Коллективная аренда земельного участка для выпаса скота

Минсельхоз разъяснил обязанности собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также особенности использования земель с/х назначения. Содержание вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает:

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Животноводство → Пастбище общего пользования

У овец, как известно, особые отношения с пастбищами. Земли, чтобы не загубить природу, требуется много. Братья договорились с местным хозяйством об аренде, где-то что-то прикупили. А ещё подумали, что неплохо будет получить в аренду муниципальный участок, который примыкал одним краем к землям их фермы, другим – к водоёму.

А «место захламления» – куча мусора, присыпанная землёй – действительно было. Только Греховодову эту свалку сдали в аренду вместе с участком, о чём есть соответствующая запись в акте к договору. Указана даже площадь мусорной кучи – 736 квадратных метров. Сейчас её размер уменьшился: часть отходов вывез Иван Петрович.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

Следствием указанных действий явилось (могло явиться) нарушение прав, законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере осуществления предпринимательской деятельности на рынке сельскохозяйственного производства – потенциальных арендаторов земельного участка, которые были лишены информации о возможности предоставления указанного выше земельного участка в аренду на торгах.

Вопрос — ответ

При рассмотрении департаментом имущественных отношений Краснодарского края обращений юридических лиц и граждан-предпринимателей, представителей организаций, наиболее часто встречаются следующие вопросы, касающиеся предпринимательской и инвестиционной деятельности:

В соответствии с законом Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532 — КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в статье 12.2 установлено, что по общим правилам предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров, а максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота — 2,5 гектара.

Еще почитать --->  Если выписаться из квартиры приставы могут снять арест

В числе отстающих районов — Архаринский и Октябрьский. В первом решение об установлении публичных сервитутов приняли в 4 из 15 сельсоветов, во втором — в 7 из 14 сельсоветов. На совещании глава Архаринского района Елена Минаева рассказала: не во всех селах района есть крупный рогатый скот, а потому острой потребности в пастбищах в районе нет. Однако Сергей Олиферов подчеркнул: в будущем она может появиться. Сервитуты устанавливаются на все последующее время, поэтому работа по их созданию должна быть завершена в любом случае.

— Сервитут — это получение возможности на ограниченное пользование имуществом, которое находятся в чужой собственности. Чтобы снизить финансовую нагрузку на людей, органам местного самоуправления рекомендовали прекратить арендные отношения с теми, кому предоставлены земли для сенокошения и выпаса. Они смогут и дальше пользоваться этими землями для тех же целей, но уже бесплатно, — объяснили в пресс-службе Законодательного собрания Амурской области.

2.Заявителем может быть только гражданин, а не юридическое лицо. Тут же, конечно, возникает вопрос, может по данному основанию земля предоставляться индивидуальному предпринимателю (главе крестьянского фермерского хозяйства). Тот же Ростовский областной суд в вышеуказанном спорном определении (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 02.11.2016 по делу N 33-19014/2016) пришел к выводу, что не может. И в этом вопросе с ним трудно не согласиться. Рассматриваемая норма права все-таки устанавливает льготный порядок получения земли для личных нужд граждан, а не для производственных целей.

Сам по себе такой подход вызывает в практике вопросы. Чиновники органов местного самоуправления, привыкшие рассматривать подведомственные земли в качестве личной вотчины, просто зачастую не могут поверить в наличие у себя обязанности предоставить землю любому гражданину в аренду по заявлению. Да и судебная практика по таким делам складывается неоднозначная.

Коллективная аренда земельного участка для выпаса скота

4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Инициатором субаренды, как правило, выступает арендатор, повторно сдающий в аренду участок другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы:

  1. По плану местности, находящемуся в администрации, выбирается земля без построек и выясняется наличие права собственности на него.
  2. Если не подтвердилось наличие собственника, принимается решение о проведении открытых торгов.
  3. Организатор публикует извещение о проведении торгов с указанием характеристик участка. Торги проводятся при наличии нескольких претендентов на участок.
  4. Победитель торгов получает право на аренду.
  5. В случае, если претендент единственный, то он признается арендатором и получает все документы в кадастровой палате после оплаты госпошлины.
  6. Письменный договор об аренде земли у государства обязательно регистрируется в органе Росреестра по месту прописки.
Еще почитать --->  Выселение лица отказавшегосы от приватизации

2. Земельные участки для сенокошения и/или выпаса скота могут предоставляться в аренду одному или нескольким гражданам (аренда с множественностью лиц на стороне арендатора).
Размеры земельных участков, предоставляемых для сенокошения и выпаса скота, определяются в соответствии с нормами, устанавливаемыми Правительством Московской области.
Указанные нормы устанавливаются в зависимости от поголовья стада и вида животных.
3. Договор аренды земельных участков, предназначенных для сенокошения и/или выпаса скота, должен устанавливать запрет на совершение арендатором следующих действий:
а) посадка плодово-ягодных и иных сельскохозяйственных культур;
б) возведение капитальных жилых строений (зданий), а также иных жилых строений с правом регистрации проживания в них;
в) вспашка земель, осушение или мелиорация земель.
4. Договор аренды может предусматривать возможность возведения на земельном участке, предназначенном для сенокошения и/или выпаса скота, временных строений (сооружений), которые при прекращении (расторжении) договора аренды подлежат сносу арендаторами за их счет без возмещения им затрат, связанных с их возведением и сносом.
5. Договор аренды земельного участка, предназначенного для сенокошения и/или выпаса скота, может быть заключен на срок, не превышающий 3 лет.
6. Выпас скота разрешается на свободных государственных или муниципальных землях без оформления договора аренды в случае, если осуществляется выпас не более пяти животных.
Заключение договора аренды не требуется, если свободный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, используется для заготовки не более одной тонны сена в год.
7. Для сенокошения и выпаса скота гражданам может быть предоставлено право ограниченного пользования чужим земельным участком в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона.

При отсутствии поданных заявок уполномоченный орган подготавливает договор аренды или выдает представителю КФХ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок еще не сформирован. При наличии поданных в течение 30 дней заявок, право заключения договора аренды выставляется на аукцион (ст. 39.18 ЗК). Соответственно, договор аренды будет заключен с победителем аукциона.

Очевидно, субъектом многолетнего землепользования выступают крестьянские фермерские хозяйства, и если ранее выдел земли для КФХ регулировался Федеральным Законом «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», то сейчас этот порядок определяется Земельным Кодексом.

Если на сенокосные земли претендуют сразу несколько владельцев скота, то администрация может выделить земельный надел в коллективное пользование. Распределением долей в коллективном наделе занимается сход владельцев ЛПХ по предварительному соглашению с местным муниципалитетом. Как правило, размер доли для каждого владельца зависит от количества его домашнего скота.

Специалисты нашего земельно-юридического центра предлагают услуги по оформлению земли для сенокошения или выпаса скота, в аренду из государственной собственности. Дополнительно, мы предоставляем услуги по выкупу земельных участков из государственной аренды в собственность или смене вида разрешенного использования земельных участков находящихся в собственности доверителя.

Еще почитать --->  Права Ветерана Труда На Лечение Зубов В Приморском Крае

Статья 82 ЗК РФ

Комментируемая статья является отсылочной. В свою очередь п. 3, абз. 6 п. 4, п. 5, п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, к которому она отсылает, также являются отсылочными. Причем п. 3 и п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ отсылают участников правоотношений обратно к ЗК (к ст. ст. 38 и 34). Пункт 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ с точки зрения законодательной техники включает как положения отсылочного характера на ст. 34 ЗК РФ, так и формулирует собственные материально-правовые нормы. К законодательству субъектов РФ отсылают абз. 3 — 6 п. 4, а также п. 7. Поэтому применение на практике ст. 82 ЗК представляет определенные сложности.

Перераспределение земель в сельском хозяйстве и активная реорганизация оленеводческих и оленеводческо-промысловых хозяйств начались с выходом Указа Президента РФ от 22.04.1992 N 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для заключения договора аренды и совместного использования земельного участка для сенокошения и выпаса скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах граждан – товарищей.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных заключается без проведения торгов.

Стоимость аренды земель, находящихся в государственной собственности, регулируется Постановлением Правительства от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы…». Согласно утвержденным Правилам, федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют размер платежа, руководствуясь одним из способов:

Отечественные законодатели разработали специальную классификацию земель, разделив их по целевому назначению на семь категорий (п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ), при этом четко разграничив виды разрешенного использования (ВРИ). К землям СХН отнесли наделы, находящиеся за пределами поселений (не более 30 км) и имеющие слой плодородной почвы.

Нюансы заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения

  • выращивать урожай на участке и проводить другие работы;
  • продавать собранный урожай и оставлять прибыль себе;
  • возводить сооружения для хозяйственных нужд (по соглашению с арендодателем);
  • приоритетное право на пролонгацию договора при добросовестном выполнении условий аренды.

Если будущий арендатор выбрал участок, который не находится на учете, то предстоит пройти процедуру межевания и получения кадастрового номера. Только после этого можно будет оформить договор аренды. Для выбора участка или ориентации на местности можно использовать публичную кадастровую карту и специальные компьютерные программы.