Хозяйственные суды переименованы в экономические

Хозяйственные суды переименованы в экономические

Согласно положениям Декрета хозяйственные суды областей (г.Минска) будут переименованы в экономические суды областей (г.Минска) и будут являться частью системы общих судов. Полномочия ВХС, Пленума ВХС и Президиума ВХС, перейдут, соответственно, к Верховному Суду, Пленуму Верховного Суда и Президиуму Верховного Суда.

С 1 января 2014 вступают в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, планируется объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Вместо хозяйственных судов — экономические суды

05.12.2013 Revera Consulting Group обращает внимание, что с 1 января 2014 года происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.
Начало объединению положено 29 ноября 2013 года подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»
Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и
Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

I. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов — общие суды и хозяйственные суды, компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов — Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Как стало:
С 1 января 2014 года будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС) присоединяется к Верховному Суду Республики Беларусь.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным судом. В состав Верховного суда входит судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции, согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39 ХПК). Экономические суды продолжают руководствоваться ХПК при рассмотрении подсудных им споров.

Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика (ст. 49 ХПК), ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).

Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст. 325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21 (в ред. от 15 февраля 2012 г.; далее – Инструкция по исполнительному производству)). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Повышение доступности правосудия, очевидно, связывалось также с тем, что судебная реформа снимет существовавшую ранее проблему разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами. Данная проблема действительно была снята, но лишь в силу того, что в объединенной судебной системе она превратилась в проблему разграничения подсудности между судами экономического и неэкономического профиля. При этом каких-либо законодательных решений имеющихся в этой области коллизий предложено не было. Более того, столь важное постановление № 4/3 без должных на то оснований было отменено.

Еще почитать --->  Изъятие в суде документов до возбуждения уд

Приведенная структура судоустройства в конечном итоге получила свое отражение и закрепление в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 2006 г. (далее — КоСиСС) и отчасти в Конституции Республики Беларусь. Она содержит ряд упоминаний о ВС и ВХС как высших органах государства и несколько более подробно регулирует статус (порядок образования и компетенцию) Конституционного Суда.

Экономический суд сменил хозяйственный

– Изменилось ли что-то в вашей работе?
– Декрет №6 повлек прежде всего переименование хозяйственных судов в экономические суды. В составе единой судебной системы экономический суд – специализированный, и его название в большей мере отражает предназначение такого суда: он призван вершить правосудие в сфере экономики. В целом же для нас ничего не изменилось. Мы как работали, так и работаем с субъектами хозяйствования, государственными органами, предпринимателями. Изменился только высший судебный орган, теперь мы подчиняемся Верховному Суду Республики Беларусь. Предполагается, что в этом году все акты законодательства будут приведены в соответствие с Декретом №6, в том числе и кодексы. Возможно, будет разработан единый комплексный документ по процессуальной деятельности судов, общими станут порядок и сроки рассмотрения дел.

– Стало ли проще работать после того, как была создана единая служба судебных исполнителей, подчиненная Министерству юстиции?
– Действительно, служба судебных исполнителей теперь находится в подчинении Министерства юстиции. В Минюсте создано главное управление принудительного исполнения, а в областях – управления, которые входят в состав управлений юстиции облисполкомов. Раньше мы выносили решения, и наши же службы их исполняли, теперь произошло разделение компетенций. Служба принудительного исполнения пока в стадии становления, хотя для судебных исполнителей существенных изменений это не повлекло: они как занимались исполнением приказов судов, так и продолжают этим заниматься. Стало ли нам проще работать? Раньше за каждым судьей был закреплен конкретный судебный исполнитель, работу которого он контролировал. Сейчас у судей освободилось время, чтобы заниматься непосредственно правосудием. Мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы наши решения исполнялись, а значит, должны помогать друг другу. Не может судья быть удовлетворен, если вынесенное им решение не исполнено. Тем более, что львиная доля заявленных требований, а это огромные деньги – 1 триллион 29 миллиардов рублей, проходит через экономический суд. Это деньги, которые оспариваются сторонами как невыплаченные, удерживаемые другой стороной, а значит, отвлеченные из экономического оборота. Поэтому исполнение решений суда очень важно.

Хозсуд Витебской области переименуют в экономический

Тем не менее, рассмотрение некоторых вопросов, возникающих при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов, останутся в компетенции суда. Например, речь идет о выдаче судебного приказа и его дубликата (ст. 330-332 Хозяйственно-процессуального кодекса), решении вопроса о повороте исполнения судебного постановления (ст. 335 ХПК), восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 340 ХПК), применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, предусмотренные законодательными актами (временное ограничение права на выезд) (абз. 8 ч. 4 ст. 348 ХПК), решении вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления (ч. 1 ст. 368 ХПК).

С жалобами на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей с 1 января будущего года необходимо обращаться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), и только в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.

Место экономических судов в национальной судебной системе

В каждой области РБ действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска. В каждой области РБ действует экономический суд соответствующей области. Экономический суд области (города Минска), специализированный экономический суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

Еще почитать --->  Может ли папа получить свидетельство о рождении ребенка без мамы в загсе

В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих полномочий, либо по его поручению функции председателя Верховного Суда исполняет его первый заместитель, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей, – заместитель Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд добавил, что вывод кассации, в соответствии с которым ТСЖ не может заниматься предпринимательской или экономической деятельностью, является неверным, так как противоречит как вышеуказанному нормативному регулированию и его толкованию, так и уставу заявителя. Таким образом, постановление окружного суда было отменено, а дело передано на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Управляющий партнер АБ «Юсланд» Елена Легашова в свою очередь согласилась с правовой позицией Верховного Суда, назвав ее соответствующей процессуальным нормам. «Для практики более важны анализ понятия “иная экономическая деятельность” и соотношение этого понятия с предпринимательской деятельностью, который проводит Верховный Суд в определении. В частности, Суд четко определяет, что термин “экономическая деятельность” не тождественен предпринимательской деятельности, а также что товарищество собственников жилья, будучи некоммерческой организацией, осуществляет экономическую деятельность, и споры о защите деловой репутации ТСЖ подлежат рассмотрению арбитражными судами», – отметила она.

2.4.5. Таким образом, учитывая изменение места экономического суда в системе судов (подчинение Верховному суду с фактическим «упразднением» ВХС) и превращение его в «нового» работодателя для работников аппаратов судов (при том, что предыдущий работодатель согласно абз. 3 п. 1 Указа № 529 не ликвидирован Sic!), этодает достаточно оснований рассматривать их новыми судами по сравнению с дореформенными хозяйственными судами.

С 1 июля упразднены Военная коллегия Верховного суда (председатель Коллегии остался судьей и членом Президиума единого Верховного суда), конференция и квалификационная коллегия военных судей, а также ликвидированы все межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд. Судьям и работникам аппарата военных судов было предоставлено право быть назначенными на должность в соответствующие районные (городские), областные (Минский городской) суды и единый Верховный суд. При этом военная служба судей и работников военных судов, являвшихся военнослужащими, прекращалась с 30 июня 2014 г. И независимо от дачи согласия на назначение судьей или работников аппарата СОЮ или отказа от этого, указанные лица увольнялись с военной службы в связи с истечением срока контракта. Работники военных судов, не являвшиеся военнослужащими, также имели право перевестись в соответствующие СОЮ.

Экономические суды, их структура, состав и компетенция

организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, организационному и материально-техническому обеспечению органов судейского сообщества, исключив соответствующие функции из компетенции Министерства юстиции и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов; осуществлению в установленном порядке ведомственного контроля за соответствием деятельности судов общей юрисдикции требованиям законодательства.

Хозяйственные суды переименованы в экономические

Следует вспомнить, что предложения по реорганизации арбит­ражных органов выдвигались постоянно в течение всего времени их существования. Причем связаны они, как правило, с пониманием пра­вовой природы арбитража и его места в системе органов государства. Фактически в каждой значительной работе по арбитражному процес­су содержится собственный взгляд ученого на правовую природу ар-битража 77 . До сих пор сохраняют свою актуальность те научные обо­снования, которые сделаны в ходе начавшегося вхождения в рынок 78 .

Последний этап развития арбитражных органов связан с приняти­ем в 1 977 г. Конституции СССР, в результате чего арбитраж был при­знан Конституционным органом. Во исполнение конституционных норм 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О государственном арбитраже СССР». Процессуальная основа — Правила рассмотрения хозяйствен­ных споров в редакции постановлений СМ СССР от 8 июня 1980 г. 75 , которые являлись обязательными и для ведомственных арбитражей.

Еще почитать --->  Можно ли на публичной кадастровой карте смотреть дороги

Если плательщик госпошлины находится за пределами Республики Беларусь, пошлина уплачивается в республиканский бюджет. После оплаты инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску выдает справку о зачислении пошлины в бюджет. Инспекция обязана в течение 5 рабочих дней после зачисления пошлины направить справку в экономический суд.

По делам хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, не являющихся участниками Соглашения от 24 декабря 1993 года, государственная пошлина уплачивается в соответствии со ставками определенными приложением 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь:

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

СУД — орган государства, призванный защищать от любых посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия. В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, система… … Юридический словарь современного гражданского права

Порядок проведения квалифик-ой аттестации регулируется положением по квалиф-ой аттестации и квалиф-ых классов судей, судов РБ утвержденной указом президента 4 дек. 97 года. Цель квалф-ой аттестации: 1.К ним относится улучшение качества состава судей. 2.Установление соотв. Судьи занимаемой должности. 3.Стимулир-е профис-ого роста судей, 4.определение необходимости их переподготовки. 5.Повышение в с ответст-ти судей за соба-ие закон-ти при осуществлении правосудия. Очередная аттестация судей проводится в отношении судей впервые назначенные на должность и не имеющих квалиф-ых классов.При освоении им очередного квалиф-ого класса проводится переодически 1 раз в 5 лет. Внеочередная аттестация прово-ся при назначении судьи бессрочно, при назначении судьи на должность председ-ия суда, при назн. Судьи в выше стоящий суд.При досрочном присвоении квалиф-ого класса или понижения в квалиф-ом классе.По рез-ом аттестации могут быть приняты решения:1.О присвоении судьи очередного квалиф-ого класса. 2. О присвоении судье более высокого квалиф-ого класса. 3. Об установлении судьи ранее приговор-ого квалиф-ого класса. 4. Об понижении судьи в квалиф-ого класса. 5. Об отсрочки аттестации на срок не более 6 месяцев. 6. О несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности. Для судей судов РБ устанав-ся квалиф-ые классы: высший, 1-ый и 2-ой присваиваются председателю верхо-ого суда, председателю высшего хоз-ого суда, их заместителям и судьям этих судов. 1,2,3 и 4 – председателям, заместителям председателя, судьям областных, Минн. Гор., Бел. Военного , Межгарниз-х Военных судов, судьям областных и Минского городского хоз-го судов. 1, 2, 3, 4 и 5-ый – судьям рай-ых (гор-их) и межгарниз-ых военных судов. Сроки пребывания в квалиф-х классах: В 5-ом квал-ом классе – 2 года, 2 4-ом – 3 года, в 3-ем – 4 года, во 2 – 5 лет. Срок пребывания в 1 высшем квал-ом классе не устанав-ся. Присвоение и лишение квал-ых классов произв-ся президентом.

Гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, достигший 25 летнего возраста в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

Хозяйственные суды переименованы в экономические

При подаче заявления о возбуждении приказного производства необходимо удостовериться, что должник не находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) или в отношении него не возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве) и не открыто конкурсное производство. В противном случае судья откажет в принятии заявления о возбуждении приказного производства.

• акцептованное платежное требование или иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом (п.5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» (далее — постановление № 9)).