт между правительством и сепаратистами «Народного фронта освобождения Тыграя» (НФОТ) далек от завершения. В результате противостояния, продолжающегося уже две недели, погибли несколько сотен человек, тысячи стали беженцами. ООН предупреждает о масштабном гуманитарном кризисе, обе конфликтующие стороны игнорируют призывы международного сообщества к прекращению огня.

Еще почитать --->  Когда будут ломать пятиэтажки в богородском

В это время правое крыло фронта (кубинская 69 механизированная бригада и часть сил эфиопской 10-й пехотной дивизии), продвигаясь в южном направлении, обошло перевал Шебеле и вышло к горному проходу, занятому незначительными силами сомалийцев (до батальона с танковой ротой). Генерал Очоа заблаговременно создал обходящий отряд в составе усиленной 69 механизированной бригады и направил его через горные проходы далеко на севере от района боев. Этот марш по каменистым долинам и узким горным проходам занял 11 суток. Как назло, несколько ночей подряд в горах шли проливные дожди, обычно редкие в это время года. Погодные условия сильно замедлили продвижение бригады. Камни, оползни, скользкий грунт на узких тропах вызвали потери: несколько танков и БТР, орудий, немало автомобилей свалились в пропасти или были разбиты на крутых подъемах и спусках. Погибло и несколько человек. Генерал Очоа вылетел к бригаде на вертолете и под дождем отшагал всю ночь в колонне с бойцами самый трудный участок перехода, подбадривая кубинцев. Вместе с кубинцами, в соответствии с выработанным советскими военными советниками планом операции 10-я пехотная дивизия эфиопской армии перешла горные хребты, обойдя проход Марда, и вышла к Джиджиге. 28 февраля выйдя на плоскогорье, обходящий отряд повернул на юг. В итоге 69 механизированная бригада к исходу 4 марта оказалась в глубоком тылу позиций сомалийцев под Джиджига.

Помимо морского флота с 25 ноября 1977г. советские ВВС организовали воздушный мост в Эфиопию, задействовав не меньше, 225 самолетов Ил-18, Ан-12B, Ан-22, и транспортные Ил-76, чтобы доставить установки залпового огня «BM-21», танки T-55 и T-62, «БМП-1», 130-мм, 155-мм и 185-мм артиллерию, боеприпасы и прочие запасы. В течение следующих двух недель, советские транспортные самолеты приземлялись и разгружались в Аддис-Абебе каждые 20 минут. Так в ноябре — декабре 1977 г. перевозки осуществлялись самолетами Ан-22 8-го и 81-го ВТАП. От 81 ВТАП участие принимали экипажи Михайлова А.А., Галяса В.А., Чулкова А.Н., Иванова, Проценко М.П., Дьяконова В.В., Солодникова, Боровских Н.Ф., Быкова А.Н., Ковалева Ю.М., Ятманова А.В., Волошина, Калинина Л.В., Жучкова Ю.А., Угрюмова А.Т. Было выполнено 18 рейсов, перевезено 455 т грузов, в том числе 37 единиц боевой техники. При организации воздушного моста использовались разнообразные маршруты полета самолетов, в том числе из Ташкента, через Багдад, на Аден к Аддис-Абебе, другой из черноморских аэродромов используя турецкие воздушные коридоры. Конечная цель перелета маскировалась, так порой ею объявлялся Аден, кроме того военно-транспортные самолеты заявлялись как гражданские транспортные самолеты, для которых было предоставлено разрешение на пролет. Из-за этого едва не произошел скандал, когда 11 января 1978г. транспортный самолет «Ан-22» совершавший транзитный перелет был задержан пакистанскими властями в Карачи после приземления для дозаправки. Пакистанцы потребовали разрешить им провести досмотр самолета, но его удалось избежать после вмешательства советского посла. Были и другие инциденты. 12 декабря 1977г. АН-22 (81 ВТАП, экипаж майора Калинина Л.В.) доставляя вооружение в Эфиопию, совершил посадку в Аддис-Абебе. После приземления Калинин, пытаясь развернуться на 180° на ВПП шириной всего 40 м (минимальный радиус разворота «Антея» — 30 м), вышел за пределы ширины полосы. Тяжёлый самолёт завяз в мягком грунте. Вытащить его аэродромными средствами не удалось. Международный аэропорт был заблокирован на двое суток. Москва приняла решение — самолёт уничтожить, отстрелив хвостовое оперение из крупнокалиберного пулемёта. Старший бортовой техник по АО капитан Баранов А.С. предложил поодиночке убирать основные стойки шасси и под колёса подкладывать настилы. К счастью, это предложение было принято и за два часа до установленного срока ликвидации самолёт удалось вытащить двумя танками. 16 декабря 1977г. на АН-22 (81 ВТАП, командир экипажа Ятманов А.В.) при возвращении из Аддис-Абебы домой, ночью над Персидским заливом отказал второй двигатель. Отказал командно-топливный агрегат (КТА). Командир запросил снижение с 8000 метров до 6000. Через два часа самолет благополучно произвёл посадку с зафлюгированным винтом второго двигателя в аэропорту Багдад. Но дальше события развивались интересно. Представитель аэрофлота не стал размещать экипаж на отдых, хотя летчики были в аэрофлотовской форме. Он сказал, что у нас в аэрофлоте «Антеев» нет. Ятманов предложил ему поехать в посольство СССР. Посол распорядился разместить экипаж и обеспечить всем необходимым. Через несколько дней экипаж майора Дьякова В.В. привёз КТА и 23 декабря АН-22 вылетел в Будапешт, затем в Иваново.

Взятие тыграйской столицы не обозначает, судя по всему, окончания военного конфликта, который может перерасти в партизанскую войну. Тем более, что у «Народного фронта освобождения Тыграя» имеется накопленный за прошлые десятилетия боевой опыт. НФОТ под знаменами марксизма-ленинизма воевал против марксистского центрального режима в Аддис-Абебе за независимость, а после свержения власти Менгисту Хайле Мариама стал частью правительства Эфиопии.

На днях центральные власти выдвинули ультиматум, дав мятежникам 72 часа, чтобы сдаться. После того, как это требование не было выполнено, в ночь на 26 ноября премьер-министр Абий Ахмед распорядился довести до конца «третью и последнюю фазу операции по восстановления порядка», сообщает Би-би-си.

К началу февраля положение Сомали и партизан WSLF в Огадене стало критическим: эфиопские ВВС разрушили почти всё их тяжёлое вооружение, а ряд быстрых наступлений разгромил большинство подразделений WSLF. В конце ноября 1977 г. сомалийцы обратились к Саудовской Аравии за военной помощью, в частности — попросили направить саудовские боевые корабли в порт Бербера. Саудовская Аравия привела свои Вооружённые силы в состояние боевой готовности. В декабре 1977 г. — январе 1978 г. Сиад Барре посетил Иран, Пакистан и Египет, ища политической поддержки и оружия; визиты оказались плодотворными. В январе президент Сомали получил гарантию от шаха, что Иран поможет им, если эфиопская армия нарушит границы Сомали. Он получил обещания помощи из Пакистана в виде поставок китайского оружия, которые начали осуществляться уже в январе. Были заключены контракты с 20 пакистанскими пилотами для обеспечения своих ВВС. От президентов Египта — Саддата и Судана — Нимейри было получено обещание поддержки в случае эфиопского вторжения. Их помощь для сомалийцев была особенно важна, так как Судан и Египет имели вооружения, поставленные ранее из СССР.

Еще почитать --->  Действительны ли права старого образца ву,выданные в великом

Но основной болевой точкой Эфиопии продолжался оставаться конфликт в Огадене. К началу 1978 г. эфиопская армия вместе с кубинскими подразделениями в Огадене насчитывала 26 бригад, около 230 танков, 180 орудий и минометов, 42 реактивные системы залпового огня. С воздуха их поддерживали более 40 боевых самолётов. Им противостояли 30 сомалийских бригад, около 130 танков, до 450 орудий и миномётов.

Расчёт тиграев на большое количество тяжёлого оружия, оставшееся на их территории со времён войны с Эритреей, и на опыт бойцов и командиров, не оправдывается. Если верить официальным сообщениям, войска правительства теснят силы Тыграя и постепенно приближаются к столице провинции Мэкеле. Премьер Абий Ахмед уже предъявил НФОТ ультиматум, в котором предлагает повстанцам сложить оружие. Судя по тому, что Аддис-Абеба проигнорировала, предложение Африканского союза направить в зону конфликта посредников для ведения переговоров, Абий Ахмед настроен на «окончательное решение вопроса» с НФОТ. Причём решительно.

Но это ещё не конец. Скорее всего, боевые действия перейдут в «долгоиграющую» партизанскую войну, которая окончательно обескровит страну и высосет из неё ресурсы, затормозит развитие. А с учётом того, что конфликт начался с резни, нельзя исключить дальнейшего развития эфиопского бунта по руандийскому сценарию 26-летней давности — кровавому и беспощадному, когда было уничтожено от 500 тысяч до миллиона человек народности тутси.

Военное присутствие СССР в Эфиопии

Для многих не является секретом факт активного военного присутствия СССР в Эфиопии в конце 70-х годов XX века. Однако заблуждением является мнение о целесообразности и «пользе» для СССР военной помощи Аддис-Абебе. Однако обо всем по порядку.

СССР не мог оставить без внимания происходящее на Африканском континенте, хотя и оказался в весьма щекотливом положении. В сентябре 1977 года в Москву приезжал сомалийский лидер и просил Союз не вмешиваться в войну, а, наоборот, увеличить поставки военной техники и боеприпасов. Но советское правительство на это не согласилось, и, видимо, «обидевшийся» сомалийский лидер поехал просить помощи у США и их сторонников — руководителей Египта, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии. Сомали начинают покидать советские и кубинские военные специалисты, а Куба так вообще разорвала с Сомали дипломатические отношения. С этого момента СССР переориентировался в своей политике на Эфиопию, рассматривая ее как жертву агрессии. По воздуху и морю туда направлялись военные грузы и специалисты.

В далекой Эфиопии продолжение2

Кроме того суда советского вспомогательного флота участвовали в доставке грузов и топлива для работавшего в стране советского отряда. Так большой морской танкер «Владимир Колечицкий» ТОФ в 1984-1985 гг. дважды осуществлял рейсы из Севастополя с грузом авиационного керосина в эфиопский порт Ассаб.
В середине 80-х (примерно в 1987 г.) госпитальное судно «Енисей» выполняло специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море, вспышка которой произошла среди советских военнослужащих и гражданских специалистов.
Западные страны не преминули упрекнуть эфиопские власти за проводимую эвакуацию населения из засушливых районов, утверждая, что она привела к гибели 50-100 тысяч человек. При этом они забывали, что из-за их задержки с поставками продовольствия почти на год, к началу 1985 г., в стране умерло более миллиона человек.
Весь мир оказывал голодающей стране продовольственную помощь, но в условиях внутригосударственного конфликта она была практически бесполезной.

Из воспоминаний А. Шитова:
«Засуха и голод не ослабили, а наоборот усилили гражданскую войну в Эфиопии. Начиная с конца ноября 1984 года, то есть, с того времени, когда сепаратисты высказали угрозу сбивать советские самолёты, экипажам Ан-12, вылетавшим из Аддис-Абебы в районы ведения боевых действий, в том числе и нашему экипажу, выдавались по два АКМ с боекомплектом для обороны в случае нападения сепаратистов на стоянках. Тогда же, в конце ноября командир экипажа Новожилов подозвал меня и показал полётную карту: на ней синими «яйцами» были обозначены места базирования сепаратистов как раз по маршрутам наших полётов в Ассаб, Макале и Асмару. В начале декабря 1984 года южнее Асмары произошло одно из самых крупных сражений того периода, когда эфиопские десантники, отразив 25 атак сепаратистов, закрыли им дорогу на столицу Эритреи. Ряд стран, прежде всего страны Запада, Йеменская арабская республика, Саудовская Аравия открыто помогали сепаратистам, а военно-транспортные самолёты натовских стран в Эфиопии отрабатывали сброс грузов на малых высотах, явно готовясь выполнять этот манёвр на полевых площадках сепаратистов. США ежемесячно переправляли сепаратистам в Эритрею три тысячи тонн грузов, в Тыграй тысячу тонн. Контакты Запада с сепаратистами в какой-то степени подтверждает следующий факт. 14 ноября 1984 года на аэродроме Мекеле ко мне подошла группа иностранцев. Они фотографировали наши самолёты и вертолёты, попросили разрешения сфотографировать замену колеса на нашем самолёте и взять их на борт до Ассаба. В составе этой группы были британец, три американца из компании АВС, швед и эфиоп, они назвали себя киножурналистами, снимающими документальный фильм об Эфиопии. Новожилов сомневался, но всё же согласился подвезти их, предварительно выяснив, что они не вооружены. Командир велел мне составить список пассажиров, который позднее в Аддис-Абебе мы показали Курдюкову и передали ему вместе с выполненным мною переводом. Предполагалось, что иностранцы вышли к аэропорту Мекеле «с той стороны», поскольку в Тыграе не было сплошной линии фронта. Бывало, иностранные лётчики подходили к нам и интересовались, военный наш самолёт или нет. Мы отвечали, как учили, что, конечно, гражданский, а мы сотрудники Гражданской авиации. «А это, что?» недоверчиво усмехались иностранцы, показывая на хвостовую гермокабину Ан-12бп, предназначенную для размещения огневой установки, демонтированной перед Эфиопией. «А это кабина наблюдателя, не моргнув отвечали мы, вот, и сам наблюдатель», и показывали на прапорщика Гену, командира огневой установки. Гена шутил, что в экипаже два командира: командир корабля и командир огневой установки, но, оставшись без неё «безработным», выполнял функции второго борттехника по АДО.
«Правда» от 18 декабря 1984 года сообщала о встрече в Кремле 17.12.84 К.У.Черненко с Менгисту Хайле Мариамом, во время которой руководитель Социалистической республики Эфиопии «от имени народа и руководства Эфиопии выразил глубокую признательность правительству и народу Советского Союза за бескорыстную и своевременную помощь эфиопскому населению, пострадавшему от стихийного бедствия». Как вспоминает Митченко:»Поблагодарить советских лётчиков за успешную работу в наш лагерь приезжал глава Социалистической республики Эфиопии Менгисту Хайле Мариам». Также Анатолий Владимирович отмечает, после выполнения первого этапа оказания помощи 18 человек из состава сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии были награждены орденами и медалями.
До сих пор тепло вспоминаю ребят из экипажа: командира корабля капитана Новожилова Леонида Андреевича, правого лётчика старшего лейтенанта Бородёнкова Василия, штурмана старшего лейтенанта Курындина Александра, борттехника по АДО старшего лейтенанта Рудакова Владимира, радиста прапорщика Наумова Сергея ».

  1. Военнослужащие, которые были направлены для выполнения специальных задач в Сирии после 30 сентября 2015 года.
  2. Военнослужащие, которые были направлены для работы в Афганистане в период проведения там боевых операций. Таким периодом считаются 1979–1989 годы.
  3. Служащие, входившие в состав автомобильных батальонов, доставлявших грузы на территорию Афганистана в период проведения там боевых операций. При этом период не ограничивается только указанными выше годами.
  4. Летчики, независимо от звания, которые осуществляли полеты в Афганистан в период боевых действий на этой территории. Период тоже не ограничивается 1979-1989 годами.
  5. Все лица, которые были задействованы для разминирования территории СССР после Великой Отечественной войны. Период разминирования – 1945–1951 годы, период траления – 1945–1957 годы.
  6. Военнослужащие, а также ряд иных государственных военных служащих, которые были отправлены для выполнения служебных обязанностей на территории иных государств в те периоды, когда там велись боевые действия.
Еще почитать --->  Выплота вск после травмы

При попытке к бегству пятеро из них были убиты, а подполковник Н.Удалов был вывезен на территорию Сомали. В 1988 году советские военные советники в Эфиопии полковник Ю.Калистратов, подполковник Е.Чураев и военный переводчик лейтенант А.Кувалдин были захвачены в плен боевиками оппозиционного Фронта освобождения Эритреи.

Боевые действия МиГ-21 в Эфиопии и Сомали

Сразу же после первых выстрелов в Огадене Советский Союз прервал всякие военные поставки в Сомали, а также отозвал оттуда советников и специалистов. Посему сомалийскому диктатору пришлось обратиться за помощью к странам исламского, в первую очередь арабского, мира. Те быстро откликнулись. Помимо военной техники, оружия и боеприпасов, в Сомали прибыли также военные специалисты, в том числе и летчики, которые сели в кабины сомалийских истребителей. Поначалу было отмечено прибытие авиаторов из Египта, Ирака и Сирии, а в начале 1978 года — двадцати человек из Пакистана. Как отмечала мировая печать, все они приняли участие в боевых действиях.

Если говорить о поставках МиГ-21, то, по данным западной прессы, их уже к началу сентября было получено из СССР 48 штук. Общее же количество их, прибывшее в Эфиопию к завершению войны (середина марта 1978 г.) некоторыми источниками оценивается примерно в сто единиц, хотя, по всей видимости, МиГ- 21 было все-таки меньше. Самолеты доставлялись по воздушному мосту, на борту транспортных Ан-12 и Ил- 76.

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, в 2019 году получивший Нобелевскую премию мира за разрешение многолетнего конфликта с соседней Эритреей, пока не внемлет призывам международного сообщества начать с сепаратистами переговоры. А члены «Народного фронта освобождения Тыграя» обещают бороться до победного конца.

В Эфиопии конфликт между правительством и сепаратистами «Народного фронта освобождения Тыграя» (НФОТ) далек от завершения. В результате противостояния, продолжающегося уже две недели, погибли несколько сотен человек, тысячи стали беженцами. ООН предупреждает о масштабном гуманитарном кризисе, обе конфликтующие стороны игнорируют призывы международного сообщества к прекращению огня.

Участие в боевых действиях в эфиопии

9 февраля 1978 г. в Сомали объявили общую мобилизацию, сопровождаемую объявлением военного положения. Отряды были перемещены на границу после того, как пограничный город Хайгейса бомбили эфиопские МиГи. Продолжая наступление в направлении Джиджиги, эфиопские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением сомалийцев, закрепившихся на двух ведущих к городу проходах в горах — Марда и Шебеле. В соответствии с выработанным советскими военными советниками планом операции 10-я пехотная дивизия эфиопской армии перешла горные хребты, обойдя проход Марда, и вышла к Джиджиге. Город был подвергнут артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам.1 марта сомалийские войска нанесли контрудар силами пехоты, танков и артиллерии, но потерпели неудачу. 3 марта их повторная попытка контратаковать также завершилась провалом. После того, как в район прибыли ещё 6000 кубинцев, они совместно с эфиопскими войсками и находившимися там кубинцами и поддержанные 120 танками T-54 и T-62, сломили оборону и 4 марта сомалийцы начали беспорядочный отход из Джиджиги. На следующий день город был взят наступающими. С падением Дхиджиги и Айши на Восточном фронте и выходом войск Южного фронта к государственной границе с Сомали в районе Доло освобождение Огадена было завершено. Сразу после падения Джиджиги Сиад Барре созвал заседание ЦК Сомалийской революционной социалистической партии, на котором было принято решение вывести сомалийские войска из Эфиопии, чтобы не допустить их полного уничтожения.

Как указывалось выше, для снабжения Эфиопии мог использоваться только порт Асэб. Наши транспорты от Суэцкого канала до порта Асэб шли под охраной боевых кораблей, в их числе был и СКР пр.50 «Ворон» ЧФ. Необходимость в этом была. Зимой 1977-1978 г. северо-йеменские патрульные суда в районе острова Зугар перехватили несколько иностранных судов (американское, французское и русское), зашедших в воды спорных островов и потребовали покинуть эти воды. В дальнейшем советский флот участвовал в переброске кубинских частей в порт Асэб, для чего были задействованы гражданский суда, в том числе лайнер «Адмирал Нахимов». Именно кубинские части при руководстве советских советников осуществили разгром вторгшихся частей сомалийской армии.