Отстранение От Должностей Военнослужащих При Возбуждении Уголовного Дела

Приведенный пример заставил общественность задуматься над следующим вопросом: почему обвиняемые воинские должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, в обязательном порядке не отстраняются от исполнения своих должностных обязанностей на время производства предварительного расследования?

  1. исключить порочную практику, при которой военнослужащий, находясь на должности, после возбуждения в отношении его уголовного дела продолжает свои преступные действия до вынесения приговора военным судом, тем самым отрицательно влияет на моральное состояние воинского коллектива, а также на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил Российской Федерации в целом;
  2. устранить возможность воинских должностных лиц использовать свое должностное положение против интересов правосудия, т.е. воспрепятствовать, помешать уголовному судопроизводству (оказать давление на свидетелей, которые подчинены ему по службе, уничтожить или сфальсифицировать документы, имеющие доказательственное значение, организовать давление на следователя с помощью влиятельных лиц, с которыми подозреваемый, обвиняемый связан по службе, либо вовлечь его в коррумпированную интригу, скомпрометировать и т.д.).

Решение вопроса о временном отстранении от должности производится с участием прокурора, обвиняемого, его защитника, а также следователя, дознавателя, вынесшего указанное постановление, и иных участников уголовного процесса (переводчиков и т.п.). Перед принятием решения судья заслушивает мнение прокурора, следователя (дознавателя), обвиняемого и его защитника, после чего выносит постановление. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого военнослужащего от должности направляется по месту его службы. На основании указанного постановления издается приказ об отстранении соответствующего военнослужащего от исполнения должностных обязанностей.
Последствия освобождения и отстранения от должности. Освобождение от воинской должности влечет за собой прекращение военнослужащим ее замещения, что включает в себя прекращение выполнения конкретных должностных обязанностей, лишение возможности осуществления присущих для конкретной воинской должности прав и освобождение от ответственности за невыполнение конкретных должностных обязанностей. После издания приказа об освобождении военнослужащего от воинской должности она становится вакантной. Между тем при отстранении от воинской должности военнослужащий не допускается к исполнению обязанностей по ней и не может воспользоваться предоставленными ему по этой воинской должности правами только на период отстранения, т. е. на определенное время. При этом военнослужащий не освобождается от исполнения общих обязанностей военнослужащего, предусмотренных ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При отстранении военнослужащего от воинской должности последняя вакантной не становится. Это, пожалуй, является главным и наиболее значимым отличием отстранения от освобождения. При необходимости для исполнения обязанностей по данной воинской должности может быть назначен временно исполняющий обязанности в порядке, определенном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы.
Существует мнение, что если военнослужащий отстранен от воинской должности, то его необходимо зачислять в распоряжение соответствующего командира (начальника). Хотя на практике чаще всего так и происходит, с этой позицией согласиться нельзя, поскольку основания зачисления в распоряжение определены ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы. Перечень этих оснований является исчерпывающим и не предполагает возможности зачисления в распоряжение в связи с отстранением от воинской должности. Вместе с тем в случае, когда в отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело и имеется постановление следователя или прокурора о временном отстранении от должности, зачисление в распоряжение возможно. Однако и в этом случае военнослужащий может быть зачислен в распоряжение не в связи с отстранением от должности, а в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела
· до вынесения решения по уголовному делу (подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Статья 114 УПК РФ

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. См. коммент. к ст. 108.

Отстранение военнослужащего от должности как мера государственного принуждения: основания, порядок, правовые последствия применения

Представляется возможным выделить два основания отстранения военнослужащего от должности: 1) совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства); 2) наличие обстоятельств, изложенных в материалах внутрипроверочной комиссии и ревизии, проводимой по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающих факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления (в дисциплинарном порядке). Отстранение от должности по первому основанию будет являться мерой уголовно-процессуального принуждения (ст. 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), по второму основанию — мерой дисциплинарного пресечения. В первом случае отстранение осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора следователем военной прокуратуры (с согласия военного прокурора) ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого . Причем командир воинской части, являющийся органом дознания, таким правом не наделен. ——————————— Статья 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Еще почитать --->  Условия приема на военно-юридический факультет в астрахани

Применение указанной меры дисциплинарного пресечения в отношении нарушителя влечет за собой следующие правовые последствия, связанные с уменьшением размера денежного месячного содержания. Так, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, ст. 13 указанного Федерального закона предусматривает дополнительные выплаты, которые при отстранении от занимаемой должности не выплачиваются, что следует из содержания Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации , определяющего, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, указанных выше, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет. В таком же порядке выплачивается денежное довольствие военнослужащим, отстраненным от воинских должностей. ——————————— Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. N 200 (пп. 46, 64 — 67 Порядка).

Допустим, работодателю стало известно, что в отношении его подопечного возбуждено уголовное дело. Что в таком случае ему нужно делать? Если не брать во внимание преступлений, совершаемых педагогами и позволяющих производить упрощенную процедуру отстранения, то действовать следует таким образом:

Выходит, чтобы отстранить человека от должности, работодатель должен дождаться вынесения судебного решения? На практике возможны случаи, когда это происходит и раньше. Только вот инициатором такой «заморозки» выступает не работодатель, а судья. Т.е. до момента получения соответствующего постановления.

Последствия освобождения и отстранения от должности. Освобождение от воинской должности влечет за собой прекращение военнослужащим ее замещения, что включает в себя прекращение выполнения конкретных должностных обязанностей, лишение возможности осуществления присущих для конкретной воинской должности прав и освобождение от ответственности за невыполнение конкретных должностных обязанностей. После издания приказа об освобождении военнослужащего от воинской должности она становится вакантной. Между тем при отстранении от воинской должности военнослужащий не допускается к исполнению обязанностей по ней и не может воспользоваться предоставленными ему по этой воинской должности правами только на период отстранения, т.е. на определенное время. При этом военнослужащий не освобождается от исполнения общих обязанностей военнослужащего, предусмотренных ст.26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При отстранении военнослужащего от воинской должности последняя вакантной не становится. Это, пожалуй, является главным и наиболее значимым отличием отстранения от освобождения. При необходимости для исполнения обязанностей по данной воинской должности может быть назначен временно исполняющий обязанности в порядке, определенном ст.12 Положения о порядке прохождения военной службы.

Право определения полномочий должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пп.1 и 2 ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы воинские должности предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Необходимо отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации данный вопрос довольно долго оставался открытым и был нормативно урегулирован лишь в 2002 г. в приказе Министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 7 марта 2002 г. N 110. Этот правовой акт достаточно четко разграничил компетенцию командиров (начальников) различного уровня по осуществлению властных полномочий, в том числе и в отношении освобождения военнослужащих от воинских должностей. Между тем хотелось бы обратить внимание на то, что ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении, однако упомянутый приказ Министра обороны Российской Федерации предоставил такие права некоторым должностным лицам и в отношении военнослужащих, не находящихся в их прямом подчинении. Так, например, начальнику строительства и расквартирования войск — заместителю Министра обороны Российской Федерации предоставлено право назначать и освобождать от воинских должностей военнослужащих строительных и квартирно-эксплуатационных управлений военных округов (флотов).

Еще почитать --->  Льготы для ветерана труда музеи

Служу в Чите

Статья 13. Порядок зачисления в распоряжение командира (начальника)1. Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.2. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе, — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, — до его исключения.3. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

Правовым основанием для зачисления в распоряжение командира (начальника) воинского должностного лица в указанном примере явился п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, в соответствии с которым военнослужащий может проходить военную службу в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела до вынесения решения по уголовному делу.

Увольнение с военной службы: порядок, основания

Пункт «д» статьи 51 ФЗ-53 предусматривает также ряд оснований, если военный занимается предпринимательской деятельностью, предоставил недостоверные сведения о своих доходах, о составе семьи и пр., имеет счета в зарубежных банках и пр., совершил преступление и приговорен к отбыванию срока в местах лишения свободы и т. д.

  • уточняются сведения о прохождении службы, особенно за периоды, когда служба проходила на льготных условиях — при необходимости направляются запросы для установления времени выслуги лет, причем результаты сообщаются самому увольняющемуся, имеющему право на выяснение нюансов с командиром;
  • командиром воинской части проводится личная беседа, итоги которой документируются в листе беседы за подписями участников;
  • принимается решение об увольнении военнослужащего;
  • уволившегося исключают из списка личного состава подразделения.

Денежное довольствие сотруднику, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на общих основаниях, кроме случая временного отстранения от должности и избрания к сотруднику меры пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии с частями 25 и 26 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ в случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада и оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а в случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении него уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей.

Согласно части 8 статьи 73 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Как правильно оформить отстранение от работы и увольнение в случае хищения

Нарушения, которые допускаются в ходе обеспечения и оформления процедуры увольнения работника по основаниям, предусмотренным пп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, зачастую влекут негативные последствия для работодателя. Если уволенный сотрудник считает, что его права были нарушены, он может обратиться в суд. Как правило, судебные решения по подобным спорам связаны с восстановлением сотрудника на работе, выплатой ему денежной компенсации за время вынужденного прогула, а зачастую и возмещением морального ущерба, оплатой судебных издержек и другими материальными затратами, которые ложатся на работодателя. Тщательно разработанная корректная процедура отстранения и последующего увольнения сотрудника, совершившего хищение, позволяет организации минимизировать подобные издержки, а то и вовсе их избежать. При этом особое внимание следует уделить всем правовым нюансам от отстранения уличенного работника до принятия решения по факту хищения.

Проверочный материал по факту заявления собирается органом, осуществляющим дознание, и в течение 3 дней (а на практике 10 дней, хотя законом этот срок предусмотрен как исключительный) передается следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

На майора Рыжова К. С. завели уголовное дело. Затем его закрыли. Причина – деятельное раскаяние. По результатам проведенной аттестации майора уволили за НУК. При этом офицер имеет 20 лет выслуги без взысканий и замечаний, и желание продолжить службу. Есть ли весомый аргумент для оспаривания в суде приказа об увольнении?

Ответ. Такая запись, содержащая основания увольнения и дату, обязательно проводится на первом экземпляре контракта, находящегося в личном деле. Она скрепляется подписью командира и гербовой печатью ВЧ. На втором экземпляре подобное проводится только по просьбе военнослужащего.

Какая статья по несоблюдению контракта

Если военнослужащим было совершено уголовное преступление или правонарушение, за которое он может быть привлечен к административной ответственности, его увольняют со службы. Сроки расторжения контракта с таким лицом законом не установлены. Кроме того, не существует конкретного списка административных правонарушений, за которые можно уволить военнослужащего.

Когда дело доходит до расторжения контракта, то командирам следует помнить, что необязательно увольнять подчиненных за любое нарушение. Все случаи должны тщательно проверяться и рассматриваться индивидуально. И только если нарушение не соответствует поведению военнослужащего, позорит его, то следует принять меры.

Порядок увольнения военнослужащего по контракту при возбуждении уголовного дела

При получении командованием воинской части постановления (определения) о заключении военнослужащего под стражу он передается полномочному правоохранительному (судебному) органу с обязательным уведомлением военного прокурора. Передача военнослужащего оформляется приказом по воинской части. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишения воинского звания, на основании поступившей в воинскую часть копии приговора, военнослужащий увольняется с военной службы со дня начала отбывания наказания. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личные вещи направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно.

Временное отстранение от должности

На практике данная мера уголовно-процессуального принуждения применяется, как правило, в случаях, когда лицо обвиняется в совершении преступления, прямо связанного с занимаемой обвиняемым должностью, в связи с чем у лица имеется реальная возможность воздействовать на свидетелей или иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу. Во избежание совершения обвиняемым (подозреваемым) указанных действий и применяется рассматриваемая мера.

Применение рассматриваемой меры процессуального принуждения имеет некоторые особенности в отношении военнослужащих в соответствии с абз. 4 ч. 4 ст. 42 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 11.03.2010 г.) военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Условия контракта о прохождении военной службы подразделяются на обязанности и права военнослужащего (п. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы). По основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, т. е. таких условий, которые относятся к его обязанностям.

Таким образом, применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой, соответственно, участвует командование воинской части (наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте), правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы — хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы — в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих, в т. ч. вытекающих из ст. 59 Конституции Российской Федерации.