Закон о вторжении в частную жизнь рб

Резко против инициативы о включении в ГК РФ статьи 152.2 еще на стадии законопроекта выступила ОП РФ. По мнению экспертов, нормы ст. 152.2 ГК РФ нарушают положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. При этом аналитики ОП РФ отметили, что перечень сведений составляющих «частную жизнь» гражданина неоправданно широк и не является исчерпывающим. «Неясность формулировок приведет к тому, что публикация практически любого редакционного материала СМИ может повлечь за собой риск быть признанной нарушением закона», — подытоживают специалисты ОП РФ.

Более подробно термин «частная жизнь» раскрыл КС РФ в одном из своих определений, указав, что право на неприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь», подытоживает Суд, включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер (определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

Необходимость сохранения в тайне данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства, является своеобразной, характерной чертой расследования и важной гарантией эффективного расследования преступлений в современных условиях, а также одной из гарантий соблюдения законных прав и интересов граждан, которые могут пострадать от преждевременной огласки данных, которые были ими сообщены.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — УПК) как одно из общих условий. Данное правило прямо вытекает из Конституции Республики Беларусь, обеспечивающей охрану чести и достоинства граждан. Так, в ч. 1 ст. 198 УПК прямо указано, что данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, лица, производящего дознание, и только в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 179

Школа. 7 класс. 13летние мальчики через окно в раздевалке умудрились снимать на телефон девочек в нижнем белье. Пока не известно, распространили ли эту съёмку. Попадают ли их действия под эту статью? Если нет, какими нормами предусмотренаи ответственность за такое поведение?

Здравствуйте. Снимал квартиру через букинг на сутки. Снял ролик на ютуб с обзором ЖК и в нем видео из этой квартиры. Эту квартиру продали и теперь новый владелец требует удалить ролик ссылаясь, что это распространение личной информации. Как быть в этой ситуации?

Чем чреваты оскорбление в Интернете и публикация чужих фото – комментарий работника прокуратуры

За одно опрометчивое действие в Сети можно попасть под административную и даже уголовную ответственность. Где грань, за которой начинается вторжение в чужую личную жизнь, и какое наказание за это может последовать, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Что касается ответственности, то, согласно ч. 1 ст. 179 УК незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего, наказывается общественными работами, или штрафом, или даже арестом.

В Конституции большинства стран гарантируется право на частную жизнь, которое состоит как минимум из права на неприкосновенность жилища и тайну коммуникаций. Еще в декабре 2013 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию 68/167 и призвала все государства пересмотреть процедуры, практику и законодательство, касающиеся видеозаписей, перехвата и сбора персональных данных.

Еще почитать --->  Обязанность Омс Оформить Право Собственности На Дороги

Недавно наши информационные порталы разместили забавное видео. Женщина-бригадир штукатуров наказывает ремнем провинившихся молодых работников. Как расценивать этот довольно эмоциональный ролик, снятый на мобильный телефон: свобода слова или вмешательство в личную жизнь участников?

Случай: Минскую блогершу обязали выплатить 20 базовых величин за оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей. В суд подал заявление сотрудник правоохранительных органов по охране Минского метрополитена, который не пустил девушку в метро, сочтя ее нетрезвой. Эту историю девушка выложила в сеть, весьма эмоционально расписав на своей страничке с оскорблениями в адрес правоохранительных органов, а в дополнение еще прикрепила фото, на котором был запечатлен тот самый милиционер. Сотрудника правоохранительных органов оскорбили и грубые слова, указанные в протоколе, и сам факт появления его фотографий к столь гневной записи.

— Согласно ч.1 ст.179 УК незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом

Тайна личной жизни

Кажется, на Западе святость частной жизни возведена в абсолют (хотя профессия папарацци вполне себе хлебная). А что у нас? Разбираемся с понятием приватности в беларусском законе и прикидываем, как можно наказать усердного читателя твоих переписок в Facebook.

Закон РБ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 17–18) относит информацию о частной жизни физического лица и его персональные данные к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Если какие-то люди (или сайты) хотят заиметь информацию о твоей частной жизни, они должны получить от тебя разрешение. Что можно считать разрешением – нигде толком не описывается.

Закон о вторжении в частную жизнь рб

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Еще почитать --->  Чем подслушивать соседей

Закон о вторжении в частную жизнь рб

В процессе жизни человека различные люди на законных осно­ваниях получают информацию об определенны сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохра­нительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Но­тариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбира­тельство также может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (статья 10 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто­роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.

Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным. Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация.

Зачастую в средствах массовой информации, преимущественно через социальные сети в системе Интернет, имеют место случаи умышленного распространения некоторыми лицами фотографий, видеороликов, сообщений информационного характера, содержание которых нарушает право другого лица на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Часто такая информация носит порочащий гражданина характер.

Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением, выразившимся в альтернативных действиях: вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия.

Еще почитать --->  Где и когда можно положить деньги на социальную карту пенсионерам в тольятти

Объективную сторону преступления составляют незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего. Состав материальный, обязательным является наступление последствий в виде вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего (это могут быть имущественный ущерб, моральный вред, разлад в семье, увольнение с работы и т.д.).

Организации и работодатели неизбежно собирают персональные данные своих сотрудников, поэтому априори являются операторами, на которых распространяются требования Закона «О персональных данных». Поэтому у них должна быть разработана своя политика обработки персональных данных, назначены ответственные лица (как правило, кадровые сотрудники), и каждый работник при трудоустройстве должен подписывать согласие на сбор, обработку и хранение его персональных данных.

Разумеется, гражданин, недовольный вторжением в его частную жизнь или распространением без его согласия персональных данных, может потребовать компенсации морального вреда и возмещения убытков, если таковые у него наступили (например, вы опубликовали в интернете видео, как ваш сосед-педагог устроил разгульную вечеринку, а его за это уволили с работы – тогда он вправе взыскать с вас свой утраченный заработок и компенсацию вреда, причиненного его деловой репутации). Это является гражданско-правовой ответственностью.

Несмотря на то, что конкретного списка того, что относиться к частной (личной) жизни, в законодательстве нет, за «незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия» человек может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 179 УК РБ).

Не разрешается сообщение государственным архивом сведений, содержащих тайну личной жизни граждан, при исполнении запросов юридических и физических лиц, в том числе генеалогического характера, за исключением случаев, когда такие сведения запрашиваются наследниками или близкими родственниками этих граждан, а также в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией.

Статья 179

Объективную сторону преступления составляют незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего. Состав материальный, обязательным является наступление последствий в виде вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего (это могут быть имущественный ущерб, моральный вред, разлад в семье, увольнение с работы и т.д.).

В соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Ст. 34 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Примечательно, что в России вопрос регламентации нематериальных благ был разрешен спустя 12 лет после принятия части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации: в 2006 году в гражданское законодательство было введено понятие охраны изображения гражданина. Так, статьей 152.1 названного нормативного правового акта определен порядок и случаи использования изображения гражданина без согласия заинтересованных лиц, а также описан порядок действий в случае нарушения указанного права.

Сегодня меры по защите права личности на неприкосновенность частной жизни активно принимаются во многих странах. Фотосъемка где-нибудь на улице Парижа может закончиться крупным штрафом, а растиражированные несанкционированные аудиозаписи вообще грозят арестом. Все эти ограничения имеют логическое обоснование. Во-первых, человек может быть против того, чтобы его изображение гуляло по просторам интернета. Во-вторых, технические возможности позволяют с фото и видеозаписью сделать любые манипуляции и таким образом выставить гражданина в неприглядном виде. В скором времени фото- и видеосъемку белорусов без их согласия могут запретить. С инициативой о внесении поправок в Гражданский кодекс выступил Конституционный Суд. Ранее такие же правовые изменения инициировала Белорусская республиканская коллегия адвокатов. Так что же такое вмешательство в личную жизнь? Об этом рассуждают эксперты “НГ”.

Фото Дениса Малышица