Неприкосновенность Депутата Областной Думы

Депутаты палат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и в течение одного года после окончания срока полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или приводу без согласия Областной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутаты палат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Неприкосновенность не предусмотрена»

Отдел правового обеспечения деятельности Саратовской областной думы раскрыл особенности привлечения региональных депутатов к административной и уголовной ответственности. За комментарием по этому поводу в думу ИА «Свободные новости» обратилось после задержания депутата от КПРФ Николая Бондаренко.

«Законом области «О статусе депутата Саратовской областной Думы» не предусмотрена неприкосновенность для депутатов. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами также не установлены. Данный вывод подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2020 года, согласно которому до настоящего времени федеральным законодателем такие дополнительные процессуальные гарантии при привлечении к административной ответственности для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не установлены.

4.1. Согласно Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации (статья 71. пункт “о”), по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1); административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт “к” части 1), по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования статуса парламента субъекта Российской Федерации и его членов, следует, что федеральный законодатель, закрепляя в пункте 1 статьи 13 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, не нарушает предписаний Конституции Российской Федерации.

Региональным и муниципальным депутатам предложили вернуть неприкосновенность

Самарская Губернская дума внесла в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня, сообщает Znak.com. Как говорится в тексте законопроекта, опубликованного на официальном сайте нижней палаты парламента, самарские депутаты предлагают, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта.

Кроме того, Самарская дума предлагает, чтобы административные дела в отношении муниципальных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления (то есть мэров) возбуждались исключительно прокурором района или города.

Статья 13

Просим рассмотреть возможность установления на федеральном уровне (например, в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) нормы, предусматривающей, что в случае, если депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлял депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и до осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе работал по трудовому договору (контракту), ему после прекращения осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе по его желанию предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с его согласия — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы.

Еще почитать --->  Может ли гражданин ознакомиться с материалом об отказе в возбуддении уголовного дела

Неприкосновенность Депутата Областной Думы

Подобные опасения, очевидно, были и у федерального законодателя, поскольку он допускает на региональном уровне возможность снятия неприкосновенности со всех депутатов. Соответствующая норма, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», может быть предусмотрена уставом области (ст. 16)89.

Вторым аспектом неприкосновенности депутата является его деятельность, не связанная с осуществлением депутатских обязанностей. Для региональных парламентов это актуально в силу различного правового положения его членов. Значительная часть депутатов исполняет свои обязанности, не порывая с основной работой, что значительно расширяет круг отношений, в орбиту которых вовлекается депутат.

Неприкосновенность депутата: что это такое

Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.

Поэтому с 2002 г. неприкосновенность депутатов парламентов субъектов РФ получила новую трактовку: не как недопустимость привлечения депутата к ответственности без согласия парламента, а как усложненный порядок привлечения к ответственности. В связи с этим стали применяться нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, по которым решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата регионального парламента либо о привлечении его в качестве обвиняемого принималось прокурором субъекта РФ с согласия коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). С соблюдением такой же процедуры производилось избрание в отношении депутата в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

В юридической науке применительно к правовому статусу депутатов различных уровней власти указывается на «иммунитет», «неприкосновенность», «неответственность», «неподсудность», «индемнитет» Сопельцева Н.С. Иммунитеты в конституционном праве РФ. Челябинск, 2004. С. 43; Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. С. 103; Матвеева О.А., Савицкий П.И. Конституционный статус депутата в парламентах стран Западной Европы. Екатеринбург, 1993. С. 12 — 13; Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972. С. 191; Нудненко Л.А. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на развитие законодательства о депутатской неприкосновенности // Учен. зап. юрид. факультета. СПб., 2005. Вып. 4. С. 131; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб.: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 161; Колесников В.Е., Пажетных Д.В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере РФ, Франции, ФРГ) // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 4. С. 13. . Однако среди ученых-юристов нет единства мнений о соотношении этих понятий.

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным Федеральным законом определяется статус депутата органа местного самоуправления, устанавливаются гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Еще почитать --->  По Какой Причине Приставы Приходят Домой

Неприкосновенность Депутата Областной Думы

«Пономарев там же находится, за границей, Митрофанов. «Справедливую Россию», по-моему, можно уже распускать — она находится в эмиграции», — сказал парламентарий. «Лишить мандатов и Гудкова-младшего, и Пономарева, и Митрофанова. Что это за фракция и за партия, если депутаты напрямую сотрудничают с зарубежными спецслужбами или находятся за границей? Объявить безвестно отсутствующими, Гражданский кодекс позволяет, и на основании этого прекратить полномочия», — резюмировал Жириновский.

Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, по версии следствия, Паршин совершил мошенничество группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Он, являясь депутатом Волгоградской областной Думы и имея умысел на мошенничество, вступил в преступный сговор с жителями Волгоградской области по урегулированию вопроса о выделении бюджетных средств на покупку здания школы в размере 25 млн. рублей, что существенно превышает ее рыночную стоимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутат не может быть привлечен к ответственности ни при каких условиях за высказанное мнение, позицию при голосовании. Что же касается иных действий, связанных с осуществлением депутатских полномочий, то привлечение к ответственности возможно только с согласия законодательного органа. Привлечение к ответственности за допущенные публичные оскорбления и клевету наступает в общем порядке.

Сам принцип неприкосновенности члена парламента может иметь неодинаковое законодательное наполнение, что обусловливается различным пониманием депутатами пределов такой независимости. Следует иметь в виду, что любое исключение из общих правил, устанавливающих юридическую ответственность для граждан страны, должно быть обоснованным, поскольку является изъятием из конституционного принципа равноправия. Чрезмерная защита депутатов от «внимания» правоохранительных органов не способствует поддержанию авторитета представительного органа.

Также нельзя забывать о советском опыте. Согласно ст. 76 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» депутат поселкового, сельского Совета не мог на территории Совета быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия поселкового, сельского Совета, а в период между сессиями — его исполнительного орган . Согласно ст. 30 Закона РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» депутат различных уровней Советов привлекался к уголовной и к строгим мерам административной ответственности, которая налагалась в судебном порядке, только с согласия Совета, депутатом которого он являлся . Для реализации гарантий депутатской деятельности необходимо учитывать исторический опыт, связанный с независимостью депутата как должностного лица местного уровня.

Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать интересы населения и муниципального образования. Неприкосновенность можно определить как состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Анализ статей Конституции РФ, посвященных неприкосновенности, позволяет сделать вывод, что неприкосновенность включает невмешательство и запрещенность. Применительно к власти неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами. Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата представительного органа возбуждается прокурором субъекта РФ . Данная норма нарушает положения ст. 12 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата представительного органа местного самоуправления без учета мнения представительного органа, депутатом которого он является, нарушает положения Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат представительного органа местного самоуправления может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия соответствующего представительного органа. При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют. Действующий КоАП РФ от 2001 г., который устанавливает административную ответственность и порядок привлечения к ней, о гарантиях депутата представительного органа местного самоуправления умалчивает.

Еще почитать --->  Чо будет за приминение кастета

Неприкосновенность депутата — демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия данного органа. Закрепляется в Конституции. Политическая наука: Словарь справочник … Политология. Словарь.

Член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и др. действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Гос-ной Думы, в т.ч. по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы неприкосновенности.

Помимо личной неприкосновенности парламентский иммунитет включает в себя также следующие элементы: неприкосновенность занимаемых членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы служебных и личных помещений, используемых ими личных и служебных транспортных средств, средств связи, принадлежащих им документов и багажа, их переписки, а также недопустимость принуждения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы к даче свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий.

Закрепление Конституцией норм, являющихся своеобразным изъятием из установленного ею принципа равенства прав, свобод и обязанностей граждан РФ, их равенства перед законом и судом, обусловлено необходимостью обеспечения беспрепятственного и эффективного осуществления парламентариями специальных публичных функций. Прежде всего, речь идет о функциях представительства народа в управлении делами государства, которые должны быть гарантированы государством. Однако распространение иммунитета на любые действия парламентариев было бы нарушением демократических основ государства, так как цель предоставления неприкосновенности — защита не конкретной личности, а представителя народной власти — субъекта законодательной власти. Парламентский иммунитет не личная привилегия, он служит публичным интересам. Именно такая позиция была изложена Конституционным Судом в Постановлении от 20.02.1996 N 5-П по делу о проверке конституционности положений ряда статей Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»*(1006).

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает Государственной Думе Российской Федерации (статья 20 ФЗ «О статусе…»).

Статья 19 ФЗ «О статусе…» содержит запрет на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, арест (кроме случаев задержания на месте преступления), допрос, личный досмотр депутата Государственной Думы без согласия Государственной Думы Российской Федерации.