Меры административной ответственности за поджог насаждений

Меры административной ответственности за поджог насаждений

Согласно ЛК РФ (ст. 52) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах. Статья 53 ЛК РФ определяет перечень мер пожарной безопасности в лесах, осуществляемых в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектами освоения лесов. Предусмотрено, что Правительство РФ устанавливает правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов.

В ст. 261 УК РФ введены две новые части, предусматривающие уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного воздействия (ч. 3) и повышенную ответственность за те же деяния, если они причинили крупный ущерб (ч. 4).

Меры административной ответственности за поджог насаждений

  • бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

Имейте в виду, что получить штраф за костер, это еще не все. Также штрафу подвергаются нарушители, которые жгут листья, траву и другие остатки растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест.

Особую сложность представляет и то, что КоАП не содержит прямого указания на нормативные акты, закрепляющие нормы и правила по соблюдению противопожарной безопасности, предусмотренные для лесов. Между тем, они содержатся не только в Лесном Кодексе, но и во многих подзаконных актах, поэтому при рассмотрении таких дел и правонарушителям, и должностным лицам приходится изучать массу нормативных документов, часть из которых может оказаться недействующей, а другая – относится к специальному законодательству.

В качестве объекта предусмотренного ст. 8.32 проступка выступают находящиеся под охраной закона отношения, касающиеся обеспечения безопасности и защиты от пожаров на территории лесов, а также действующая система управления. Объективная сторона может быть выражена как в форме активных действий, так и заключаться в опасном бездействии, которое послужило причиной нарушения закрепленных законом противопожарных правил.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Родионовой Екатерины Сергеевны, действующей на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз», на вступившие в законную силу постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2018 г. N 17-11/301, вынесенное начальником отдела лесного и пожарного надзора указанного органа, решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 20 декабря 2018 г., решение судьи Курганского областного суда от 19 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 14 июня 2019 г., состоявшиеся в отношении открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз» (далее — ОАО «Петуховский лесхоз», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. Гражданка И.А. Гогберашвили оспаривает конституционность части 1 статьи 4.5 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 года N 273-ЗС «Об административных правонарушениях», в соответствии с положениями которой выжигание сухой растительности, сжигание мусора, в том числе опавших листьев, обрезков деревьев или кустарников, других остатков растительности, а также отходов производства и потребления, если данное деяние не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.32, 11.16, 20.4 КоАП Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 до 4 500 рублей.

  • — на граждан в размере от 1 500 до 2 500 рублей;
  • — на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • — на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.
  • Согласно ч. 2 выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа:
  • — на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • — на должностных лиц от 7 000 до 12 000 рублей;
  • — на юридических лиц от 50 000 до 120 000 рублей.
  • Источник: http://innoginsk.ru/novosti/sreda_obitaniya/pal-travy-zapreshchyon-zakonom-za-podzhog-predusmotreny-shtrafy
  • Несмотря на то что в нашем законодательстве нет отдельной статьи за поджог травы, санкции в виде штрафа за поджог травы могут быть частью наказания за ряд административных проступков и преступлений.
  • Какие же законодательные нормы предусматривают такое наказание и каков может быть размер штрафа – об этом наш сегодняшний разговор.
  • Сегодня речь пойдет как об административной, так и об уголовной ответственности – все зависит от последствий пала травы и обстоятельств поджога.

Меры административной ответственности за поджог насаждений

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами, входящими в систему Министерства природных ресурсов РФ, планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Упомянутые лесхозы оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются МПР России.

Еще почитать --->  Где получать выписку из домовой книги в мытищах

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом. Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, —

Пал травы, приведший к уничтожению лесных насаждений, квалифицируется уже как преступление по ст. 261 УК РФ. Первая и вторая части данной статьи предусматривают ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а третья и четвертая — за те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом.

Появление сухой травы на земельном участке – естественное явление. Поджог сухой травы может происходить в разных объемах и повлечь за собой различные по тяжести последствия, поэтому и мера ответственности за такие действия определяется всегда в индивидуальном порядке.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Для пресечения подобных нарушений Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) и ее территориальные органы наделены полномочиями осуществлять государственный земельный надзор.
Рассмотрим подробно часто встречающиеся нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Самовольное занятие земельных участков – самое распространенное нарушение. Неважно, занят ли участок в несколько гектаров или забор поставлен на несколько метров дальше положенного – такие действия одинаково незаконны. В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа. Его размер зависит от нескольких обстоятельств. В случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан накладывается штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Помимо штрафа устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в соответствии с частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Выносится повторное предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Если лицо, которому выдано предписание, не устраняет нарушение, его могут заставить освободить незаконно занятый участок принудительно по решению суда.
Кто-то нарушил границы Вашего земельного участка? Обратитесь в территориальный орган Росреестра. Если обнаружатся основания для внеплановой проверки, то она будет проведена. Чтобы самому не преступить закон – проверьте соответствие фактических границ своего земельного участка сведениям Единого
государственного реестра недвижимости. В случае сомнений, обратитесь к кадастровому инженеру.
Использование земли не по назначению. Каждому участку приписывается целевое назначение и разрешенное использование. Сельскохозяйственное использование, индивидуальное жилищное строительство, для производственной деятельности и другие. В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, – влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Помимо штрафа также устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены.
Правообладатель имеет право изменить целевое назначение своего земельного участка. Узнать назначение земельного участка можно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости или в правоустанавливающих документах на него.
Помимо вышеперечисленного должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют надзор за соблюдением:
— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
— требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
— требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Осуществляя земельный надзор, Росреестр применяет самые современные методы. Обследование участков проводится дистанционно без участия правообладателя. Для этого используются данные с космических спутников, летательных аппаратов, непосредственного осмотра земельных участков. Если в результате обследования выявляются признаки нарушения – это является основание для проведения внеплановой проверки. Правообладатель земельного участка заблаговременно уведомляется об этом, и уже в его присутствии проводятся все необходимые действия на участке. Отказ правообладателя от участия в проведении проверки является основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа.
Важно отметить, что в случае неустранения нарушений собственник может потерять свой участок. Росреестр следит за тем, чтобы земля использовалась по закону.
На подведомственной Осинниковскому отделу Управления Росреестра по Кемеровской области территории — Калтанском и Осинниковском городском округе – должностными лицами, осуществляющими государственный земельный надзор, за 10 месяцев 2018 года проведено 177 проверок соблюдения требований земельного законодательства, по результатам которых за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, возбуждено 57 дел об административных правонарушениях, за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП РФ, – 3 дела, за невыполнение предписаний инспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства – 29 дел, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, – 6 дел, сумма наложенных штрафов за указанный период составила 645 000 рублей.
Для сравнения за 10 месяцев 2017 года было проведено 219 проверок, по результатам которых за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, было возбуждено 66 дел, за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП РФ, – 8 дел.
Уменьшение количества выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации связано с проводимыми Росреестром и его территориальными органами мероприятиями, направленными на профилактику нарушений обязательных требований. Зная, что есть нарушение, их легче устранить, чем подвергнуться штрафу.

Еще почитать --->  Если взять уведомление о праве на вычет и уволился

Какой размер штрафа предусмотрен за поджог травы

При определении меры ответственности за поджог травы следует принимать во внимание еще и то, кто произвел поджег: был ли это просто гражданин, решивший очистить свой участок, или руководитель сельскохозяйственной организации дал подобное указание своим подчиненным для очистки поля. Для физлица штраф будет относительно небольшой — до нескольких тысяч рублей, а вот для компаний размер штрафа возрастает уже до нескольких сотен тысяч.

Поджог сухой травы может происходить в разных объемах и повлечь за собой различные по тяжести последствия, поэтому и мера ответственности за такие действия определяется всегда в индивидуальном порядке. Ведь одно дело — спалить траву у себя на приусадебном участке и совсем другое — подпалить поле в ветреный день, когда рядом находятся жилые дома, и при этом не следить за тем, чтобы огонь не перекинулся на здания.

Административная ответственность за порчу лесных насаждений

Леса – это легкие нашей планеты. От их объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Кроме того, лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Именно поэтому каждого человека, чья деятельность связана с лесной отраслью (кстати, одной из важнейших в России с точки зрения экономики), можно считать, как бы громко это ни звучало, хранителем будущего.
Сегодня мы поговорим об административной ответственности за порчу лесных насаждений.
Статья 8.28 КоАП РФ гласит, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Лес — это зеленая одежда земли и наше самое большое богатство. Самым грозным врагом леса всегда был огонь. В настоящее время в большинстве случаев его возгорания виноват сам человек. Но выполняя несложные правила пожарной безопасности в лесах, можно сохранить природу и не допустить масштабного бедствия.
Лесные пожары оставляют после себя опустошенную на долгое время территорию. А начинаются они подчас из-за недооценки опасности огня и нарушения правил поведения в лесу. Оброненный окурок, брошенная после пикника стеклянная посуда и непотушенное кострище — всё это потенциальные источники пожара.
В современном обществе стал очень модным зеленый туризм. Но не все новоявленные туристы владеют даже азами пожарной безопасности на природе. Не задумываясь последствиях, они раскладывают костер для приготовления пищи под деревьями, около кустарников, не следят за ним.
В соответствии со ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Берегите лес!

Еще почитать --->  Дмитров соцзащита по возврату за квартиру

Штрафы за нарушение лесного законодательства

в) лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов;

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Административная и уголовная ответственность виновных в возникновении пожара

Если пожар возник вследствие нарушения требований пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики , совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:

Как таковой ответственности за пожар Нажмите для перехода на ПожВики законом не предусмотрено. То есть сам факт возникновения пожара или вызов на пожар подразделения пожарной охраны Нажмите для перехода на ПожВики не может служить основанием для привлечения собственника объекта пожара к какой-либо ответственности Нажмите для перехода на ПожВики . Расследованию пожаров посвящена отдельная статья.

Меры административной ответственности за поджог насаждений

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными МПР и МЧС России, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом системы МПР России.

Увы, но большинство людей даже не задумываются о том, какой вред они наносят окружающей среде и чем рискуют. Они думают лишь о том, чтобы упростить сельскохозяйственные работы, сэкономить немножко денег и очистить землю от никому ненужного старья. К сожалению, это порой дорогого стоит.

  1. Поджёг был совершён Вами, как физическим лицом – то есть, обыкновенным гражданином, который решил таким образом прибраться у себя во дворе.
  2. Вы являетесь руководителем сельскохозяйственной организации и совершили поджёг с целью очистки поля.
  3. Вы – руководитель сельхоз организации и поручили таким образом очистить поле своим подчинённым.