Как отразить возврат билетов по авансовому отчету в налоговом учете

Согласно еще одной точке зрения (смотрите, например, материал «Электронный билет на самолет: проблемы бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов (Ю.В. Щербинина, «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 10, октябрь 2009 г.»)) типовая схема проводок при приобретении электронного билета не применяется.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция) предусматривает, что на субсчете 50-3 «Денежные документы», открытом к счету 50 «Касса», учитываются, в том числе, и оплаченные авиабилеты. Денежные документы учитываются на данном субсчете в сумме фактических затрат на приобретение.

Каким образом отразить сумму по неиспользованному билету, в том числе сумму НДС, в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли удержать НДФЛ с подотчетного лица

Поскольку приобретение билетов в рассматриваемой ситуации осуществлялось с целью проезда работника в командировку, считаем, что понесенные организацией расходы следует рассматривать в качестве связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль (далее — Налог) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по Налогу для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).

Командировочные расходы в бухгалтерском и налоговом учете

Таким образом, представляется, что от обоих документов можно вполне безопасно отказаться. В этом случае нужно внести изменения в положение о командировках или иной локальный нормативный акт, который определяет порядок направления работников в командировки. Поскольку формы первичных учетных документов утверждаются одновременно с учетной политикой (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), нужно также внести изменения в утвержденный перечень форм и исключить из него командировочное удостоверение и служебное задание.

Даже если компания оформит командировочное удостоверение, лицо, к которому командирован сотрудник, отметку в удостоверении может не поставить, поскольку такой обязанности тоже больше нет. Единственная цель командировочного удостоверения — подтверждение того, что сотрудник действительно был там, куда его направили. Но это можно подтвердить и непосредственно документами, свидетельствующими о выполнении цели командировки. Например, если инженера направили к клиенту починить оборудование, то он должен привезти акт выполненных работ, подписанный клиентом. Если на семинар — материалы этого семинара. Получается, что командировочное удостоверение в большинстве ситуаций не содержит ценных данных и его можно не оформлять.

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

Учет электронных проездных билетов в «1С: Бухгалтерии 8»

Напомним, что счет 76.14 «Приобретение билетов для командировок» специально предназначен для учета приобретенных организацией билетов для командированных сотрудников в валюте РФ. Аналитический учет ведется по каждому командированному сотруднику (субконто Работники организаций) и билету (субконто Билеты). Каждый сотрудник является элементом справочника Физические лица, а каждый билет — элементом справочника Билеты.

В форме авансового отчета с видом Закупка, расходы для отражения расходов на проезд предназначена отдельная закладка Билеты. В прежних версиях программы закладка Билеты была доступна только при настроенной интеграции с сервисом Smartway. По кнопке Заполнить программа автоматически подбирает приобретенные билеты для сотрудника, указанного в авансовом отчете, в соответствии с периодом командировки.

Еще почитать --->  Орден Ленина Переходят Ли Льготы Родственникам

Поэтому вероятность претензий инспекторов значительно повышается, если подотчетное лицо будет оплачивать услуги производственного характера, которые нельзя прямо отнести к командировочным, представительским либо расходам на содержание транспорта.

Поэтому в целях снижения рисков и (или) предотвращения налоговых споров целесообразно заранее определить в учетной политике перечень расходов, которые должны учитываться в составе командировочных, и перечень услуг производственного характера, которые должны учитываться в составе материальных затрат. При этом материальные затраты целесообразно оплачивать напрямую (без выдачи средств под отчет). Если подотчетному лицу все же придется оплатить расходы, отнесенные учетной политикой в состав материальных, то учитывать такие затраты нужно будет по правилам пункта 2 статьи 272 НК РФ. То есть на дату подписания акта приемки-передачи услуг, либо на дату передачи в производство материалов.

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем организации или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Следуя прежнему порядку, необходимо проверять наличие следующих обязательных реквизитов на кассовых чеках:

  • наименование организации;
  • ИНН;
  • заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги);
  • признак фискального режима.

По новым правилам обязательные реквизиты кассового чека будут проверяться автоматически в формате, установленном налоговиками. Это значительно облегчит контроль подтверждающих оплату документов.

Новый порядок учета билетов и ваучеров на проезд авиа- и железнодорожным транспортом

Теперь не вызывает сомнения, что авиа- и железнодорожные билеты, оформленные на обычных бланках строгой отчетности, изготовленных типографским способом, учитываются в составе денежных документов на счете 201 35. Такие билеты приобретаются учреждением в целях обеспечения работников, иных лиц проездными документами в служебных целях, в том числе через подотчетное лицо, которому поручено от имени учреждения произвести покупку билетов. Проездные документы следует хранить в кассе учреждения, выдавать под отчет, а затем подотчетное лицо составляет Авансовый отчет (ф. 0504505) или Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) с приложением документов, подтверждающих факт оказания услуг по перевозке.

В результате складывается следующая ситуация: сотрудник денежные средства, полученные под отчет в качестве аванса, потратил, т.е. приобрел билет, но им не воспользовался. Соответственно, у учреждения отсутствуют основания признать в составе расходов учреждения затраты сотрудника на приобретение билета или принять такой именной ваучер в составе денежных документов. Причем это касается не только сотрудников, которых планировалось направить в командировку. Аналогичная ситуация может возникнуть, если аванс был выдан сотрудникам, которым положены компенсационные выплаты на проезд и по другим основаниям. Например, согласно ст. 325 Трудового кодекса лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена компенсация счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Как учесть такие авансы?

Благодарю за ответ. Правильно ли я поняла, что если в одном кассовом чеке оплата за авиабилет «туда и обратно» общей суммой и билет «обратно» был сдан (есть чек на возврат прихода), то в авансовом отчете проводим по приходному чеку только сумму билета «туда» (общая сумма за минусом суммы возврата) плюс остальные сборы и штрафы?

Здравствуйте. Сотруднику перечислены денежные средства под отчет на приобретение авиабилетов для командировки двух сотрудников, которые были приобретены через сайт авиакомпании. Командировка не состоялась и подотчетное лицо провел возврат билетов через онлайн-сервис, при этом по одному сотруднику был возврат билетов, по второму обмен на другие рейсы и даты с уплатой доп сбора. Также при возврате были удержаны доп. сборы. Подскажите, пжлс, как в этом случае в 1С (конф 3.0 (3.0.75.93)) правильно отразить все кассовые чеки на «приход» и «возврат» в авансовом отчете, чтобы выйти на сумму возврата средств подотчетного лица? Заранее благодарю за помощь

Учет неустойки за возврат авиабилета в связи с изменением срока командировки

Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки (менее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 99 Правил)).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенный авиабилет установленной формы учитывается как денежный документ на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы» (в сумме фактических затрат на его приобретение).

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

Еще почитать --->  Как выиграть квартиру в лоторею

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

Как отразить возврат билетов по авансовому отчету в налоговом учете

В соответствии со ст.168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на субсчете 50-3 «Денежные документы» к счету 50 «Касса» учитываются, в частности, находящиеся в кассе организации оплаченные железнодорожные билеты в сумме фактических затрат на их приобретение (без учета НДС). Получение железнодорожных билетов от фирмы, занимающейся их продажей, отражается записью по дебету счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом сумма НДС, предъявленная фирмой при продаже билета, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60.
При перечислении оплаты за билеты производится запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Выдача железнодорожного билета командированному сотруднику отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции с кредитом счета 50, субсчет 50-3.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденному Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст.83 Устава).
Во всех случаях возврата денег за неиспользованные проездные документы (билеты) и несостоявшуюся перевозку багажа все проездные документы (билеты) и квитанции доплат остаются у железной дороги или на станции и служат основанием для выплаты платежей (п.61 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30). Кроме того, за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) взимается сбор в размере, установленном МПС России (п.157 Правил).
Расчеты с подотчетными лицами регламентированы п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. В рассматриваемой ситуации сотрудник, вернувшийся из командировки, в течение 3 рабочих дней представляет в бухгалтерию организации Авансовый отчет (Унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55), к которому прикладывает приобретенный взамен сданного железнодорожный билет, а также объяснительную записку, в которой указывает сумму, полученную за сданный билет, и причину, вызвавшую необходимость возврата выданного ему железнодорожного билета в кассу вокзала.
В рассматриваемой ситуации сотрудник взамен сданного билета приобретает в кассе вокзала другой, причем сумма НДС в билете не выделена отдельной строкой.
Пунктом 7 ст.171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в частности расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно. При этом в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п.3, 6 — 8 ст.171 НК РФ. Основанием для вычета сумм НДС, уплаченных за проезд к месту служебной командировки и обратно, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации) является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой (Письмо МНС России от 04.12.2003 N 03-1-08/3527/13-АТ995 «О налоговых вычетах по НДС при командировках». В том случае, если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы НДС, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Следовательно, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда сотрудника из командировки к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы НДС, то данные расходы на основании пп.12 п.1 ст.264 НК РФ в полной сумме относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Такая позиция МНС России содержится в упомянутом Письме.
В бухгалтерском учете расходы организации на командировку сотрудника отдела сбыта признаются расходами по обычным видам деятельности, как расходы, связанные с продажей продукции (п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
На основании авансового отчета в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 71 на стоимость приобретенного сотрудником за наличный расчет билета.
Разница между фактической стоимостью (без НДС) обратного билета, приобретенного организацией для командированного сотрудника, и суммой, полученной сотрудником при сдаче этого билета, состоит из сервисного сбора, части стоимости проезда, удержанной при возврате билета менее чем за восемь часов до отправления поезда, и сбора за операцию по оформлению возврата денег. Указанная сумма разницы в бухгалтерском учете признается прочим внереализационным расходом (п.12 ПБУ 10/99) и отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 71.
Сумма НДС, уплаченная фирме-продавцу при приобретении железнодорожного билета, впоследствии возвращенного в кассу вокзала, не может быть принята к вычету, так как услуга по перевозке пассажира — сотрудника организации не была оказана и, следовательно, не выполняется условие п.1 ст.172 НК РФ для принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам). Указанная сумма НДС признается прочим внереализационным расходом организации (п.12 ПБУ 10/99) и списывается в дебет счета 91, субсчет 91-2, с кредита счета 19.
Для целей налогообложения прибыли согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку в рассматриваемой ситуации сотрудником организации документально не подтверждена сумма, полученная им за сданный билет, по нашему мнению, сумма разницы между фактической стоимостью сданного билета (с НДС) и заявленной сотрудником суммой, полученной за билет, не может быть признана расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В этом случае в соответствии с п.п.4, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, возникает постоянная разница, отражаемая обособленно в аналитическом учете и приводящая к возникновению постоянного налогового обязательства. Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, и равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
После утверждения авансового отчета сотрудника ему выплачивается перерасход в сумме разницы между стоимостью приобретенного им билета и суммой, полученной при возврате билета, приобретенного организацией. При этом производится запись по дебету счета 71 в корреспонденции со счетом 50, субсчет 50-1 «Касса организации».

Еще почитать --->  Где напечатаны поправки ук 228 ч2 2021 года

Сотрудник отдела сбыта организации направлен в служебную командировку. Железнодорожные билеты в оба конца оплачены по безналичному расчету фирме, занимающейся их продажей. При этом стоимость обратного билета составляла 1771 руб., в том числе НДС 270,15 руб., плюс сервисный сбор и комиссия — 259 руб., в том числе НДС 39,51 руб. В связи с возникшей производственной необходимостью сотрудник был вынужден задержаться, поэтому сдал обратный билет в кассу вокзала и купил другой на тот же день, но на более позднее время. В соответствии с объяснительной запиской сотрудника за сданный билет он получил 1073 руб. Стоимость купленного взамен билета составила 1543 руб.(НДС не выделен в билете отдельной строкой). Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете?