Выдается удостоверение вдовам участников чернобыльцам 1988 года участия

Содержание

Вопрос: Имеют ли право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с отметкой; посмертно; члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 — 1990 годов? (Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

Вопрос: Имеют ли право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с отметкой «посмертно» члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 — 1990 годов?

Согласно пункту 2 указанного Порядка удостоверение выдается членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1), то есть членам семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. Выдача удостоверения, в частности, для вдов граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, то есть граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1990 годах, указанным Порядком не предусмотрена.

Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

и принимали в 1986–1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или являетесь членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов из числа лиц, перечисленных выше.

  • работаете в органах исполнительной власти города Москвы, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении;
  • работаете в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений;
  • работаете в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности;
  • занимаетесь предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • не работаете вовсе;
  • являетесь пенсионером, пенсионное обеспечение которого осуществляется Пенсионным фондом России;
  • являетесь неработающим инвалидом
  • федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба,- гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации -гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи;
  • органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том
  • числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.
  • гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;
  • военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;
  • гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)Консультант Плюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 13.12.2017 N 40-П.6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В необходимых случаях от граждан, обратившихся за получением удостоверения, могут быть истребованы документы, подтверждающие родственные связи с лицом, имеющим право на получение данного удостоверения; доверенность на получение удостоверения, выданная в установленном порядке; свидетельство об усыновлении; иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.

Еще почитать --->  Если участок жене был подарен а на нем был построен дом можно ли это имущество делить за долги мужа банком

В случае смерти участника ликвидации последствий аварии (ЛПА) на Чернобыльской АЭС

14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2015 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2015 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2015 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

16.4. Копии заключений межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию, о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.

Выдача удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС В избранное

  1. Заявление по форме.
  2. Удостоверение умершего гражданина (при отсутствии удостоверения — один или несколько документов из личного дела умершего гражданина, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения);
  3. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  4. Для детей, не достигших 14‑летнего возраста — свидетельство о рождении.
  5. Свидетельство о браке.
  6. Свидетельство о смерти.

А) В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле образца документа, подтверждающего факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения

Вдовы чернобыльцев

…согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для названных категорий граждан, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом

2.5. Предоставление земельных участков во внеочередном порядке осуществляется в собственность бесплатно, кроме участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиации, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым предоставление земельных участков осуществляется на платной основе, по рыночной цене, установленной на основании экспертной оценки земельного участка.

Между тем, отмечает председатель белорусской общественной организации «Ликвидаторы, инвалиды Чернобыля» Владимир Каменков, у ликвидаторов и пострадавших есть претензии к системе социальной поддержки — особенно часто возникают вопросы, касающиеся санаторного оздоровления и обеспечения лекарствами.

Дети-школьники, проживающие на загрязненных территориях, имеют право на бесплатное питание, а также право на санаторно-курортное лечение и оздоровление. Проезд к месту отдыха и обратно государство также оплачивает, в том числе в случае, если дети едут в белорусские санатории, расположенные за пределами нашей страны.

Существуют различные выплаты и пособия, выплачиваемые после смерти человека. Одним из видов компенсации после смерти родственника является пособие на погребение, то есть оплата производимых ритуальных услуг. Оно назначается независимо от степени родства, социальной принадлежности умершего, выплачивается единовременно в фиксированной сумме.

Так, например, ранее супруге погибшего участника ликвидации аварии на ЧАЭС предоставлялось внеочередное право на получение жилой площади. Сейчас она имеет такое право, только если нуждается в этом в соответствии с критериями, перечисленными в ст.1 ч.1 Жилищного Кодекса РФ (основной критерий – малоимущие семьи, среднедушевой доход членов которых меньше прожиточного минимума).

Некоторые правовые вопросы, связанные с выдачей удостоверений вдовам погибших (умерших) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы — участников ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской аэс (по материалам судебной практики)

В системе мер социальной поддержки, связанной с предоставлением определенных льгот для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при прохождении ими военной службы по призыву, имеется не так уж и мало проблемных, недостаточно урегулированных правовых вопросов, к которым, в частности, относится проблема подтверждения их участия в выполнении в период военной службы работ в пределах зоны отчуждения.

21 июня 2011 г. Шумерлинский межрайпрокурор, ссылаясь на ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах гр. Е., вдовы умершего, обратился в суд с иском к Минздравсоцразвития Чувашской Республики о признании незаконным отказа от 15 февраля 2011 г. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего участника и об обязании ответчика выдать такое удостоверение. В обоснование своих требований прокурор указал, что 14 января 2011 г. гр. Е. обратилась в отдел социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашской Республики с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего мужа, которое 17 января 2011 г. было направлено для рассмотрения в Минздравсоцразвития Чувашской Республики. 15 февраля 2011 г. ответчик отказал ей в выдаче такого удостоверения, поскольку войсковая часть не значится в Перечне частей, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 88. Вместе с тем в военном билете указано, что последний участвовал в специальных сборах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС на основании записи, сделанной лично командиром воинской части, которая значится в Перечне воинских частей, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 88. Опровергая участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указал, что в вышеуказанном билете отсутствует запись об участии в работах в пределах 30-километровой зоны (зоны отчуждения). Однако Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 88 утвержден Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1990 годах, в состав которого входит соответствующая войсковая часть. Согласно же п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе граждане, принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. Установлено, что гражданам, указанным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (ч. ч. 4 и 5 ст. 15). Считает, что оснований для принятия решения об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя заявителя у ответчика не имелось. 22 июля 2011 г. истица, ссылаясь на исковое заявление Шумерлинского межрайпрокурора и поддерживая его, в рамках данного дела обратилась с дополнительным требованием, просила признать незаконным действие Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по отказу ей в выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать выдать ей такое удостоверение. В обоснование своего дополнительного требования истица указала, что письмом от 15 февраля 2011 г. ответчик необоснованно отказал ей в выдаче такого удостоверения, так как ее муж участвовал в ликвидации последствий аварии в составе войсковой части, а не в войсковой части. Кроме того, согласно удостоверению, выданному Шумерлинским горвоенкоматом 28 февраля 1991 г., муж имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Оригинал удостоверения был сдан в отдел социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики при получении удостоверения инвалида-чернобыльца от 6 декабря 1995 г. В решении Шумерлинского райсуда Чувашской Республики от 11 декабря 2006 г. также было указано, что муж является участником ликвидации последствий аварии. Согласно справке МСЭ-2004 N 3498455, выданной филиалом N 8 ГУ ГБ МСЭ по Чувашской Республике 19 мая 2005 г., мужу была установлена III группа инвалидности по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на ЧАЭС. В судебном заседании ст. пом. прокурора Ленинского района г. Чебоксары требования прокурора и истицы не поддержала в связи с непредставлением доказательств участия умершего в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30-километровой зоне отчуждения. Представитель истицы гр. Ш. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, суду пояснила, что по запросу истицы Министерство обороны Украины выслало архивную справку от 25 января 2012 г., согласно которой в архивных документах войсковой части отсутствуют сведения об участии мужа истицы в ликвидации последствий аварии на ЧЭАС в период с 1 мая 1986 по 13 июня 1986 г., финансовые документы данной войсковой части за вышеуказанный период на хранение в архив не поступали. У истицы также отсутствуют документы, подтверждающие участие мужа в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, но в военном билете указан период его работы и номер войсковой части, принимавшей участие в ликвидации аварии. Полагает, что для удовлетворения требований истицы указанные сведения достаточны, так как до 1995 года умерший пользовался льготами как участник, а с 1995 г. как инвалид ликвидации аварии на ЧЭАС. Истица также обратилась в Шумерлинский районный суд Чувашской Республики с требованием о выдаче ей удостоверения вдовы инвалида аварии на ЧЭАС. Несмотря на то что меры социальной поддержки для вдовы инвалида шире, чем вдовы участника ликвидации аварии на ЧАЭС, она настаивает также на удовлетворении требований по данному делу, так как истица желает иметь одновременно оба удостоверения вдовы: участника и инвалида ликвидации аварии на ЧАЭС. В настоящее время истица получает лишь пенсию по случаю потери кормильца. Представитель ответчика — Минздравсоцразвития Чувашской Республики гр. Ч. требования прокурора и истицы не признала по тем основаниям, что в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС удостоверения выдаются лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Удостоверения же союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки лишь до 1 января 2007 г. В связи с тем что записи об участии в работах в 30-километровой зоне (зоне отчуждения) в военном билете не имеется, 29 марта и 15 июня 2011 г. они, как и истица, направили в Отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины запрос о предоставлении архивных данных, подтверждающих участие мужа истицы в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Однако в архивных документах войсковой части отсутствуют сведения об участии мужа истицы в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, на момент смерти он не был инвалидом, так как инвалидность ему была установлена лишь на срок до 1 ноября 2010 г., после чего он был направлен на дополнительное обследование и его инвалидность не была подтверждена. Шумерлинский горвоенкомат, выдавший мужу истицы удостоверение участника, не располагал сведениями о его участии в работах в 30-километровой зоне отчуждения, а выдал его лишь на основании записи в военном билете, где отсутствует запись о том, в какой зоне он принимал участие. Замена удостоверений участника удостоверениями нового образца началась в 2007 году в связи с необходимостью проверки обоснованности выдачи таких удостоверений и приведения их в соответствие. В отношении мужа истицы не проводилась никакая проверка, так как на тот момент ему не выдавалось удостоверение нового образца в связи с наличием у него удостоверения инвалида. Решением же Шумерлинского райсуда Чувашской Республики от 11 декабря 2006 г. вопрос об участии его в зоне отчуждения не рассматривался, подтверждающие документы не представлялись, разрешался лишь вопрос об индексации сумм возмещения вреда. Третье лицо — отдел социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашской Республики своего представителя для участия в судебном заседании не выделил, заявлением от 9 апреля 2012 г. просил рассмотреть дело в их отсутствие, так как в соответствии с Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 31 августа 2009 г. N 273 уполномоченным органом по оформлению и выдаче удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, является Минздравсоцразвития Чувашской Республики. Выслушав ст. пом. прокурора, представителей истицы и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Факт нахождения истицы в браке и смерть последнего 7 декабря 2010 г. в г. Чебоксары подтверждаются соответствующим свидетельством о браке и свидетельством о смерти. Как следует из заявления на имя начальника отдела социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики от 14 января 2011 г., истица просила выдать ей удостоверение вдовы умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из сопроводительного письма начальника отдела социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики от 17 января 2011 г. следует, что заявление истицы вместе с приложенными к нему копиями документов: удостоверения участника ЧАЭС, паспорта, свидетельства о браке и о смерти и справки с с/поселения — направлены ответчику с просьбой выдать бланк удостоверения вдовы умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС гр. Е. Письмом в адрес отдела социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики от 15 февраля 2011 г. N 14/45-1319 ответчик отказал в выдаче истице удостоверения вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в связи с отсутствием оснований для его выдачи. Согласно выписке из военного билета, выданной Шумерлинским РВК 1 апреля 1985 г., муж истицы принимал участие в работах по ликвидации последствий в составе воинской части, которая не значится в Перечне воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 — 1990 годах, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 88. Приложенная же копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС союзного образца не может служить документом, дающим право на оформление удостоверения нового образца, поскольку не подтверждает участие в выполнении работ в 30 км зоне отчуждения. Таким образом, судом установлено, что истица обращалась к ответчику с заявлением о выдаче ей удостоверения вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а не с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на имя умершего, как указывается в исковом заявлении прокурора. Соответственно, как следует из обжалуемого в настоящее время отказа ответчика от 15 февраля 2011 г., истице отказано в выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Однако исковые требования прокурора и истицы о признании незаконным отказа от 15 февраля 2011 г. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на имя умершего незаконным и об обязании ответчика выдать такое удостоверение, а также об обязании выдать удостоверение вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС по заявленным в исковых заявлениях основаниям являются необоснованными. Так, в силу п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), в том числе принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1 «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации», к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся работы, проведенные в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения. Совету Министров — Правительству Российской Федерации на основании указанного Списка поручено проверить правильность выдачи удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации N 727, Минздравсоцразвития Российской Федерации N 831, Минфина Российской Федерации N 165н от 8 декабря 2006 г. «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», членам семьи, в том числе вдовам умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, уполномоченным органом выдается удостоверение. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами «Посмертно» и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа. Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в п. 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагается удостоверение умершего гражданина, выданное ранее либо в соответствии с настоящим Порядком (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из личного дела умершего гражданина, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, а при их отсутствии в деле — из перечисленных в пункте 6 Порядка). Пунктом 6 Порядка определено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 — 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения). Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Порядком удостоверения выдаются лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года. Истицей же не представлено каких-либо документов из указанного в п. 6 Перечня, достоверно доказывающих участие ее мужа в работах в зоне отчуждения. Так, при обращении с заявлением о выдаче ей удостоверения вдовы участника истица представила следующие документы: ксерокопию с копии удостоверения союзного образца серии ——, выданного Шумерлинским горвоенкоматом 23 февраля 1991 г. (оригинал удостоверения не представила); копию выписки из военного билета ——, выданного Шумерлинским горвоенкоматом 1 апреля 1985 г., с записью о прохождении службы в Советской Армии с 3 мая 1985 г. по 27 мая 1987 г.; справку с записью об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 1 мая по 14 июня 1986 г., заверенной подписью —— (запись печатью в/ч не заверена); копию с копии справки военного комиссара города Шумерли о выполнении служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне (зоне отчуждения) с 1 мая по 12 июня 1986 г. (основание выдачи: военный билет, раздел 7). Однако в военном билете такая запись отсутствует. Согласно же п. 6 Порядка документами, подтверждающими участие военнослужащих в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения), выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения. При таких обстоятельствах справка военного комиссариата г. Шумерли, содержащая запись о выполнении служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне (зоне отчуждения) с 1 мая по 12 июня 1986 г., не является основанием для выдачи удостоверения. Из письменного ответа Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 23 мая 2011 г. следует, что после получения отказа в выдаче удостоверения вдове отдел социальной защиты населения Шумерлинского района дополнительно представил ответчику копию военного билета, выданного Шумерлинским ГВК 1 апреля 1985 г., с записью об участии в специальных сборах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году в течение 44 дней в соответствующей воинской части, заверенной подписью командира войсковой части и печатью воинской части. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 88 «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан из подразделения особого риска» личный состав войсковой части принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1990 годах. Из пояснений представителей истицы и ответчика судом установлено, что в связи с тем, что записи об участии в работах в 30-километровой зоне (зоне отчуждения) в военном билете не имеется, стороны направили в Отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины запросы о предоставлении архивных данных, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. В судебном заседании представитель истицы подтвердила, что 25 января 2011 г. Министерство обороны Украины выслало архивную справку, согласно которой в архивных документах войсковой части —— отсутствуют сведения об участии гр. Е. в ликвидации последствий аварии на ЧЭАС в период с 1 мая 1986 г. по 13 июня 1986 г., финансовые документы данной войсковой части за вышеуказанный период на хранение в архив не поступали. В подтверждение своих слов представила незаверенную ксерокопию архивной справки, ссылаясь на то, что подлинник справки в настоящее время находится у истицы. Указанное обстоятельство подтвердила в суде и представитель ответчика. Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. гр. Е. отказано в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконными действий по отказу в выдаче удостоверения вдовы инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и обязании выдать такое удостоверение. Данное решение, как следует из пояснений представителей сторон, пока не вступило в законную силу. Ранее, решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2006 г. были удовлетворены требования к отделу социальной защиты населения Шумерлинского района Чувашской Республики о взыскании единовременно задолженности за период с 1 июля 2000 г. по 31 октября 2006 г. по денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью. Однако ссылка истицы на указанное решение в качестве доказательства участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения не может быть принята судом, поскольку при рассмотрении требования судом не разрешался вопрос о его участии в работах в зоне отчуждения, а удостоверение союзного образца, выданное Шумерлинским ГВК 23 февраля 1991 г., действовало лишь до 1 января 2007 г. Доводы же представителя истицы об удовлетворении требований гр. Е. лишь на основании представленной ксерокопии ранее выданного удостоверения от 23 февраля 1991 г. не основаны на законе, так как оригинал удостоверения был изъят и в настоящее время отсутствует, кроме того, оно было действительным лишь до 1 января 2007 г. Согласно справке МСЭ-2004 N 3498455, выданной филиалом N 8 ГУ ГБ МСЭ по Чувашской Республике, 15 сентября 2005 г. гр. Е. была установлена III группа инвалидности по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на ЧАЭС. Инвалидность установлена на срок до 1 ноября 2010 г. Дата очередного освидетельствования установлена 1 октября 2010 г. Довод представителя ответчика о том, что на момент смерти гр. Е. не являлся инвалидом, подтверждается материалами дела. Судом установлено, что гр. Е. на основании личного заявления от 29 сентября 2010 г. был повторно освидетельствован 1 октября 2010 г. филиалом-бюро N 17 с целью определения группы, причины и сроков инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом гр. Е. была составлена программа дополнительного обследования, в рамках которого он был обследован очно 1 составом Главного бюро и 7 декабря 2010 г. освидетельствован заочно (по медико-экспертным документам) экспертным составом общего профиля N 5 Федерального бюро. В результате обследования у гр. Е. выявлены незначительные нарушения здоровья, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности организма: самостоятельного передвижения, самообслуживания, степени ограничения трудовой деятельности и других категорий, что не требует определения мер социальной защиты и социальной помощи и не дает оснований для установления инвалидности. 20 декабря 2010 г. было вынесено экспертное решение об отсутствии показаний у гр. Е. на установление группы инвалидности и определение степени процентов утраты профессиональной трудоспособности. Факт и обстоятельства вынесения 20 декабря 2010 г. экспертного решения об отсутствии показаний у гр. Е. на установление группы инвалидности представителем истицы в судебном заседании не оспаривались.

Еще почитать --->  Вправе ли судебный пристав-исполнитель во время осмотра открывать шкафы, шкатулки и искать тайники?

Внеочередное оказание медицинских услуг. Внеочередное обслуживание в аптечных пунктах. Получение медицинских услуг в тех лечебных учреждениях, к которым они были прикреплены до наступления пенсионного возраста. Внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных, лечебных и санаторных организациях. При этом чернобыльцам, имеющим детей, выплачивают ежедневные платежи в 90 руб.

Здравствуйте! Мой муж проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах, а также участвовал в ликвидации аварии ЧАЭС с 05.08.1988 по 06.10.1988 п.Лесной г.Славутич. Получил инвалидность, причиной которой стало увечье полученное при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на чаэс. В 1994 г. умер.Имея ли я право как вдова получить удостоверение вдовы чернобыльца и претендовать на пенсию?

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по случаю потери кормильца производится в том числе супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем — 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

*) С 1 февраля 2020 года компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2020 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 24 января 2020 г. N 32 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году” в размере 1,043.

Льготы вдовам чернобыльцев в 2021 году

Внуков чернобыльцев принимают в детский сад без очереди. К категории льготников относят потомков тех лиц, которые подверглись влиянию высокой дозы радиации, получивших инвалидность, покинувших зону отчуждения, эвакуированных граждан, жителей четвертой зоны.

Еще почитать --->  Льготы детям чернобыльцев украина

Стоит отметить, что ежегодно в связи с инфляцией валюты, пересмотром величины минимального прожиточного минимума, проводится также и индексация выплат, начисляемых чернобыльцам – таким образом сумма, которую они получают по каждой из статей будет увеличиваться.

Правом на получение жилого помещения во Владимирском областном специальном доме для ветеранов пользуются одинокие граждане пенсионного возраста (мужчины, достигшие 60 лет, и женщины 55 лет), из числа ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов государственной службы, ветеранов военной службы и ветеранов труда, а также супружеские пары из их числа, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающиеся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей, признанные в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в жилых помещениях и состоящие на учете в органах местного самоуправления.

Последствия чернобыльской трагедии ощущаются до сих пор и отражаются на потомках всех причастных к этому событию людей. Результатом катастрофы, случившейся на атомной электростанции, стало возникновение новой категории людей, которым государство предлагает свою помощь и поддержку.

Государственная помощь вдовам чернобыльцев

  • не заключали брак повторно и не имели больше детей;
  • проживали вместе с ликвидатором катастрофы на одной жилплощади в государственном доме или приватизированной квартире;
  • находились в браке с мужчиной, страдающим лучевой болезнью после аварии на ЧАЭС;
  • были женами лиц, получавших пособие по инвалидности из расчета среднего заработка, фиксированной суммы ВВЗ. Учитывается только статус инвалида, установленный до 12.02.2001 г;
  • являются вдовами мужчин, умерших по причинам ликвидации последствий аварии в Чернобыле;
  • были нетрудоспособны и находились на иждивении мужа.
  • разницы между заработной платой в одной из зон Чернобыля и оплатой труда в настоящее время без учета компенсации за инвалидность;
  • одна заработная плата – если муж временно не работал;
  • ежемесячные денежные средства в зависимости от категории инвалидности. Для 1-й группы полагается 18425 руб., для 2-й – 9212 руб., для 3-й – 3683 руб.;
  • пенсионное обеспечение по старости – в 2 раза больше социальной;
  • детские деньги – 84 руб. на школьника и 433 руб. на дошкольника;
  • ежемесячное оздоровление – 260 руб.