Неотложные Следственные Действия До Возбуждения Уголовного

Проведение следственных действий до возбуждения уголовного дела

  1. Поднятие вопроса о приобщении обнаруженных предметов в качестве вещдоков по делу.
  2. Обнаружение и изъятие преступных следов.
  3. Проверка всех возможных источников доказательств по делу.
  4. При осмотре выясняется последовательность действий преступника, ход развития событий. Вся обстановка тщательно исследуется.
  5. Полученная информация в последующем используется при выдвижении версий по следствию.
  • Для некоторых следственных действия порядок производства сокращается.
  • Проводимые первоначальные действия в последующем используются в качестве доказательственной базы. К тому же их перечень с течением времени все больше расширяется.
  • Отказ от дублирования результатов в процессе расследования.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Возможность опрашивать граждан на месте преступления зафиксирована в ч.1 ст. 144 УПК РФ. Опрос не является следственным действием, не фиксируется на бумаге (за исключением объяснительных). Процедура его проведения не регламентирована на законодательном уровне.

Получение показаний на месте необходимо, чтобы установить факта совершения события преступления в действительности (определение участников, выяснение причиненного вреда). В ходе объяснений сотрудники выясняют информацию, для последующей розыскной деятельности (описания внешности подозреваемых, неявные способы покинуть место преступления).

Какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела

Все действия, описанные в этих разделах, требуют предварительного возбуждения уголовного дела. Но кодекс также указывает перечень случаев, которые не терпят отлагательств. Следственные действия в таких ситуациях могут быть произведены заранее, до возбуждения уголовного дела.

Еще почитать --->  Форма акта-приеме передачи основных средств при уольнение мол

Нужно учитывать, что труп подвержен разложению и спустя несколько дней обнаружить важные детали его смерти будет уже невозможно. Этим объясняется требование проводить осмотр трупа незамедлительно, в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации органу дознания и действующему от его имени должностному лицу, которое проводило или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не запрещается принимать решение о возбуждении уголовного дела и проводить направленные на первоначальное закрепление следов преступления неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, поскольку часть вторая статьи 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК), исключающая одновременное осуществление одним и тем же лицом процессуального расследования и оперативно-розыскной деятельности, распространяется лишь на дознавателей и проведение ими дознания в предусмотренном главами 32 и 32(1) УПК порядке, которое сопряжено с принятием по уголовному делу процессуальных решений о привлечении определенных лиц к уголовной ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 22-П).

В соответствии с требованиями статей 87 и 88 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности, равно как и иные доказательства, подлежат проверке (путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле; установления их источников; получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство), а также оценке (с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела).

Следственные действия до возбуждения уголовного дела — особенности и требования

Следственные действия при расследовании и на стадии проверки сообщения о преступления разнятся. Рассмотрим, какие из них вправе осуществлять уполномоченное лицо до возбуждения уголовного дела. Существует разница между следственными и проверочными мероприятиями.

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

Производство неотложных следственных действий

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по ко­торому производство предварительного следствия обязательно, про­водит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаруже­ние и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предвари­тельного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причи­ненного преступлением. А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Нельзя путать неотложные следственные действия с тем ограниченным набором следственных действий, которые допустимы в стадии возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Речь идет о разных процессуальных институтах. Кроме того, нельзя путать неотложные следственные действия со следственными действиями, осуществляемыми при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, когда следственное действие в виде обыска или выемки в жилище, личного обыска и т.п. в порядке исключения производится без судебного решения с последующим уведомлением суда post factum в течение 24 часов (ч, 5 ст. 165 УПК РФ). Это опять-таки совершенно другая институциональная конструкция, где речь также идет о неотложности (безотлагательности), но совершенно в другом процессуальном контексте. Наконец, понятие «неотложного следственного действия» может использоваться не в процессуальном, а в сугубо криминалистическом плане, когда действие признается неотложным, исходя из следственной ситуации.

Еще почитать --->  Где прописано, что малоимущие внеочередники в сад

Поэтому законодатель предусматривает иную возможность: орган расследования, выявивший преступление, которое ему не подследственно, самостоятельно возбуждает уголовное дело, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело компетентному органу расследования незамедлительно по его прибытии 1 Положения ч. 3 ст. 157 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ, обязывающие передавать уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору, весьма неудачны. Во-первых, между самими этими нормами имеется неразрешимое и необъяснимое противоречие: ч. 3 ст. 157 УПК РФ обязывает орган дознания передавать уголовное дело руководителю следственного органа, а ч. 5 ст. 152 УПК РФ — прокурору. Во-вторых, смысл института неотложных следственных действий связан с невозможностью немедленного прибытия следователя по объективным причинам, прежде всего в силу его физической удаленности от места обнаружения преступления. Откуда тогда там возьмется руководитель следственного органа или прокурор? Представляется, что последние должны незамедлительно уведомляться о начале расследования и производстве неотложных следственных действий, сами материалы должны передаваться непосредственно направленному руководителем следственного органа следователю после его прибытия на место. , причем в любом случае не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего с подобной ситуацией сталкиваются органы дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие, поскольку органы дознания (в лице прежде всего органов внутренних дел) наиболее приближены к населению и осуществляют поддержание общественного порядка, сталкиваясь с проявлениями самых разнообразных преступлений, иногда им подследственных, но часто — не подследственных. Кроме того, функции дознания возлагаются на некоторых лиц, вовсе не относящихся к числу правоохранительных органов (капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и т.п. — см. ч. 3 ст. 40 УПК РФ), именно потому, что они иногда сталкиваются с преступлениями в отсутствие других представителей властей, в силу чего должны возбудить уголовное дело и совершить неотложные следственные действия до прибытия компетентных органов расследования.

Сам себе адвокат

Понятие неотложных следственных действий дано в п.19 ст.5 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой неотложные следственные действия – это действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому проведение предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, а потому орган дознания проводит следственные действия исходя из конкретной ситуации. Кроме того, орган дознания осуществляет по ситуации и ряд процессуальных действий, например, задержание подозреваемого, арест имущества, истребование предметов, документов, справок и т.д.

Они связаны со спецификой процессуальной деятельности органов дознания по преступлениям, предварительное расследование по которым обязательно и необязательно. В отличие от второго вида деятельности, при первой уполномоченные структуры вправе выполнять исключительно неотложные действия.

Дознанием признается выполнение оперативно-розыскных мероприятий «по горячим следам». Оно обусловлено необходимостью быстро пресечь преступление в момент совершения либо непосредственно после совершения. Дознание предполагает обычно задержание подозреваемых и выполнение прочих неотложных следственных действий. Эти мероприятия, выполненные оперативно, позволяют обнаружить, сохранить и закрепить доказательства. Их эффективность имеет особое практическое значение для работы правоохранительных органов.

Еще почитать --->  Как завхозу принимать продукты

Право следователя подвергнуть личному обыску любое лицо, находящееся в обыскиваемом помещении, не зависит от того, есть на то судебное разрешение или нет. Ход и результаты личного обыска в данном случае могут быть отражены как в общем протоколе обыска, так и в отдельном протоколе личного обыска.

Нормативная база — ст. 25 Конституции; статьи УПК РФ: 164—170 (предусматривающие общие правила производства следственных действий), 176— 178 (регулирующие непосредственно порядок производства осмотра, осмотра трупа), 180 (регулирующая порядок фиксации результатов осмотра), ч. 5 ст. 185 (предусматривающая осмотр задержанных почтово-телеграфных отправлений), 284 и 287 (регулирующие порядок осмотра вещественных доказательств, местности и помещения в судебном следствии). В зависимости от такого классификационного признака, как объект осмотра, на основе уголовно-процессуального закона и криминалистики можно выделить следующие виды осмотра: а) места происшествия, местности, помещения; б) жилища (понятие «жилища» см. в п. 10 ст. 5 УПК РФ); в) трупа; г) предметов; д) документа; е) задержанных почтово-телеграфных отправлений; ж) транспортного средства; з) животных.

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

Опираясь на общие правила проведения процессуальных манипуляций, производство по ним осуществляется на национальном языке. В случае когда один из основных участников мероприятия не владеет в допустимой степени русским языком. Это обстоятельство становится известным уже в момент обозначения круга прав и обязанностей. Если знаний языка недостаточно, то сотрудник приостанавливает запись в протокол, пока не будет обеспечено наличие переводчика.

Подобное действие нельзя сопоставить с подобной процедурой, осуществляемой медицинскими работниками, так как осуществляется различными субъектами. Установленные медиками факты в отношении личности участника дела приобщаются к материалам возбуждённого дела как заключение эксперта.

Апелляция была подана по делу о гражданине Ф., осужденном за жестокое убийство двух несовершеннолетних человек, которые не могли себя защитить. О чем заведомо знал преступник, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Приговорён гражданин Ф. к пожизненному заключению в исправительной колонии.

Предоставление объекта на опознание – это следственная процедура, которая даёт возможность сопоставить и выявить тождественность или разность существующего объекта, лица, связанного с подозреваемым, предполагаемым, обвиняемым. Такие действия, как опознания, проверка показаний на месте, часто могут проводиться совместно, в качестве комплексного мероприятия. Опознаваться могут не только трупы, но также и живые люди или некоторые предметы, вещи.

В преступлениях с летальным исходом необходимо произвести осмотр трупа. Это действие также требует оперативности по объективным причинам. Иногда осмотр трупа выделяют в отдельное следственное действие, иногда проводят в рамках осмотра места происшествия.

Предъявление для опознания, представляет собой такой вид манипуляций, которые сопряжены с отождествлением определённых процессуальных субъектов дела. Для презентации подозреваемых приглашаются статисты – специальные участники, которые не привлекаются к иным действиям по делу.

Статья 157 УПК РФ

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

д) капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных (см. ч. 3 ст. 40 УПК РФ и комментарий к ней), и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним.