Нужно Ли Платить Авторские Права За Вещание Онлайн Радио

То есть, для того чтобы пустить в ротацию, к примеру, треки, нужно всего лишь указать имя создателя и название. Ну и разумеется, не забыть о распространении только в ознакомительных целях.
Но ведь создатель может резко вспомнить об охране интеллектуальной собственности, в соответствии с «Правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Что тогда?
Все гениально — просто. Стоит только удалить треки из ротации, и проблема решена. Вы не используете собственность, а значит и награждать Вам создателя не за что.
Именно с этой проблемой я уже сталкивалась и такое решение последующих проблем не вызывает.

Но дабы не переливать из пустого в порожнее, я обратилась к выдержкам из Федерального закона.
Предлагаю рассмотреть несколько аспектов:

  • лицензия на вещание
  • авторское право

Начнем с того, на что Вы и ваш проект претендуете. Если на титул «Официального источника информации» (независимо от того по теме политики или искусства), то Вам 100% необходима лицензия в СМИ. Если же нет, то нужно думать, читать, разбираться.

Фоновая музыка в магазинах

Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляют права правообладателей на получение вознаграждения в разных сферах коллективного управления правами.

Согласно ст. 1242 ГК РФ ВОИС вправе совершать определенные юридические действия с целью защиты прав, переданных ей в управление правообладателями, в том числе осуществлять сбор доказательств нарушения смежных прав – фиксировать факты бездоговорного публичного исполнения фонограмм с помощью аудио- и видеоаппаратуры в помещениях, принадлежащих пользователю.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Олег Васильев, юрисконсульт «Российского авторского общества» в Самарской области: «В том случае, если он заключает договор в отношении объекта, в котором возможно публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения кругу лиц, не относящихся к кругу семьи, в этом случае нет никакого значения, используется радиостанция или какой-то еще источник звука».

Еще почитать --->  Зарегистрирует ли сделку росеестр если у продавца собственника исполнительное производство за неоплаченный кредит 250000

В Самарской области владельцы нескольких магазинов получили крупные штрафы за то, что слушали музыку по радио в своих торговых отделах. Причём суммы немаленькие: штраф за одну песню — 40 тысяч рублей. Оказалось, было нарушено законодательство об авторском праве. Работающее радио в магазинах считается публичным воспроизведением музыки.

При это интересно заметить, что СИП в указаном выше деле не был столь категоричен как законодатель или ВС РФ и указал доп. критерий: включение спутникового телевидения в стоимость гостиничного номера. Т.е. в том деле вход на базу отдыха (для краткости буду писать «гостиница») конечно же был бесплатный, но данный вход сам по себе не имеет экономического смысла, поскольку если не брать во внимание экзотические случаи «укрыться от дождя/ урагана и т.п.», то цель появления постороннего лица на территории гостиницы очевидна- потенциальное получение гостиничных услуг (варианты с попыткой что-то продать самой гостинице умышленно не берем). Я даже не вижу смысла проводить различие между, например, вещанием по телевизору в вестибюле гостиницы и в ее номере. При этом можно как угодно относиться к не простой природе договора об оказании гостиничных услуг, но нельзя не принимать во внимание тот факт, что экономически ВСЕ, что находится в гостинице (как и в кафе) направлено исключительно на извлечение прибыли, а значит, дело не в поиске доказательств платности входа или включения в счет за номер услуги по теле-радиотрансляции, а в самом характере предпринимательской деятельности, плата за которую и востребованность которой складывается из множества «мелочей», от улыбки швейцара на входе, до своевременности подачи трансфера в аэропорт при выбытии из гостиницы.

А в чем глобальная экономическая разница между исполнением фонограммы на проигрывателе в кафе и исполнением в том же кафе той же фонограммы посредством сообщения эфирного вещания (если при этом канал не относится к перечню обязательных и общедоступных, вещание которого должно быть бесплатным для потребителей)? Когда определяется вознаграждение за использование фонограммы (п. 4 Правил), то размер оного зависит в том числе и от платности входа для посетителей. Но эта зависимость работает не по принципу «вкл- выкл».

Включаю музыку в; баре

В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

Трансляция Радио в общественных местах

Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?

С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.

Еще почитать --->  Материальная помощь военнослужающим на похороны родителей

В помощь Радиовещателю

Если у вас есть интернет радиостанция и вы пускаете в эфир музыкальные композиции авторов, то вам необходимо получить разрешение на песни этих исполнителей в РАО. То есть интернет радио должно получить авторское право на использовании песен в своем эфире. Для этого вы должны заключить договор с российским авторским обществом, однако после этого вы будите обязаны платить авторские отчисление в размере 2% от суммы прибыли интернет радиостанции но не менее 12500 рублей в квартал. При этом если ваше радио некоммерческое и оно не приносит прибыли вас все равно обяжут платить эти деньги.

Перечень песен чьи права управляются в российском авторском обществе и за которые вы должны платить если они играют у вас на радио находятся на сайте РАО и они регулярно обновляются. Перечень документов для заключения лицензионного договора а так же ознакомится со ставками авторского вознаграждения можно на этом сайте.

Учредителю или лицу, действующему по его уполномочию, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

1. Для того чтобы законно транслировать музыку Вам необходимо будут обратиться в РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) для заключения с данными организациями договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм (Данные организации являются коллективными организациями по правлению интеллектуальными правами на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 1244 ГК РФ). Публичное исполнение в России разрешено, но с выплатой вознаграждения, РАО (авторские права) и ВОИС (смежные права: исполнители и изготовители фонограмм) являются аккредитованными организациями которые и представляют интересы правооблодателей музыкальных произведений. Заявки на заключение договоров можно направить через официальные сайты РАО и ВОИС.

Суд указал, что трансляция в эфир – это сообщение произведения в эфир теле- или радиокомпанией, которые заключили лицензионный договор на это действие с правообладателем или организацией, осуществляющей коллективное управление правами. Поскольку салон красоты не является теле- или радиокомпанией, значит, он является организатором публичного исполнения музыкального произведения посредством радиоприёмника (вот это да!)

Позицию судов по поводу исполнения песен в публичных местах по радио и авторских правах закрепил Верховный суд РФ в своём Обзоре судебной практики от 23.09.2015 года (п. 4 Обзора). В нём разбиралась ситуация с гражданским иском по тем же основаниям: песни звучали по радио в салоне красоты, чем нарушены авторские права и причинен ущерб.

Не поручусь за ваш случай, но есть значительно более «смешной» прецедент. Моим партнёрам принадлежит «веб-студия» в Питере, коих легион. Недавно им (а по слухам и многим другим студиям) пришли аналогичные требования — предоставить документы чуть ли не на весь «клипарт», используемый в дизайне разрабатываемых сторонних сайтов. Смешно же потому, что конкретно эта студия никогда стороннюю графику вообще не использует — исключительно работы собственных художников (т.е. имеет на руках и все сорцы: от SVG до XCF). На этот довод представители РАО предложили с ними заключить договор (т.е. «вступить в их шайку» и оплатить взносы), якобы для защиты уже прав студии (т.е. для регистрации каждой грёбаной иконки). Однако, небольшое расследование показало, что данная организация скорее всего не имеет отношения даже к РАО, отказываясь предоставлять свои реквизиты юрлица и банковского счёта, предлагая вместо этого переводить «на деревню дедушке» Яндекс-деньги или Вебмани.

Еще почитать --->  Зачем изменять соцкарту инвалиду в мвц крокус

Я являюсь владельцем небольшого сайта, посвященного аниме http://www.nya-journal.ru/. Сайт некоммерческий и никакой прибыли мы с него не получаем. Там содержатся написанные нашими же авторами статьи, скриншоты из аниме и официальный арт, предназначенный именно для бесплатного распространения. Также есть небольшое радио, которое слушает 5 человек.

Интернет сайт с веб-радио как СМИ Вам также регистрировать не обязательно, потому как по закону «о СМИ» сайты регистрируются в таком качестве по желанию (абз. 2 ст. 8 закона «О средствах массовой информации»). Более того, исключительно из рациональных соображений этого не нужно делать, потому как такой статус накладывает массу ограничений на владельца ресурса с рисками привлечения к административной и уголовной ответственности.

Использование музыкальных произведений может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. При этом, правообладателем может быть не только сам автор, но и третьи лица, заключившие с автором договор на использование его произведения (лицензионный договор — ст. 1286 ГК РФ) или договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ).

Как проигрывать законно музыку в своем заведении

Воспроизведение загруженной музыки для нужд Вашего бизнеса нарушает закон об авторском праве, поскольку это считается публичным воспроизведением, то есть для извлечения коммерческой выгоды — повышения лояльности покупателей, ассоциации определенных музыкальных композиций с Вашим брендом, уменьшения напряженности или наоборот возбуждения Ваших клиентов.

Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.

Сразу после заключения договоров вы сможете правомерно использовать Объекты в радиоэфире. Вы будете защищены от претензий правообладателей и выплат компенсаций за неправомерное использование объектов. Отчёты об использованных объектах и выплаты нужно делать ежеквартально. Размер выплат зависит от вашего юридического статуса, наличия или отсутствия рекламы в эфире или на сайте радиовещателя.

Сообщение для всеобщего сведения музыкальных произведений, исполнение, фонограмм, в том числе – в сети интернет, осуществляемое не-интерактивным способом (в виде «потока», без доступа к конкретным объектам) допускает использование особой правовой конструкции – коллективного управления, предусмотренного статьёй 1244 Гражданского кодекса РФ. Коллективное управление предусмотрено в отношении тех способов использования Объектов, когда заключение прямых договоров с правообладателями затруднено. Радиовещание как раз относится к такой сфере. Коллективное управление осуществляется специальными организациями – ОКУПами, имеющими государственную аккредитацию. ОКУПы собирают, распределяют и выплачивают вознаграждения в пользу правообладателей. Заключение лицензионных договоров с аккредитованными организациями (ОКУПами) даёт возможность радиовещателю правомерно использовать произведения, исполнения, фонограммы без заключения договоров с каждым отдельным правообладателем. То есть, в пользу ОКУПа может быть выплачено вознаграждение за использование Объектов независимо оттого, есть ли у ОКУПа договор с конкретным правообладателем или нет. В рамках этой правовой конструкции работают все радиостанции, независимо оттого, осуществляется вещание в эфире или в сети интернет.