Защита прав субъектов земельных отношение нормативно-правовые акты

Защита прав субъектов земельных отношений

Защита прав субъектов земельных отношений — действия, осуществляемые субъектами земельных отношений в целях обеспечения своих прав. В случае защиты прав в судебном порядке применяются следующие способы защиты: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков (ст. 59-62 ЗК РФ).

1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти как источники права представляют собой нормативные правовые документы, изданные в пределах их компетенции, в соответствии с законами, Указами Президента РФ, либо на их основе и во исполнение их,

• «О мониторинге земель в РФ» от 15.07.92 г. № 491, «О порядке ведения государственно­го земельного кадастра» от 25.08.92 г. №622, «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ» от23.12.93 г, № 1365 и др.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

  • Нормативное регулирование правоотношений.Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. (В редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах осуществления земельной реформы в России» от 27.12.91 г. № 323 принято постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.91 г. № 86, Правительством приняты ряд Постановлений во исполнение предписаний Земельного кодекса 1991 г. Это Постановления

Особое место среди источников земельного права занимает судебная и арбитражная практика. В соответствии с общей теорией права судебная и арбитражная практика не относится к источникам права, хотя этот вопрос и является дискуссионным. Однако, руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ Суда устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права. В дальнейшем они становятся базой для совершенствования действующего земельного законодательства.

Источники земельного права

К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» (заключено 6 июля 2006 г. № С-12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).

Еще почитать --->  Заявление на выплату компенсации в детском саду

Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.
Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).
Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.
Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).
Согласно Конституции РФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.
Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.
По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

9. Положением об Управлении земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования «Енотаевский район», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 14.02.2017 № 44 «О переименовании Отдела строительства, дорожной деятельности и имущественных отношений администрации муниципального образования «Енотаевский район»;

10. Административным регламентом администрации муниципального образования «Енотаевский район» по исполнению муниципальной функции «Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования «Енотаевский район» в новой редакции, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области от 15.11.2016 г. № 571 «Об утверждении административного регламента администрации муниципального образования «Енотаевский район» по исполнению муниципальной функции «Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования «Енотаевский район» в новой редакции.

Еще почитать --->  Фз о социальной поддержке многодетных семей в рф №138

По юридическому содержанию процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на: 1) правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов); 2) правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей); 3) правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров); 4) правопрекращающие нормы — это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок. Значительную роль играют предупредительные (превентивные) административно-правовые меры, меры пресечения административного правонарушения, восстановительные меры и меры административной ответственности.

Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.

Лекция 10

Один из способов защиты гражданских (имущественных) прав, предусмотренный ст. 12 ГК, — это признание права, что распространяется и на права владельцев земельных участков. Конституцией гарантируется защита не только прав собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. В случае спора признание субъективного гражданского права происходит в судебном порядке. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право на землю или сделки с землей, возникшие на основании решений суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда, являются основанием для регистрации их уполномоченным органом в порядке ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость».

Иски и жалобы о признании ненормативных актов недействительными довольно разнообразны. Требования, как правило, сводятся к незаконному отказу в предоставлении земельного участка в аренду, незаконному изъятию земельного участка, об отводе принадлежащего истцу земельного участка другому лицу, о наложении штрафов за земельные правонарушения, о цене выкупа земельных участков, о понуждении граждан к заключению сделок и оплате действий, не соответствующих земельному законодательству Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. На земельный участок как объект права собственности и других вещных прав, как объект имущественных отношений распространяются правила как земельного, так и гражданского законодательства. Статьей 62 предусматриваются: а) возмещение убытков, причиненных нарушением прав землеобладателей; б) возможность правомерного причинения убытков и их возмещение (см. п. 3 ст. 14, п. 7 ст. 22, п. 7 ст. 23, п. п. 5 и 8 ст. 31, п. 3 ст. 37, п. 4 ст. 32, п. п. 1, 5 и 6 ст. 51, ст. 57 и ст. 58, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 63 и ст. 76 ЗК).

Понятие, виды и система источников земельного права

Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.

Первый касается необходимости создания специализированных земельных судов в России. Ряд ученых доказывает оправданность создания таких судов с особыми полномочиями, позволяющими им глубоко вникать в вопросы земельного права, вплоть до осуществления в ряде случаев исполнительно-распорядительных функций. За судами общей юрисдикции предлагается оставить надзор за решениями земельного суда с правом оставления в силе его решений либо их отмены, но не рассмотрения спора но существу. В доказательство такой позиции приводится опыт Англии, где действуют специальные суды по земельным вопросам, Германии со специальными судами по сельскохозяйственным землям. Система специальных судов, куда входит и земельный трибунал, действует в Гонконге.

Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

Органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (п.1 ст.11 ЗК), обеспечивают выбор земельного участка для строительства (ст.31 ЗК), определяют порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливают нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст.33 ЗК), устанавливают ставку земельного налога для земель поселений, устанавливают правила землепользования и застройки (п.2 ст.83 ЗК, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Еще почитать --->  Что делать если в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по ч 1 ст 157 ошибки дознавателя

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, в сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Закон Ленинградской области от 12 июля 1999 г. «О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области» устанавливает правовые основы отношений между собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (в том числе иностранными юридическими и физическими лицами и арендаторами земель) и органами государственной власти в сфере обеспечения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности юридических и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством, по эффективному использованию почвенного плодородия.

В законодательстве субъектов Российской Федерации регулируются вопросы предоставления и изъятия земель, а также нормы предоставления земельных участков для различных целей. В качестве примеров могут служить: Закон Красноярского края от 22 декабря 1995 г. «О минимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам края для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и дачного строительства»*; Закон Пермской области от 21 декабря 1994 г. «Об установлении предельных размеров земельных участков при предоставлении их в собственность граждан»; Закон Ленинградской области от 6 мая 1995 г. «О порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Ленинградской области»**; Закон Новгородской области от 5 июля 1995 г. «О порядке предоставления и изъятия земельных участков в Новгородской области» (в ред. от 28 октября 1998 г.)***.

Защита прав субъектов земельных отношение нормативно-правовые акты

Спектр регулируемых земельных отношений самый разнообразный, но он должен укладываться в рамки полномочий субъекта РФ, установленных Конституцией РФ и ЗК РФ. Как правило, в актах регионального земельного законодательства содержится норма, предусматривающая принятие органом исполнительной власти соответствующего регионального подзаконного акта, содержащего норму земельного права. Приведем некоторые примеры таких региональных нормативных правовых актов: указ Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 № 801 «О Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации», постановление Правительства Республики Коми от 10.09.2007 № 209 «О Порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения», постановление Правительства Забайкальского края от 22.08.2011 № 305 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства», постановление Правительства Рязанской области от 05.09.2008 № 194 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Рязанской области», постановление Правительства Ярославской области от 19.07.2010 № 535-п «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, для целей, не связанных со строительством». Нормотворческие полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках своих полномочий могут реализовывать органы местного самоуправления. Издаваемые ими правовые акты, содержащие нормы земельного права, составляют муниципальное земельное право. Акты муниципального земельного права могут приниматься представительными органами муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительнораспорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации в этой области относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду; федеральная государственная собственность на земли, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального и экологического развития РФ; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране земельных объектов, и т.д. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на земли и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.