Защита прав граждан в сфере соц обслуживания в суде общей юрисд

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Защита прав граждан в сфере соц обслуживания в суде общей юрисд

Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, не принял во внимание, что имеющееся у Ж. заболевание согласно Международной классификации болезней относится к болезням нервной системы. Раздел III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи при болезнях нервной системы. Проведение дополнительного генетического обследования в обществе с ограниченной ответственностью «Н.» в г. Москве было рекомендовано Ж. врачами федерального медико-генетического научного центра и диагностического центра Алтайского края для установления ему заключительного диагноза. Отсутствие в перечне Территориальной программы названного обследования в числе видов помощи, оказываемой гражданам бесплатно, не может умалять прав ребенка-инвалида, страдающего тяжелым заболеванием нервной системы, на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь (медицинская помощь в силу пунктов 3 и 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включает в себя в том числе и диагностику заболеваний).

Между тем судебные инстанции без установления названных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора, сделали не основанный на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права и с нарушением норм процессуального права вывод о том, что у общества не было возможности для создания специального рабочего места по должности укладчика для Х. с учетом специфики его заболевания.

Изменение и расторжение договора на оказание социальных услуг на дому осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно п. 20 Положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2008 № 572-ПП заключение, изменение и расторжение договоров осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что наименование ответчика изменилось в результате изменения типа существовавшего учреждения. Согласно Уставу ответчик государственное Автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Березовского» создано путем изменения типа существующего Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Березовского» в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 № 1556-ПП (л.д.№).

Еще почитать --->  Основные Документы На Санаторно-Курортное

на официальных сайтах Министерства и учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству, в сети Интернет, а также
на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере социального обслуживания;

2) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.05.2018 № 317н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» утверждены показатели , характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания.

Как отмечалось ранее, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В современных условиях международной политики, учитывая, что ряд иностранных государств, в т. ч. входящих Европейский Союз, в блок НАТО, США ставят Россию в положение «изгоя» на международной «арене», ими установлены финансовые, политические санкции в отношении нашего государства, что, несомненно, разрушающе отражается на экономической и военной безопасности страны, продолжение действия приоритета международного права над национальным, отраженного в ст. 15 Конституции РФ, вызывает сомнение. Позиция В.Д. Зорькина находит поддержку среди ученых-специалистов в этой области. Более того, появились предложения внести изменения в Конституцию РФ, установив положение о главенстве национального права [105] [106] . Полагаем, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно было бы закрепить: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы после имплементации в национальное законодательство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется закон».

11 нормативно-правовых актов, которые регулируют предоставление людям мер социальной защиты

9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» утверждает перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Еще почитать --->  Федеральный закон о выделения земель многодетнм семьям

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение.
Законодательство приведено по состоянию на февраль 2017 г.
В работе проведен анализ судебной практики по некоторым вопросам социального обеспечения: автором затронуты пенсионные споры, вопросы защиты судами прав инвалидов, защита прав лиц на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, судебной защиты прав граждан на получение социальных услуг, выявлены дефекты российского законодательства в этих сферах, высказаны предложения по их устранению.

Безусловно, споры, входящие во вторую группу, разрешаются в судах общей юрисдикции и сейчас, хотя пенсионное законодательство РФ во многом изменилось. Среди споров этой группы значительное место занимают споры, связанные с занятостью на работах с особыми условиями труда, установлением тождества профессий, должностей, организаций; в меньшей степени встречаются споры лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При подаче исковых заявлений о признании нормативного правового акта не­действующим, о признании ненор­мативного правового акта недей­ствительным и о признании решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, иных органов, должностных лиц незаконными

То есть с представителем работодателя или органа Пенсионного фонда РФ (ПФР) или органа Фонда социального страхования (ФСС РФ), в зависимости от вида нарушения прав – пенсионных или социальных, в результате кото­рых ситуация может благополучно разрешиться в пользу гражданина.

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

Причиной этого, прежде всего, является неисполнение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им в соответствии с законом полномочий: например, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов для назначения пенсии; несоответствие сведений, содержащихся в данных документах, нормам законодательства и фактическому положению дел.

Жалобы граждан на решения главных бюро рассматривает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. В случае признания жалоб обоснованными Федеральное бюро изменяет или отменяет решения главных бюро и проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро.

Еще почитать --->  Нужно Ли После Установки Счетчиков На Воду Делать Их Аттестации

В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Социальный юрист в Москве и МО

Каждой из этих групп государство гарантирует социальную помощь. Однако получить ее на практике нелегко из-за бюрократических проволочек и недобросовестности должностных лиц. Выходом из ситуации станет поддержка юриста по социальным делам. Профессионал работает с широким спектром проблем и оказывает помощь на досудебном и судебном этапе.

Услуги социального юриста для пенсионеров актуальны при назначении пенсий, получении льгот, переоформлении недвижимости, составлении дарственной и завещания. Законодательством предусмотрена бесплатная помощь юриста пенсионерам в виде консультаций по вопросам из области гражданского законодательства. Юристы по социальным вопросам объясняют, как реализовать свое право на государственную поддержку или воспользоваться законными льготами, предлагают проверенные алгоритмы решения проблем.

Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы зашиты прав граждан.

В тоже время, стоит отметить такую проблему, как неисполнение решений Конституционного Суда РФ (даже, несмотря на закрепление в ст. 315 УК РФ уголовное ответственности за неисполнение), что делает бесполезной его работу. Как отмечается в научной литературе за 2020 год, решения зачастую исполняются ненадлежащим образом или не исполняются вовсе (в особенности представителями исполнительной ветви власти) в связи с чем, ежегодно в Европейский суд по правам человека поступает огромное количество жалоб от граждан Российской Федерации [17, с. 83–85]. Исходя из этого рекомендуется для государственных органов всех ветвей власти установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено; при неисполнении предусмотреть возможность принудительного разрешения, то есть создать институт конституционно-исполнительного производства.

Изучая практику за последние годы, можно сделать вывод, что Конституционный Суд РФ, даже в случае признания тех или иных положений соответствующими Конституции РФ, часто разъясняет смысл положений, дает толкование непонятным для правоприменителей моментам, что позволяет, во-первых, создать единую правоприменительную практику, а, во-вторых, соответственно, повысить эффективность и обеспечить законность деятельности правоприменителей.