Учт канцтоваров у завхоза

Правильный бухучет канцтоваров

Только на первый взгляд может показаться: канцелярские товары – такая мелочь, чтобы «заморачиваться» с их бухгалтерским учетом. Но как показывает практика, многие опытные и только начинающие бухгалтера допускают массу ошибок в отражении канцтоваров на счетах бухучета. Сколько специалистов, столько и мнений относительно отнесения приобретенных канцелярских принадлежностей на определенные синтетические счета. Но существуют общие правила, следование которым избавит бухгалтерию от нареканий со стороны проверяющих органов.

Для оприходования и приемки канцтоваров, купленных за наличный или безналичный расчет, оформляется приходный ордер (унифицированная форма №М-4);
Складское движение материальных ценностей фиксируется по видам, размерам, сортам. Этот аналитический учет осуществляется в специальных карточках (ф. № М-17), заведенных по каждому номенклатурному номеру запасов.

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это

При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.

А вот учет канцтоваров по группам, как мне видится, достаточно трудоемок. Бухгалтеру необходимо разделить по группам материалы, определить общее количество в каждой группе, рассчитать среднюю цену единицы в каждой группе. В данном случае могут возникнуть арифметические ошибки.

Практически все компании сталкиваются с такой малоприятной вещью, как оприходование и списание канцелярских товаров. Это кропотливая работа, которая требует особого терпения. Читательница нашего журнала главный бухгалтер Оксана Костылева рассказала, какие способы могут помочь коллегам учитывать «канцелярку» без лишних проблем.

В практике иногда бухучет ведется без «Материалов». Обычно данный способ избирается, когда планируется тут же использовать КТ на нужды компании. И эти расходы допускается записывать в виде услуг на затраты. Все это расписывается бухгалтерскими проводками, где Дт 25-26 и 44, а Кт считается как 60 и 71.

Когда их дают работникам, то берут со склада. Для этого необходима накладная-требование, которая заполняется по ф. М-11. Еще один вариант – воспользоваться типовой формой, которую разработали в компании специально для этой задачи, но в этом случае документ должен быть вписан в учетную политику и применяться всегда. Следует обязательно указать стоимость КТ на дату, в которую осуществлялась выдача.

Еще почитать --->  Льготы работникам детских садов в сельской местности

Поскольку акт (ф. 0504230) оформляется комиссией учреждения, полагаем, для списания канцтоваров целесообразно использовать ведомость (ф. 0504210). Сбор комиссии в данном случае, на наш взгляд, является трудозатратным и неэффективным. Выдача канцтоваров начальнику какого-либо структурного подразделения может быть оформлена ведомостью (ф. 0504210). На основании этого документа канцтовары списываются с балансового учета. Детальный порядок следует определить самостоятельно и закрепить в учетной политике.

В каком порядке списывать канцтовары после вступления в силу «СГС Запасы»? При выдаче ТМЦ начальнику какого-либо отдела вначале оформить внутреннее перемещение с ОЛ на начальника отдела и уже с него списать канцтовары? Либо можно списать канцтовары сразу с ОЛ без внутреннего перемещения?

При этом считаю, что учет канцелярских товаров одной суммой, без указания номенклатурных наименований создает следующую ситуацию:
— невозможно обеспечить надлежащий контроль за наличием и движением канцелярских товаров
— может быть поставлена под сомнение полнота и достоверность информации о них
— возможны претензии со стороны налоговых органов

В этом случае, можно не расписывать каждую позицию, указанную в накладной на поступление канцелярских товаров, а учесть их укрупненно по однородным группам, например: «ручки», «карандаши», «офисная бумага».
Если цена какого-либо товара значительно отличается от средней цены по однородной группе, следует выделить его в отдельную номенклатурную позицию. Такой порядок учета следует утвердить в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Как отразить в учете канцелярские товары

При расчете налога на прибыль стоимость канцтоваров учтите в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ). При методе начисления сделайте это сразу в момент приобретения (п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, расходы на канцтовары учтите, только если они оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ). Подробнее об этом см. Какие прочие расходы, связанные с производством и реализацией, учитывать по налогу на прибыль .

Если организация признает расходы на приобретение канцтоваров, оприходованных на склад, но еще не списанных в подразделения, проверяющие могут их оспорить (как затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода). Во избежание этого стоимость канцтоваров относите на расходы только после оформления их отпуска для использования в деятельности (по требованию-накладной по форме № М-11 или акту (отчету)).

В мае 2015 г. организация приобрела канцтовары (папки, ручки, кнопки, карандаши и др.) на общую сумму 40 000 руб. (в том числе НДС).
Расчеты с поставщиком производятся в безналичном порядке.
Канцтовары оплачены в месяце их приобретения и переданы для использования в производственной деятельности организации. Организация находится на упрощенном режиме налогообложения.

Еще почитать --->  Как находят приставы должников

В мае 2015 года работнику выданы из кассы денежные средства под отчет в сумме 2000 руб. для приобретения канцелярских товаров.
В этот же день в бухгалтерию организации работником представлен авансовый отчет с приложением чека ККМ и товарного чека, подтверждающих расходы на приобретение канцелярских товаров на сумму 2006 руб. (в том числе НДС 306 руб.).
Также к авансовому отчету приложен счет-фактура.
В учете необходимо сделать следующие записи:

Иногда бухгалтеры допускают ошибку в списании канцтоваров в расходы. Делают они это так: списание проводят минуя 10 счет, то есть с Д26 сразу в К60. Это неправильно. В этом случае не только нарушаются правила учета, но и организация может не получить вычет по НДС. Так как теряется главное условие – на учет канцтовары не были приняты.

Приходуют канцтовары по дебету счета 10 «Материалы», а субсчет для учета отдельного вида МПЗ организация предусматривает самостоятельно. К примеру, открыть можно субсчет 10.01 «Канцтовары». Следует при этом учитывать, что в учетной политике должен быть предусмотрен учет канцтоваров на данном субсчете.

Заметим, что имеется Перечень качественных товаров, которые не подлежат обмену, но канцелярские товары не относятся к этой категории, а значит, вернуть или обменять их при соблюдении всех условий, можно. Если в момент обращения в продаже отсутствуют нужные товары и обмен осуществиться не может, то продавец обязан вернуть деньги в трехдневный срок.

Выбрав приемлемый способ, следует отметить его в учетной политике фирмы. Надо сказать, что первый способ – наиболее достоверный и не вызывает вопросов у проверяющих органов. Он уместен, когда фирмой практикуется приобретение большого количества канцелярских товаров, а затем постепенно выдается сотрудникам. Ценен этот метод и возможностью контроля для расчета потребности канцтоваров в обеспечении нормального рабочего процесса фирмы.

Как отразить учет канцтоваров в бухгалтерии; проводки

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок:

Относясь к такому виду активов как материально-производственные запасы, канцтовары принимаются к учету по фактической себестоимости, которая равна сумме фактических затрат на их покупку (кроме НДС, если организация – плательщик НДС, а если организация не является плательщиком НДС, то он входит в первоначальную стоимость канцтоваров) (пп.2,5,6 ПБУ 5/01)

  • вовремя знать о решениях руководства, в отношении хозяйственного обеспечения
  • распределять обязанности и зоны ответственности между подчиненными
  • полностью владеть информацией обо всем, что касается хозяйственной части
  • вести документооборот, включая отчетность, работу с накладными, контроль закупок и так далее
  • своевременно информировать вышестоящих руководителей о состоянии и нуждах хозяйства
  • контролировать исполнение всех организационных и технических условий, нужных для полного нормального функционирования хозяйственной части

Наиболее строгий учет, как показывает практика, в государственных учреждениях (школах, больницах, детских садах и т.д.). Оно и понятно: там всё закупается за счет бюджета и подлежит строгой отчетности. В случае серьезных растрат отвечает обычно именно завхоз. Однако и в частном секторе ситуация не менее напряженная, ведь владелец бизнеса всегда платит из своего кармана, а учет ресурсов – это наиболее распространенный способ сэкономить.

Еще почитать --->  Фонд капитального ремонта оплата картой без комиссии

Учет канцелярских и хозяйственных товаров

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004). Он составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным присутствием материально ответственного лица и представителя поставщика (отправителя). После приемки ценностей один экземпляр акта с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передается в бухгалтерию учреждения для учета движения материальных ценностей, второй — отделу снабжения или тоже бухгалтерии, но для направления претензионного письма поставщику.

Напомним, что единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В частности, в зависимости от характера хозтоваров и канцтоваров, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. (п. 101 Инструкции N 157н).

Приобретение и учет канцелярских товаров

Канцтовары, стоимость которых не превышает 10 000 руб., при выдаче их в эксплуатацию списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 39 СГС «Основные средства», п. 50, 373 Инструкции № 157н). Принятие таких объектов к забалансовому учету осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) либо накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) одним из следующих способов:

Списание канцтоваров с балансового учета при выдаче в эксплуатацию осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Способ списания закрепляется в учетной политике учреждения.

Учет материальных запасов с 2021 года

Учет запасов с 2021 года — тема, которую мы продолжаем рассматривать. В предыдущих статьях мы обсудили общие изменения в учете запасов с 2021 года, подробно разобрали учет спецодежды. Сегодня рассмотрим другие аспекты учета, связанные со вступлением в силу ФСБУ 5/2019, главное внимание уделим управленческим запасам и учету инвентаря.

Ранее применялись правила МУ по учету МПЗ, теперь можно применять ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Да, новый подход заключается в том, что обнаруженные излишки или недостачи трактуются как результат ранее допущенных ошибок в учете. В зависимости от срока возникновения ошибки, срока ее обнаружения, существенности стоимости излишков, необходимо сделать ту или иную корректировку в учете.