Поняте Уголовное Право И Административное Право

Понятие, предмет, метод и система уголовного и административно-деликтного права

Структура основных элементов данной отрасли права, содержащихся в его источниках, образует систему административного права. К источникам административного права относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, законодательные и нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В отличие от большинства других отраслей российского права (гражданского, трудового, уголовного и др.), административное право относится к числу наименее систематизированных отраслей. В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. 31.12.2014 г.) (КоАП РФ) кодифицирован лишь один институт административного права — институт административного правонарушения (административно-деликтное право, которое и будет выступать предметом рассмотрения в данной главе).

В-третьих, административно-правовые и уголовно-правовые запреты отличаются по степени воздействия. Наиболее жестким способом правового регулирования общественных отношений является уголовный запрет. Применение уголовно-правовых санкций влечет для нарушителя куда более значимые последствия, чем применение норм иных отраслей права. Уголовное право связано с жизненно важными интересами и представляет собой непосредственное осуществление власти в самом жестком виде — в виде запрета и насилия.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Гражданское право отличается от первых двух тем, что здесь субъекты равноправны, при этом административные методы не применяются. Рассмотрим это на примере. Между коммерческой компанией и местным самоуправлением заключен договор поставки. Если компания не выполняет свои требования, то местные государственные чиновники не вправе включить административный ресурс, поскольку их отношения построены на договоре, в котором обе стороны равны. В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.

4) наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. В УК РФ закреплены следующие виды уголовных наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, административное и др

Уголовное право — это самостоятельная отрасль единой правовой системы, представляющая собой совокупность норм высшего органа гос. власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, общие начала назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Еще почитать --->  Комитет солдатских матерей прием в москве

Связь между уголовным и экологическим правом определяется тем, что в основе фактически всех уголовно-правовых природоохранительных норм (гл. 26 УК РФ, ст. 246–262) в качестве бланкетных признаков лежат многочисленные нормативные акты, относящиеся к природоохранному и природоресурсному законодательству.

Поняте Уголовное Право И Административное Право

В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.

  1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
  2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
  3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
  4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
  5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
  6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
  7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
  8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
  9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
  10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
  11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
  12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
  13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
  14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
  15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

Административный арест , т.е. содержание нарушителя в ус­ловиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнад­цати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористичес­кой операции — до тридцати суток. Административный арест на­значается только судьей.

Дисквалификация как мера административного наказания за­ключается в лишении физического лица права занимать руково­дящие должности в исполнительном органе управления юриди­ческого лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юриди­ческим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательст­вом РФ.

Принцип справедливости, заключающийся в соответствии уголов­ного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия на ли­цо, совершившее преступление, характеру и степени общественной опасности его деяния, обстоятельствам и личности виновного. Кро­ме того, часть 2 статьи 6 УК РФ воспроизводит конституционный принцип части 1 статьи 50 Конституции РФ о том, что никто не мо­жет быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Еще почитать --->  Книжка на ребенка как алименты

Принцип вины, состоящий в субъективном вменении и личном ха­рактере уголовной ответственности. Субъективное вменение озна­чает привлечение лица к уголовной ответственности лишь за винов­ное причинение им вреда. Личный характер уголовной ответствен­ности состоит в том, что лицо несет ответственность только за то деяние, которое само совершило.

Тема 10

Случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается: после получения лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную гражданскую службу и до ее окончания; когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого к уголовной ответственности либо в отношении него уже имеется вступивший в силу приговор суда; если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Решение о забастовке принимается на общем собрании трудового коллектива не менее чем двумя третями голосов.

Каждое преступление обладает собственным составом преступления, в которое входят такие элементы как:
— объект (на что направленно);
— объективная сторона характеризуется: внешним проявлением преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения (действие или бездействие);
— субъективная сторона: вина, мотив и цель;
— субъект (кто совершает).
Преступления бывают несколько видов:

За каждое преступление преступник несет уголовное наказание.

— основание возникновения — административное правонарушение;
— применение в отношение субъектом административных правонарушений взыскание менее суровых в отличие от уголовных наказаний;
— к административной ответственности привлекают органы, которые уполномочены законом;
— к ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты так и юридические лица;
— особый порядок привлечения к ответственности, отличен простотой, оперативностью и экономичностью;
— урегулирована нормами административного права.
Для того чтобы субъект нёс ответственность, ему необходимо совершить административное правонарушение (проступок).
!Административное правонарушениепротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.!

Тема 5

Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права. При этом не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.п.), тоже характеризуются как управленческие. Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следует считать государственно-управленческие отношения.

Для уголовного права характерен императивный метод правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступления. Этот метод носит государственно-властный характер и выражается в применении к виновным лицам мер уголовного наказания.

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

Административная ответственность может наступать только в тех случаях, которые прописаны в КоАП. Кроме этого, существуют и иные нормативные акты (региональные, федеральные), имеющие местный характер, но также необходимые для исполнения. Даже тут виновный может повергаться мерам ответственности и выбору соответствующего наказания за свой проступок перед обществом.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

Правоведение для чайников – 6

Право социального обеспечения регулирует вопросы социального обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособия по безработице, по беременности и родам и на ребёнка, выплаты пострадавшим на производстве, медицинская помощь, социальное обслуживание и льготы. Источников чрезвычайно много: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», несколько законов о пенсиях и много что ещё.

А, например, земельное право можно разделить на нормы, касающиеся права собственности и сделок с земельными участками (и тогда это станет частью гражданского права), и на нормы, регулирующие отношения между госорганами и владельцами земельных участков (и тогда это будет административное право).

Юридическое основание преступления подразумевает наличие состава пре­ступления, под которым понимается совокупность признаков, характеризующих данное общественно-опасное деяние как пре­ступление. Эти признаки — объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления. Отсутствие какого-либо при­знака не позволяет привлечь к уголовной ответственности (отсут­ствие состава преступления).

6. Административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Не подлежат аресту: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; инвалиды I и II групп;

ТЕМА 9

Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г., Федеральные кодификационные законы: Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях…, Федеральные законы: «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) и т.д.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.