Особенности Возбуждения Уголовного Дела О Контрабанде

Допрос свидетелей. Первыми допрашиваются очевидцы, обнаружившие предметы контрабанды, инспектора таможни, военнослужащие контрольно-пропускных пунктов пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе которых находился подозреваемый. У них выясняется, при каких обстоятельствах обнаружена контрабанда, с помощью каких технических средств, как проверялись документы, как вел себя подозреваемый в этот момент, какие давал объяснения по поводу обнаружения у него объектов контрабанды и т.д.

По делам данной категории допрос подозреваемого, задержанного с поличным при попытке переместить объекты контрабанды через таможенную границу, проводится безотлагательно. Предмет допроса в этой ситуации определяется обстоятельствами задержания, характером объектов контрабанды, обнаруженных у подозреваемого, их количеством, способом незаконного перемещения, наличием тайников и т.д.

Таможня дает уголовные дела

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни. При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.

Мною перечислены лишь некоторые аспекты работы таможенных органов по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 УК. К сожалению, в нашей стране использование уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов — не новшество. Подобные риски отбивают у предпринимателей желание участвовать во внешнеэкономической деятельности и даже внутреннем товарообороте.

Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям против интересов частных организаций

В УК РФ существует отдельная Глава 23, содержащая все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Среди них злоупотребление полномочиями (ст.210 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст.204.1 УК РФ). Как можно видеть, данные преступления похожи на злоупотребление должностными полномочиями (ст.286 УК РФ), дачу и получение взятки, а также посредничество во взяточничестве (290-291.1 УК РФ). Различие между данными деяниями состоит в субъекте: в случае с коммерческим подкупом это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а в случае с получением взятки — должностное лицо, которое обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в государственном или муниципальном органе или учреждении.

Однако главное отличие составляет объект преступления. В первом случае это нормальные управленческие отношения в государстве, во втором — отношения внутри или между юридическими лицами. С точки зрения законодателя, более опасными такие действия являются тогда, когда они совершаются в органах власти. Этим объясняются и особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл.23 УК РФ. В силу ст.23 УК РФ, е сли такое деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Еще почитать --->  Имеет ли жкха отключ щщттттикаить холодную воду вгараже еслиии нет щетчика без предупреждения закон ч

Письмо ФТС России от № 18-12/31135 О направлении методических рекомендаций

Выяснение этих обстоятельств имеет значение для оценки субъективной стороны преступления, поскольку именно этим определяются мотивы и цели совершения преступного деяния и, как следствие, доказывается его умышленный характер (Контрабанда — преступление, совершенное только с прямым умыслом). Выяснение всех вышеназванных вопросов позволяет при составлении постановления о возбуждении уголовного дела и иных процессуальных документов объективно и предельно конкретно отражать в них фактические обстоятельства совершенного преступления.

По указанным выше причинам Уголовные кодексы Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации должны предусматривать нормы уголовной ответственности за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Таможенного союза в зонах своей ответственности.

Суть процесса сводится к следующему: компетентные лица, получив сообщение о совершении деяния, представляющего опасность для общества, или его подготовке, принимают решение о возбуждении дела. Этот этап производства представляет огромное процессуальное значение, ведь он является отправной точкой, делающей возможным применение всего арсенала следственных действий.

Любой процесс в рамках УК начинается с возбуждения дела. При поступлении любых сведений о совершении преступления либо его подготовке, сотрудники правоохранительных органов должны незамедлительно проверить их. А затем, исходя из результатов проверки, вынести решение о возбуждении дела или обоснованный отказ.

Источники получения фактических данных закон (глава 10 УПК РФ) делит на следующие виды: протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу об административном таможенном правонарушении или при его рассмотрении; объяснения лица, привлекаемого к ответственности за административное таможенное правонарушение; объяснения свидетелей; заключение эксперта; вещественные и письменные доказательства, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. Получив заявление или сообщение, должностное лицо органа внутренних дел или таможенного органа по распоряжению начальника в трехдневный срок проводит проверку фактов, свидетельствующих либо о нарушении таможенных правил, либо о преступлении. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 10 дней. Проверка проводится в основном методами таможенного контроля (досмотра, проверки документов и т.д.), путем получения объяснений, истребования необходимых документов. В ходе проведения проверки должностное лицо направляет поручение с копиями транспортных, товаросопроводительных документов, иных документов, необходимых для таможенных целей и для таможенного контроля, в отдел таможенных платежей соответствующего таможенного органа для определения стоимости контрабандного товара. Эта стоимость определяется на основе таможенной стоимости товаров в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» .

На современном этапе развития Российского государства, характеризующемся стабилизацией общественных отношений, ориентированием государственной политики на решение социальных вопросов, важно создать надлежащие условия для продолжения политических, правовых и экономических реформ. Для решения данной проблемы необходимо наладить систему государственного и общественного контроля в сфере экономики в целом и повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в области борьбы с экономической преступностью в частности. При этом анализ правоприменительной практики отчетливо показывает, что основной акцент правоохранительные органы сегодня должны делать на предупреждении, пресечении и раскрытии контрабанды.

Не всегда оперативные эксперименты заканчиваются задержанием преступников с поличным. Опрос мнения сотрудников органов дознания о причинах неудач показал, что в основном не дают результатов мероприятия, осуществляемые без должной подготовки, без предварительного проведения разведывательных мероприятий, оценки обстановки на месте, где будут происходить прием-передача взятки или переговоры. В этом пособии мы не будем останавливаться на правилах подготовки и проведения оперативного эксперимента, поскольку это не входит в задачи следственного аппарата, и, кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, разрабатывают научно-практические рекомендации по проведению таких операций на высоком профессиональном уровне .

Еще почитать --->  Подмосковные Ветераны Труда Проезд По Москве

Значительно реже поводами для возбуждения уголовных дел служат сообщения, полученные из иных источников: учреждений, организаций; средств массовой информации (из статей, заметок и писем, опубликованных в печати); из контролирующих органов с представлением актов проверок и ревизий.

Особенности Возбуждения Уголовного Дела О Контрабанде

Особенностью возбуждения уголовных дел о преступлениях частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) является то обстоятельство, что по общему правилу дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (Побои), ст. 128.1 УК РФ (Клевета), возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем (ч. 6 ст. 144 УПК).

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

В этой ситуации следователю требуется активно использовать оперативно-розыскные возможности органа дознания, а также налаженное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия:

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетекторы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя. В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя содержание замечаний либо указание на их отсутствие. Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление.

УПК РФ признает указанную классификацию и в ряде случаев придает возбуждению уголовного дела in personam особое юридическое значение при решении вопросов о подследственности и подсудности уголовных дел и предоставлении ряду высокопоставленных государственных деятелей (депутатам, судьям и др.) иммунитета от уголовного преследования, в частности путем введения усложненного порядка возбуждения уголовных дел.

Если в совершении указанных преступлений подозревается руководитель коммерческой организации, уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управления организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, назначение руководителя и (или) прекращение его полномочий (например, совета директоров), либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением.

Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном выше, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

— возможности предварительных специальных исследований существенно ограничены, так как при их проведении применяются «неразрушающие методы» исследования. Когда объемы исследуемых объектов значительны, это позволяет выполнить одно из необходимых условий его проведения – сохранение исследуемого объекта в неизмененном виде с целью последующего проведения судебной экспертизы;

Первыми опрашиваются очевидцы произошедшего, обнаружившие предметы контрабанды, инспекторы таможни, военнослужащие КПП пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе которых находился подозреваемый. У них выясняется, при каких обстоятельствах обнаружена контрабанда, с помощью каких технических средств, как вел себя подозреваемый в этот момент, как объяснял наличие обнаруженных объектов контрабанды и т.д.

Еще почитать --->  Звуки от соседей сверху

Особенности Возбуждения Уголовного Дела О Контрабанде

Разъяснения Пленума Верховного Суда СССР по этому понятию не потеряли значимости и в настоящее время и весьма полезны при рассмотрении вопроса о том, что именно понимать под тайниками и иными способами, как правило, тайники в виде емкостей оборудуются в транспортных средствах, используемых для пересечения таможенной границы (вагонах, автомобилях, воздушных, морских и речных судах), а также предметах груза и багажа (ящиках, контейнерах, чемоданах, сумках и т. п.), одежде и носильных вещах.

Законодатель объединил предметы контрабанды в конкретные группы по определенным признакам, это дало достаточно точно квалифицировать преступления, но необходимо будет обращаться к иным нормативно-правовым актам для более конкретного толкования. И вместе с тем, из этого следует, что субъект, субъективная сторона и объективная сторона контрабанды будут одинаковы. Но квалифицирующими признаками являются объект и предмет, которые определяют разновидность контрабанды, что позволяет правоприменителю правильно квалифицировать преступление и назначить уголовное наказание;

Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений о контрабанде наркотиков

Ст. 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» трактует ввоз (вывоз) наркотиков как незаконное перемещение с таможенной территории другого государства на таможенную территорию РФ или с таможенной территории РФ на территорию другого государства.

Категории свидетелей – сотрудники таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль; участники задержания контрабандистов, очевидцы преступных действий; очевидцы преступных действий; лица, знающие контрабандиста по работе, его родственники, понятые участвовавшие в производстве следственных действий, направленных на обнаружение и изъятие наркотиков.

После возбуждения уголовного дела или принятия его к производству осуществляются следующие действия: задержание (арест) подозреваемого; его личный обыск и допрос; осмотр изъятых предметов контрабанды, мест ее обнаружения; средств и приспособлений для ее перемещения или хранения; документов, использованных для ее прикрытия; обыски и выемки по месту жительства и работы подозреваемого и у других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и иные предметы и документы, могущие иметь значение для дела; наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценные бумаги, подлежащие конфискации; выемка (истребование) предметов и документов в соответствующих учреждениях, организациях, предприятиях, фирмах, компаниях, обществах; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; допросы свидетелей и потерпевших (к их числу можно отнести лиц, у которых незаконно изъяты предметы и ценности, перемещаемые через таможенную границу); предъявление им для опознания предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемого; проведение очных ставок между ними и подозреваемым, назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок; производство следственных экспериментов.

Следователь в условиях рассматриваемой типичной следственной ситуации производит все возможные без участия лица, совершившего преступление, следственные и иные действия: осмотр места происшествия, предметов контрабанды и иных вещественных доказательств, допрос свидетелей (а также соучастников, если таковые имеются и не скрылись от следствия), обыски по местам работы и жительства и в других местах, где могут находиться вещественные доказательства и само скрывающееся лицо, выемку документов и предметов, необходимых для установления истины по делу, назначение экспертиз, предъявление для опознания предметов контрабанды и других предметов и средств (например, транспортных), а также скрывшегося лица по фотографии, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку.