Формирование прав ребенка кратко

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[21].

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг — источник жизни. «Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты. «[13].

Статья 9 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Закон устанавливает основные гарантии ребенка в области образования и воспитания, дополняя Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Указанная статья провозглашает гарантии:

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Краткий обзор основных прав несовершеннолетних детей в российской федерации

Выезжать и переезжать с места на место в пределах страны или за ее пределами ребенок может с матерью и отцом или одним из них с согласия второго. Если несовершеннолетний отправляется в другую страну без законных представителей, от их имени должно быть составлено разрешение, заверенное нотариусом.

Права детей в России содержат положение об обеспечении малолетних обязательным, бесплатным общим образованием. При возникновении экстренных ситуаций несовершеннолетние должны получить необходимую помощь одни из первых. Нормативными актами запрещено принимать детей на работу при не достижении ими установленного возрастного минимума, поручать деятельность, которая может стать опасной для его жизни, здоровья, нравственного развития. Права детей в России включают в себя также возможность получать воспитание в атмосфере дружелюбия и терпимости, взаимопонимания и соблюдения их интересов.

Формирование прав ребенка кратко

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка, состоящий из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Еще почитать --->  Как узнать платеж по уину ожмдает исполнения

Государство признает, что детство является важным этапом жизни человека, и на приоритетном уровне государственной политики стоят интересы детей: подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в детях высоких нравственных качеств, гражданственности и патриотизма.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют права, как и взрослые.

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Еще почитать --->  Могут ли приставы арестовать имущество которое находится в офисе но не на балансе

Формирование прав ребенка кратко

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Формирование прав ребенка кратко

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Правовое положение несовершеннолетних в истории России

В ранний период развития государства семья представляла собой организацию людей, основанную на рабском повиновении и страхе, прежде всего перед главой семьи. Регулирование семейных отношений основывалось на нормах права, выросшего из обычаев первобытно-общинного строя. Отношения в семье базировались на власти отца. Дети находились в зависимости от родителей. Жизнь ребенка полностью принадлежала родителям. Отец и мать могли распоряжаться не только свободой, но и жизнью своих детей. «Право на жизнь детей у большей части первобытных народов проявляется в том, что новорожденному ребенку жизнь оставляется лишь в том случае, когда дарует ее ему отец; в противном случае детей, особенно же девочек, предавали смерти». Из славянских народов такой обычай существовал у поморян. У восточных славян такого обычая скорее всего не было, так как подобными сведениями источники не располагают.

Еще почитать --->  Заявление об ознакомлении с материалами уголовного дела по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Во время царствования Екатерины II с 1775 г. стали создаваться «смирительные дома». Они предназначались для детей, «кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, ни к чему доброму не склонны». В эти дома детей помещали по просьбе родителей. Содержание детей определялось за счет родителей.

Конвенция охватывает основополагающие принципы ООН и конкретные положения пактов и деклараций по правам человека в отношении детей, содержащиеся в предшествующих документах. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите со стороны семьи. В Конвенции подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребёнка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребёнок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребёнка. Конвенция в статье 1 даёт определение ребёнка: «. ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает возраста совершеннолетия ранее».

На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитника, дома и земли, отсидевшиеся по лесным убежищам, уцелевшие и не взятые в плен, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих.

Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.

ПРАВА РЕБЕНКА

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Подводя итоги, можно отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне – то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу – акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.