Органы Предварительного Следствия В Системе Мвд Р

2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Предварительное следствие в органах внутренних дел

В издании рассмотрены наиболее актуальные вопросы теории и практики взаимодействия следователя с такими участниками уголовного судопроизводства как суд, защитник (представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, адвокат свидетеля), прокурор, руководитель следственного органа и орган дознания. Настоящий учебник и практикум подготовлен на основе действующего уголовно-процессуального законодательства с учетом последних изменений и дополнений, а также сложившейся следственной, прокурорской и судебной практики.

ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.

С учётом важности задач, поставленных перед предприятиями военной промышленности, выделяемых на это бюджетных средств, первоочердным является расследование преступлений, совершённых в оборонно-промышленном комплексе, где за последние пять лет количество выявленных преступлений увеличилось в 4,5 раза, а число уголовных дел, направленных в суд – в 6 раз.

В связи с увеличением массива этих преступлений, в Следственном департаменте МВД России и территориальных органах предварительного следствия созданы специализированные подразделения по расследованию преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы орга­нов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанно­сти исполняет первый заместитель или заместитель начальника.

Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ – начальник СК при МВД России, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. У начальника СК имеется первый за­меститель и заместители, которые назначаются на должность и ос­вобождаются от должности министром внутренних дел по пред­ставлению начальника СК.

Сегодня нами сформирована мобильная и дееспособная система следственных органов, оснащенная новейшей криминалистической техникой и хорошей организационно-методической базой.
СК России делает всё возможное, чтобы каждый гражданин был уверен в своей безопасности. В результате слаженного межведомственного взаимодействия раскрываемость убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, изнасилований, а также коррупционных преступлений на сегодня превысила уровень 90%.
Благодаря этому Следственный комитет России воспринимается обществом, как государственный орган, способный защитить и восстановить права граждан.
Несмотря на утверждение недоброжелателей о том, что СК России не справится со своими задачами из-за лишения прокуроров ряда надзорных полномочий, за период с 2011 года (когда Следственный комитет стал независимым следственным органом) в суд направлено свыше 760 тысяч уголовных дел, а этот показатель – один из главных объективных критериев оценки всей следственной работы. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам более 240 миллиардов рублей.

Еще почитать --->  Какая пенсия у кавалера ордена ленина

Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Она легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Ведомственный контрольосуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контрольв ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

– в установленном порядке представляет в вышестоящий орган предварительного следствия сообщения по каждому факту освобождения задержанного лица в связи с не подтверждением подозрения в совершении им преступления и освобождения из-под стражи подозреваемого, обвиняемого при прекращении уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям;

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Еще почитать --->  Какой процент страховки за перелом лодыжек

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора , даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер . Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Кроме этого органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют вза-! имодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Заместители начальников следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) нижнего звена системы МВД РФ, иные сотрудники этих подразделений, имеющие специальные звания, в том числе следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам назначаются на должность и освобождаются от должности по представлениям начальников этих подразделений начальниками вышестоящих следственных подразделений среднего звена системы МВД РФ, т.е. главных следственных управлений (управлений, отделов) при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ и т.п.

Органами предварительного следствия в системе МВД РФ осуществляется предварительное расследование в его основной форме, предусмотренной УПК РФ, – форме предварительного следствия, которое обязательно проводится по делам о преступлениях с достаточно высокой степенью сложности и общественной опасности. Такие преступления предусматриваются в большинстве статей Особенной части УК РФ. При этом именно следователями органов внутренних дел, занимающими данные должности в органах предварительного следствия в системе МВД РФ, осуществляется предварительное следствие по делам о тех из числа таких преступлений, которые имеют наибольшую распространенность, по сравнению с преступлениями, расследуемыми следователями иных ведомств (прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). К подследственности следователей органов внутренних дел, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных более чем в 90 статьях Особенной части УК РФ. Среди них такие имеющие достаточно высокую степень общественной опасности и нередко, к сожалению, довольно распространенные преступления, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), различные преступления в сфере экономической деятельности и многие другие.

Еще почитать --->  Как поменять соц карту мос области при утере

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативные правовые акты МВД России.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зональ­ного контроля и методического обеспечения.

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения. Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым.

С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.

Более полутора лет (и это только на Дальнем Востоке) идет расследование криминальной деятельности организатора и руководителей финансовой пирамиды «Перспектива», известной на всю Россию. От криминальных дельцов пострадали около 1,5 тысяч (!) человек в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Благовещенске Тынде и ряде других городов. Приблизительный ущерб, причиненный этим гражданам, — около 30 миллионов рублей.

— Да, но я бы сказал: «В следствие идут знатоки». День ото дня российская преступность становится все более изобретательной, изощренной и юридически грамотной, зачастую находя поддержку и защиту у коррумпированных представителей властных структур. Именно поэтому работа следствия должна выйти на новый, чрезвычайно высокий интеллектуальный уровень. Современный следователь должен обладать глубокими познаниями не только в сфере законодательства. Он должен быть психологом, аналитиком, стратегом, широта кругозора которого позволит просчитывать и расшифровывать самые запутанные из преступных схем и комбинаций.