Получение Взятки Вымогательством Научные Статьи

Коррупционные правонарушения: некоторые вопросы квалификации действий взяткополучателей

Таким образом, основным критерием для разграничения взяточничества и мошенничества в настоящее время является выяснение того, входят ли в служебные полномочия должностного лица те действия (бездействие), за которые оно, это лицо, незаконно получает ценности. Если входят – это действия взяткополучателя (вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать)). Если не входят, если должностное лицо не может их осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения – это действия мошенника. Как видим, элементы обмана, введения в заблуждение есть и в том, и в другом случае. Так, взяточник совершает обман, когда незаконно принимает ценности за действия, входящие в его полномочия, которые он совершать и не собирался (наиболее узнаваемый пример – получение следователем взятки за прекращение дела, которое он по согласованию с руководством уже и так намеревался прекратить либо уже прекратил). А мошенник совершает обман, когда незаконно принимает ценности за действия, которые он в силу своего социального положения осуществить не мог (наиболее характерный пример здесь – получение бывшим сотрудником правоохранительных органов ценностей за действия, которые он якобы может совершить, используя свои прошлые связи в этих органах).

При этом не следует забывать, что взяточничеством (а не мошенничеством) в соответствии с уточненной редакцией пункта 24 Постановления Пленума N 24 являются и действия, которым должностное лицо может способствовать в силу своего должностного положения (как представляется автору публикации, это будет, например, получение оперативным сотрудником взятки за прекращение дела, находящегося в производстве у следователя).

Примером может служить приговор Верховного Суда Республики Татарстан от 23 января 2014 года № 1-28/2014, по которому Т. был осужден по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской федерации в размере 300 000 000 рублей (двенадцатикратной суммы взятки) с лишением права занимать должность на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанный с осуществлением функций представителя власти сроком на 3 года. Хотя законодатель устанавливает в санкции части 6 статьи 290 Уголовного Кодекса РФ штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки [4.].

Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации установил в статье 290 ответственность за получение взятки и отнес данное преступление к категории средней тяжести. Так, самая суровая санкция данной нормы за неквалифицированный состав составляла пять лет лишения свободы.

Некоторые вопросы квалификации преступлений, связанных с вымогательством и получением взятки

Стовбун, С. В. Некоторые вопросы квалификации преступлений, связанных с вымогательством и получением взятки / С. В. Стовбун. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3388/ (дата обращения: 03.04.2021).

Далеко не очевиден (и, скорее всего, ошибочен) вывод о невысокой степени общественной опасности получения мелкой взятки за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Как правило, такие лица совершают ни один эпизод получения взятки, однако даже принцип неоднократности ст.291.2 УК РФ не предусмотрен. «Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, уголовная ответственность по ней наступает вне зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков взяточничества» [3].

Однако если должностное лицо взятку вымогало, но так ее и не получило, речь может идти о покушении на получение взятки. Например, если чиновник сообщил размер и форму взятки предпринимателю, договорился о времени, но по независящим от него обстоятельствам не смог ее получить, то налицо покушение на получение взятки. За него также предусмотрена уголовная ответственность, но санкция не может превышать ¾ от предельного наказания за оконченное преступление. А вот более мягкие наказания могут применяться в полном объеме.

Еще почитать --->  Динамика средней ставки по ипотечным кредитам в россии, % годовых

Отдельной статьи о вымогательстве взятки в УК РФ нет; уголовная ответственность за сопряжённые с вымогательством получение взятки и коммерческий подкуп предусмотрена п. «б» ч. 5 ст. 290 и п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ. Должностное лицо или руководитель коммерческой организации могут быть привлечены к ответственности за совершенное преступление по указанным статьям в том случае, если ценности поступили в их фактическое распоряжение, независимо от появления возможности распоряжаться полученным по собственному усмотрению Именно с этого момента преступление считается оконченным.

Под данным понятием предполагается передача требуемой суммы денег гражданину, для которого она не предназначалась. Например, передача взятки посреднику, по факту являющимся им, то есть он деньги взял и присвоил, не передав их чиновнику, для которого они предназначались

  • чиновник делает намеки на получение определенной суммы за решение проблемы;
  • чиновник в ответ на просьбу говорит, что у него нет таких полномочий или не может так поступить, в то время как мимикой или жестом показывает, что решение возможно при соответствующей оплате его услуг;
  • вымогаемый размер суммы денег не озвучивается, однако пишется на бумаге, набирается на калькуляторе или на экране смартфона.

21. От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо статьей 291.1 УК РФ.

Получение Взятки Вымогательством Научные Статьи

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

12. Законом (примечание к ст. 291 УК) предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.
О понятии вымогательства взятки см. комментарий к ст. 290.
13. Добровольное сообщение о даче взятки — это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при сознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и повлечь освобождение взяткодателя от уголовной ответственности и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают. Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и может быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
В соответствии со смыслом закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК. При добровольном сообщении взяткодателя другие соучастники в даче взятки (соисполнители, организаторы, подстрекатели, пособники) от ответственности не освобождаются, если, конечно, сообщение не сделано от имени всех соучастников по договоренности с ними. Точно так же не освобождается от ответственности взяткодатель, если добровольное сообщение сделано одним из его соучастников самим по себе.
14. Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства .
———————————
БВС РФ. 2003. N 8. С. 11, 12.

Еще почитать --->  Какое административное правонарушение за мусор

9. Как подчеркивается в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., применение к лицу примечания к комментируемой статье является освобождением его от уголовной ответственности по нереабилитирующему основанию. Поэтому такое лицо не признается потерпевшим и ему не возвращаются деньги и иные ценности, переданные должностному лицу в виде взятки; они подлежат обращению в доход государства.

Статья 290, 291 УК РФ — дача взятки должностному лицу, в значительном, крупном и особо крупном размерах, лично или группой лиц

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

  • должностное лицо не является виновным заведомо, так как не принял вознаграждение или не знал о его существовании;
  • попытка передачи имущества заранее планировалась в качестве создания искусственного доказательства вины;
  • провокация признана в качестве оконченного преступления;
  • полностью исключается согласие принять вознаграждение.

Сторона защиты в рамках статьи 290 УК РФ может доказать факт провокации получения взятки, но сделать это не так просто из-за сложности собрать доказательную базу по данному обстоятельству. Провокация представляет собой попытку передачи должностному лицу, в том числе иностранному, денежных средств или другого имущества без согласования с его стороны. Целью подобных действий становится шантаж или получение доказательства совершения преступления.

Получение Взятки Вымогательством Научные Статьи

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.

8. В примечании к комментируемой статье в качестве оснований для освобождения от уголовной ответственности, как и прежде, предусмотрено два условия: если к взяткодателю было применено вымогательство (см. п. 8 комментария к ст. 290) или если это лицо добровольно сообщило о даче им взятки должностному лицу. Новый УК уточнил, кому должно быть сделано такое сообщение — органу, имеющему право возбудить уголовное дело. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обязанность возбуждения уголовных дел возложена на суд, прокурора, следователя, орган дознания. Следовательно, упоминание о «ином государственном органе», которому также может быть сделано сообщение о даче взятки, содержащееся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., является устаревшим.

7. Второе квалифицирующее обстоятельство, предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи, является новым для российского уголовного законодательства: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие). Это обстоятельство непосредственно связано с повышенной ответственностью должностного лица, получившего взятку за совершение незаконных, т. е. преступных, действий (см. п. 5 комментария к ст. 290). Если должностное лицо совершает такие незаконные действия (например, уничтожает протокол допроса свидетеля), то лицо, давшее взятку, подлежит ответственности не только по ч. 2 комментируемой статьи, но и за подстрекательство должностного лица к совершению этого другого должностного преступления. Поскольку в законе употреблен термин «заведомо», то для квалификации по ч. 2 данной статьи необходимо доказать, что при передаче взятки должностному лицу взяткодатель осознавал не только то, что он дает взятку, но и что он дает взятку должностному лицу за совершение им незаконных действий.

Еще почитать --->  Дп сдт это

Что делать, если вымогают деньги

При этом подарок признается взяткой вне зависимости от его стоимости, если он является платой за злоупотребление служебным положением. Таким образом, чиновника вполне можно отблагодарить за добросовестное и оперативное выполнение своих обязанностей. Если же с вас вымогают деньги за проделанную работу, благодарностью это не назовешь. Куда обратиться в таком случае читайте ниже.

На сегодняшний день Россия является одним из самых коррумпированных государств мира. Взятки превратились в обычай делового оборота, и положение дел вряд ли изменится к лучшему в ближайшем будущем. Вымогают деньги здесь чуть ли не половина государственных служащих, и это не смотря на то, что вымогательство взятки является уголовно наказуемым деянием. Многие не знают что делать если вымогают взятку, но вариант действий тут только один — обращение в полицию или прокуратуру.

Согласно уголовного закона, вымогательство — это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких (статья 163 УК РФ).

Основное различие между получением взятки и злоупотреблением должностными полномочиями заключается в объективной стороне. Взяточничество предполагает получение должностным лицом денег или иных имущественных благ за совершение ( несовершение ) в интересах дающего каких — либо действий, а должностное злоупотребление (корыстное) состоит в получении материальных выгод в любой другой форме. Это подчеркивает и Б.В. Здаравомыслов : «извлечение имущественной выгоды в результате использования своего должностного положения, не связанное с совершением действий в пользу предоставляющего эту выгоду, не может рассматриваться как получение взятки и при наличии других признаков образует злоупотребление должностными полномочиями» [2, c . 128]. Получение взятки тесно и неразрывно связано с совершением за это каких — либо действий. Поэтому получение материальных благ должностным лицом, которое не совершило и не обещало совершить никаких определенных действий в интересах дающего , следует рассматривать не как взяточничество, а как должностное злоупотребление.

В примечании к 291 статье УК говорится, что субъект может избежать наказания за дачу взятки, если имело место ее вымогательство или он добровольно сообщил правоохранительным органам о совершенном преступлении. В этом положении закреплено одно из специальных обстоятельств освобождения от ответственности лица при его деятельном раскаянии. Стоит отметить, что, в сравнении с предыдущей редакцией УК, суть данного института в действующем законодательстве раскрыта более полно. Сущность деятельного раскаяния в том, что лицо, в предусмотренных нормами Основной части Кодекса обстоятельствах, может освобождаться от ответственности за совершенное им преступление. Для этого ему необходимо совершить активные действия. Например, это может быть явка с повинной, оказание помощи при раскрытии преступления и так далее. Особенностью этого юридического института выступает правомерность, общественная полезности, добровольность и активность действий субъекта. Применение специальных оснований для освобождения от ответственности допустимо только к лицу, совершившему преступление.

За вымогательство взятки УК РФ допускает к последнему виду наказаний вменить дополнительно запрет на осуществление определенной деятельности или пребывание на конкретных постах, установленных судом, до 3-х лет, а также штраф величиной, равной 60-кратному размеру полученного незаконного вознаграждения.