Как незаметно воруют с нефтебаз

«Воруют то, на что есть спрос. В 80-е годы больше всего воровали винно-водочные изделия, обувь, одежду, радио- и телеаппаратуру, комплектующие автомобилей. В настоящее время — некоторые виды продовольственных товаров, табачные изделия, цветные металлы, нефтепродукты и прокат черных металлов», — говорят в ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».

Теневой рынок нефти и нефтепродуктов, который, казалось бы, поутих в 2006-2008 годах, вновь набирает обороты. Пока одни ропщут на нефтяные компании и государ­ство, заливая в бак автомобиля вечно дорожающее топливо, другие ищут способ не только сэкономить, но и подзаработать. Нефть и нефтепродукты попросту воруют. Такой «серый» неф­тяной бизнес способен озолотить хозяина всего за несколько дней. Если не воровать самому, то можно такое «серое» «черное золото» перерабатывать или продавать — тоже доходное дело. Смекалке и наглости «жуликов» (именно так их называют сотрудники правоох­ранительных органов) можно только подивиться.
Теневая нефтянка, как и легальная отрасль, — многоуровневая система. Здесь есть свои нефтедобытчики, они выкачивают «черное золото» не из земли, а из чужой трубы. Есть нефтепереработчики, владеющие нелицензионными мини-НПЗ, в народе — «самоварами». Не обошлось без сбытовиков, на заправке которых можно залить в бак АИ-93 (особая марка топлива), и мелкая розница, промышляющая сливом топлива, например, из трактора в грузовик. Отдельный подвид — нефтепродуктодобытчики, которые стремятся врезаться в соответствующий трубопровод. Картину дополняют покупатели — водители грузовых автомобилей, особенно дальнобойщики, небольшие сельскохозяй­ственные компании и экономные владельцы отечественных автомобилей.

СХЕМЫ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА

Известно немало схем махинаций с топливом. В теневой «бизнес» зачастую вовлечены не только водители и нечистые на руку автомеханики, но также и представители руководящего состава АТП начальник гаража, главный бухгалтер, директор по логистике, руководитель транспортного отдела. Наиболее благоприятную почву для преступного сговора должностных лиц имеют крупные АТП, контроль в которых затруднен из-за большого штата сотрудников и значительного количества разнообразной техники. Украденное топливо впоследствии реализуется «постоянным клиентам» по более привлекательным, чем на АЗС ценам либо используется для заправки личного автотранспорта.

Иногда для слива топлива водителями практикуется фальсификация показаний одометра либо счетчика моточасов путем их накрутки с помощью специальных устройств. Порой спидометр или счетчик моточасов целенаправленно выводятся из строя, а топливо списывается по путевому листу за якобы пройденный километраж/отработанные моточасы. Обычно топливо сливается в соответствии с подкрученными показаниями одометра по завышенной норме. Водители сливают топливо, как правило, в нерабочее время в гараже либо на дороге по пути с базы.

Махинации с топливом на предприятиях

На самом же деле, объемы воровства топлива на автотранспортных предприятиях могут достигать крупных величин. В совокупности с различными видами махинаций — воровство топлива, сливы, недоливы, кражи с топливозаправщиков, запраки некачественным топливом — все это может принести компаниям значительные расходы. Расмотрим несколько значимых факторов, связанных именно с контролем топлива на автотранспортных предприятиях.

Причем в таких манипуляциях зачастую учавствуют не только водители, но и административный состав и руководители невысокого звена. Руководители высокого ранга — часто попульстительствуют, не придавая значения воровству топлива, либо закрывая на это глаза, ошибочно полагая, что это незначительные объемы.

Еще почитать --->  Оформление Свидетельства О Рождении На Ребенка Если Пришла Только Мать

Но водители бензовозов, во все времена продавали бензин и солярку, которую умудрялись сливать. «Однако за время пути солярка могла испариться» — это такая шутка, в которой водится доля истины. Про одну из самых хитрых ловушек, которые я встречал за 20 лет работы, я сегодня напишу.

Моя задача, как собственника нефтебазы принять дизельное топливо или бензин в полном объеме. Внутри бензовоза есть, так называемый «уголок», по которому водители сдают топливо кладовщику. На каждую емкость существует тарировка, а после залива бензовоза на заводе-изготовителе емкость пломбируется.

Пять способов воровства горючего

Сегодня элеваторные компании все чаще обзаводятся своим автопарком. Это дает возможность покупать зерно у аграриев прямо с поля, что увеличивает шансы на загрузку зернохранилищ. Однако, как известно, из каждого плюса можно сделать минус. Помимо расходов на поддержание автопарка в рабочем состоянии есть такая расходная статья как «самовольная утечка» горючего.

«Существуют два способа: или накрутить больше километров, или меньше. Это зависит от того, как они оплачиваются — от километража или наоборот. Существует так называемый генератор импульсов. Его цена составляет несколько десятков евро. Устройство подключается к автомобилю и накручивает большее количество километров. В Украине полно сервисов, куда можно заехать, если не хочешь пачкать себе руки. Устройство покажет вместо 800 км — 1000 км, в результате чего будет соответствующий заработок».

Как воруют топливо c бензавоза

Внутри цистерна бензовоза поделена на секции и между секциями есть специальные перепускные каналы, чтобы не создавались воздушные «карманы» при заполнении емкости топливом. Врезав кран в магистраль отвода воздуха можно регулировать тот объем воздуха, который останется в емкости при заполнении ее топливом.

8 см в самом начале — это конкретный косяк завода, откуда приехал бенз. тупо недолив. ну это ладно.
но дальше больше.
открыв кран из системы выпустили воздух.
уровень упал ессесено (система заполнилась топливом). и теперь видно реальный объем, сколько в цистерне топлива.

«Очень сложно понять, собирается ли новоиспеченный предприниматель, покупающий оборудование для переработки нефти, работать на легальном сырье, или нет. И будет ли он строить завод по проекту, прошедшему государственную экспертизу. Однако во время общения с потенциальным покупателем становится понятно, насколько серьезно он относится к делу. Мы даже в некоторых случаях отказывали клиентам, вызывавшим большие подозрения», — говорит Юрий Кинев, генеральный директор компании «Рей-Ойл» из Краснодара, производящей оборудование для НПЗ.

Один «бойлер», заполненный ворованной нефтью (для 20-тонной цистерны потребуется всего 20 минут) дает около 200 тысяч рублей чистой прибыли. За ночь такие деляги могли заработать до 3 миллионов рублей. Охранники рассказывают, что у одного из таких задержанных деньги из бардачка валились пачками. Безусловно, не раз предлагались и взятки. Но «Транснефть» хорошо платит за каждое задержание, существенная прибавка к жалованью. Так зачем рисковать? Так рассуждает все большее число сотрудников охраны.

Смекалка и укоренившиеся традиции пытаются найти выходы для обмана цифрового контроля. Для ведения хозяйственной деятельности предприятия с собственным автопарком вынужденно создают топливную инфраструктуру у себя и строят собственные топливохранилища и АЗС. Покупают топливо у нефтетрейдеров и заправляют свои автомобили и технику. Компании попадаются на махинации и часто даже не подозревают об этом.

Пример говорит о том, что человеку проще поверить в неисправность устройства, чем в смекалку похитителя. К сожалению, сегодня единственное решение избежать краж — избавиться от человеческого фактора там где это возможно и автоматизировать все процессы. Обмануть автоматизированные системы тяжело, а подкупить — невозможно. Это подтверждено многочисленными успешными кейсами во всех отраслях хозяйствования, где применяется автоматизация процессов. Технологии 24 часа выполняют свою работу без перекуров и выходных.

Еще почитать --->  Заявление согласие обманутого дольщика на предоставление иного жилья новым застройщиком

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  1. Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 уголовного Кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, – (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 13-ФЗ)

Что же это за системы учета? «Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные — например, для строительной техники, которая не покидает площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами — для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива», — говорит Емельянов. — В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива». Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.

Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. RB.ru выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Технология кражи топлива и как с этим бороться

Воровать бензин начали еще в Советском Союзе. Как только появилось такое понятие, как служебный автомобиль, начались и хищения. Нанятые водители не чурались сливать казенное топливо «налево». Схем для махинаций было несколько. Но чаще бензобак опустошался вручную, а потом «подкручивались» реальные цифры пробега автомобиля.

Но хищения не прекратились. Любители легких денег стали придумывать новые способы обогатиться. Например, были распространены, так называемые, сливные магистрали. Это дополнительный бак, установленный на автомобиле, в который собиралось, а потом реализовывалось дизельное топливо оптом.

На очевидный вопрос, а что же делать, однозначного ответа не существует. Большинство сходится на том, что человеческий фактор был, есть и будет определяющим. «Татнефть» в свое время пыталась с этим бороться следующим образом: если сотрудников ловили на «горячем», увольняли не только их, НТО и всех членов семьи. Насколько этот способ оправдал себя, так и неизвестно. Ничего не сказали по этому поводу и представители «Башнефти» и «Роснефти».

Еще почитать --->  Если дело передано в суд может ли следователь заставить дать отпечатки пальцев

Он считает, что на текущий момент законодательство проработано достаточно хорошо, но все равно некоторые шероховатости еще имеются. Особенно это касается этапа экспертизы. Проект самого простенького мини-нефтеперерабатывающего завода состоит из полутора – трех тысяч чертежей и текстовых документов. Здесь придраться к чему-либо не составляет никакого труда. Стоимость создания проекта колеблется от 3 до 35 миллионов рублей, на согласование уходит в среднем около полугода. Строительство тоже занимает приблизительно год. Получается, что средняя цена мини-НПЗ с суточным объемом переработки 200 кубометров и резервуарами, обеспечивающими хранение запасов нефтепродуктов и готовой продукции на 7-10 дней, составляет 1-2 миллиона рублей в сутки. Понятно, что это бизнес с высокой входной планкой. При этом у многих появляется желание сэкономить за счет закона, и построить где-нибудь на опушке маленький серый «заводик» безо всякой волокиты, затем подыскать недорогого поставщика и немножко заработать.

Раскрыт оригинальный способ воровства бензина на АЗС через смартфон

Злоумышленники вставляли заправочный пистолет в горловину емкости или топливного бака автомобиля, вводили на дисплее терминала сумму, имеющуюся на банковском счету, «привязанном» у банковской карте. Как только бензин начинал поступать, аферисты в мобильном банке меняли этот счет на другой — с нулевым балансом. В такой ситуации банк каждый раз был вынужден формировать овердрафт на карте мошенника и оплачивать уже залитое топливо за собственный счет.

По этой технологии хитрецы совершили порядка 30 хищений на общую сумму свыше 1 миллиона рублей. Слитое таким образом топливо продавалось за полцены — чаще всего таксистам. В данный момент «предприимчивые» молодые люди сидят под домашним арестом в статусе подозреваемых по пункту «г» части 3 статьи 158 УК — «кража». Максимальная санкция по ней составляет шесть лет заключения.

под хранилищем в Статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

Блог Артема Краснова

Бензин при нагревании действительно расширяется, правда, получить 100 тонн из 30 тонн всё равно невозможно, потому что при расширении меняется объём, а не масса. Но даже если «заправщик» на видео оговорился, увеличить объем топлива втрое за счёт нагревания невозможно: для этого его нужно было бы нагреть на сотни градусов. Оно быстрее взорвётся, чем расшириться так сильно.

В реальности эффект не настолько выраженный, потому что в подземных ёмкостях и летом, и зимой температура топлива не повторяет колебаний температуры атмосферного воздуха и меняется в пределах нескольких градусов. Но некоторые излишки топлива могут образоваться: например, если в период сильной жары резервуары постепенно прогрелись на дополнительные 5 градусов, объем топлива в них возрастёт на 0,6%. Это, кстати, больше погрешности в ±0,25%, которую должны обеспечивать АЗС с точки зрения точности дозирования.