Когда налоговая приходит с проверкой при ликвидации

Особенности налоговой проверки после ликвидации ООО

В рамках проверки налоговые органы запросят у компании финансовую документацию и отчетность не более чем за 3 года, предшествующих ревизии. Просить бумаги за больший срок запрещено Налоговым кодексом. В пакет документов для налоговиков должны войти следующие бумаги:

Обратите внимание! По общему правилу, налоговые органы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в год. Однако ревизия после ликвидации ООО может быть назначена на тот же год, когда проводилась плановая проверка. То есть владельцу ликвидируемого бизнеса, возможно, придется выдержать две проверки подряд.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

В случае ликвидации юрлица эксперты 1С-WiseAdvice не только контролируют задолженность компании перед бюджетом, но и организуют беспрепятственное прохождение всех стадий ликвидации. Важно не просто подготовить безупречный ликвидационный баланс и провести ревизию долгов, но и соблюсти все формальные требования, неисполнение которых влечет дополнительные расходы клиента в виде штрафов.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Если решили закрыть предприятие, будьте готовы к выездной налоговой проверке (ВНП). Она не обязательно будет проведена. Но если вели активную хозяйственную деятельность, работники ИФНС обязательно проконтролируют правильность начисления налогов перед закрытием компании.

При ликвидации компании налоговая практически всегда проводит проверку, чтобы в 2-месячный период выставить полные требования по уплате налогов, штрафов, пеней. Избежать контроля законными способами не получится. Но если ООО не вело деятельность, вовремя сдавало отчеты, не имеет долгов перед ФНС и партнерами, инспекция может ограничиться камеральной проверкой или просто анализом промежуточного ликвидационного баланса.

Как избежать налоговой проверки при ликвидации организации

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

Интерес у налоговиков вызывают компании, в отношении которых у них имеются сведения об участии в схемах ухода от налогов (например, путем «дробления» бизнеса). Также налоговики держат на контроле компании, которых вызывали на комиссии по легализации базы по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС РФ от 25.07.2017 г. №ЕД-4-15/14490).

Узнав о ликвидации компании, налоговая инспекция как кредитор в течение двух месяцев может направить ей требование о включении сумм пеней, недоимок по налогам в реестр требований кредиторов (при наличии таких долгов). И если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено налоговиками, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налоговиков.

Когда налоговая приходит с проверкой при ликвидации

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 27 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельхозагропром», с. Каралат Камызякского района Астраханской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А06-1664/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельхозагропром», с. Каралат Камызякского района Астраханской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области, город Астрахань, о признании недействительным решения от 13.03.2008 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и об обязании произвести указанную государственную регистрацию

ООО «Сельхозагропром» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 5 по Астраханской области от 13.03.2008 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и просит обязать налоговый орган произвести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией с внесением в ЕГРЮЛ записей о его ликвидации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2008 решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 13.03.2008 признано недействительным. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 5 по Астраханской области произвести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией, с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2008 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Сельхозагропром» просит отменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008, решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2008 оставить в силе, полагая что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела следует, что 11.09.2007 общее собрание ООО «Сельхозагропром» приняло решение о ликвидации общества, 19.09.2007 данное решение было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации».
В октябре 2007 года осуществлено выбытие основных средств ликвидируемого общества и распределение денежных средств между его участниками. 25.11.2007 и 27.11.2007 в связи с отсутствием задолженности перед кредиторами, общее собрание утвердило, в соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, промежуточный и ликвидационный балансы.
23.11.2007 в связи с ликвидацией общества в налоговый орган была представлена налоговая декларация за 2007 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
18.02.2008 ООО «Сельхозагропром» в регистрирующий орган был представлен промежуточный баланс, 05.03.2008 представлены: заявление о государственной регистрации по форме Р16001 от 03.03.2008, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ о представлении сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
13.03.2008 налоговой инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с предоставлением ООО «Сельхозагропром» недостоверных сведений в ликвидационном балансе, в результате чего ликвидационный баланс считается не представленным.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
——————————————————————
@#$%&: примечание.
Вероятно, имеется в виду часть 1 статьи 21 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
——————————————————————
Частью 2 статьи 21 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Как установлено судом первой инстанции, в инспекцию были представлены все документы, предусмотренные статьей 21 Закона.
В соответствии со статьей 23 Закона о регистрации, основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме суд первой инстанции установил, что налоговый орган, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих наличие оснований, установленных статьей 23 Закона о регистрации. Налоговая проверка, предусмотренная п. 11 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации вовремя не проводилась.
В силу пункта 5 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией товаров, работ, услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества, в том числе при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между участниками (п. 7 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослалась на пункт 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого при определении объекта налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем было установлено, что ООО «Сельхозагропром» не соблюден порядок ликвидации юридического лица. В нарушение требований, установленных Законом о регистрации, представленный Обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет).
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит ошибочными.
В силу ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Сведения о принятом 10.09.2007 ООО «Сельхозагропром» решении о ликвидации опубликованы 19.09.2007, установлен 2-х месячный срок для предъявления требований кредиторов. Налоговый орган располагал данными о ликвидации налогоплательщика, в связи с внесением 14.09.2007 в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации.
Судом первой инстанции было установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации послужила служебная записка начальника отдела выездных налоговых проверок от 13.03.2008 о предположении наличия у налогоплательщика задолженности по расчетам с кредиторами (бюджетом) за 2007 год на момент представления промежуточного баланса в связи с выбытием основных средств, однако требование о предоставлении документов для проверки было выставлено только 18.03.2008.
В силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно признал данный документ, подтверждающий наличие у налогоплательщика задолженности по расчетам с бюджетом, недопустимым доказательством (ст. 44 пункт 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В то же время нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5533/08 от 20.06.2008).
Судом апелляционной инстанции не было учтено, что в указанный период налоговый орган, располагая данными о ликвидации налогоплательщика, в связи с внесением 14.09.2007 в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации, на основании пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, мероприятия налогового контроля не назначил и выездную налоговую проверку в связи с ликвидацией налогоплательщика не провел; контрольные мероприятия по проведению выездной налоговой проверки ликвидируемого общества стали проводиться только после принятия решения об отказе в государственной регистрации. 20.03.2008 в налоговый орган были представлены протоколы общего собрания, договора купли-продажи ликвидируемого общества, платежные документы. Выездная налоговая проверка состоялась лишь 23.05.2008.
При таких данных у суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем судебная коллегия выводы суда апелляционной инстанции находит ошибочными, что является основанием для его отмены с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

Понятие ограниченная материальная ответственность в пределах уставного капитала общества с 2017 года как это помягче сказать… полностью “канула в лету”. То, на чём строился главный постулат пределов ответственности бизнес деятельности предпринимателей России просто улетучился, несмотря на то что формально это положение закона остается неизменным. Однако по всей видимости плохая собираемость налогов и сборов с коммерческих предприятий и ИП видно допекла фискалов-налоговиков и руководство страны до решительного революционного изменения законодательства и прежде всего это касается персональной ответственности руководителей и владельцев бизнеса. И это случилось!

  • Ликвидация ООО с нулевым балансом.
  • Отсутствие нарушений и ошибок в отчетной документации ООО за последние 3 года ведения деятельности.
  • Отсутствие у предприятия кредитных и дебиторских задолженностей.
  • Бездействие организации на протяжении последних 3 лет. Это значит, что у предприятия не должно быть операций по расчетному счету, штата сотрудников и, соответственно, зарплатных начислений и выплат.
  • Наличие документов, подтверждающих своевременность налоговых выплат.
  • Ликвидация ООО без расчетного счета.
  • У фирмы один учредитель. В этом случае для ФНС все упрощается. Ведь, чтобы закрыть такой бизнес, не нужно делить доли организации и другие активы между учредителями.
  • Продажа фирмы.
  • Добровольное банкротство предприятия.
  • Переоформление региона ведения деятельности бизнеса.
  • Реорганизация бизнеса. Сюда относятся ее слияние с другими организациями или преобразования.
  • Передача прав на ликвидируемое ООО третьим лицам.
  • Прекращение деятельности через офшорные зоны.

Порядок ликвидации ООО по инициативе налоговой

Помимо принудительной организации по инициативе вышеуказанных лиц, существует также возможность ликвидации юрлица через процедуру банкротства, в этом случае инициатором может выступать кредитор. Юрлицо в процедуре банкротства будет ликвидировано только, если суд признает его банкротом.

  • если юрлицо 12 месяцев не сдает отчетность, по его банковским счетам не проводятся операции и юрлицо не банкротится, т.е. у налоговой отсутствуют указанные сведения. При наличии приведенных признаков юрлицо будет признано недействующим и в отношении него может быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.
  • когда невозможно ликвидировать юрлицо, поскольку у него отсутствуют средства на расходы по его ликвидации, и на учредителей (участников) нет возможности возложить эти расходы.
  • если в ЕГРЮЛ более шести месяцев с момента внесения содержится запись о недостоверности каких-либо сведений.

Ликвидация ООО: сколько нужно времени, чтобы закрыть компанию, и как избежать проблем с налоговой инспекцией

Но если ликвидируется крупная компания, с большим составом участников, то соблюсти интересы каждого при распределении оставшегося после ликвидации имущества можно, назначив разных представителей в ликвидационную комиссию. В практике встречаются случаи, когда некоторые участники вступали в сговор с ликвидатором и распределение имущества шло в их интересах.

Фактически при рассмотрении заявления о прекращении деятельности юрлица (то есть непосредственно о завершении ликвидации) налоговая проверяет Картотеку арбитражных дел на наличие незавершенных судебных дел, а также базу судебных приставов на наличие открытого исполнительного производства в отношении ликвидируемого юрлица. Если такие дела есть, регорган отказывает в ликвидации со ссылкой на конкретное дело. Формальная причина — предоставление недостоверных сведений (сведений о завершении расчетов с кредиторами, указываемых в ликвидационном балансе).

Ликвидация фирмы (ООО) без налоговой проверки

При подаче документов на регистрацию прекращения деятельности общества необходимо проверить правильность их заполнения, проставление подписей. Заявление (уведомление) по форме Р15016 должно быть заверено у нотариуса. На всех бланках должна стоять подпись уполномоченного лица. Все бумаги, которые представляют в оригинале, ни в коем случае не должны быть заменены копиями.

Зачастую результатом проверки может быть прекращение регистрационных действий, направленных на закрытие общества. Если налоговая найдет какие-либо недочеты, ее задачей будет вернуть деньги в бюджет соответствующего уровня и тем самым снизить издержки государства. Но на практике у организации может не оказаться достаточно средств для оплаты налогов, и дело может перейти в суд.

Еще почитать --->  Могут ли приставы обременить участок на котором стоит дом