Условия труда учителей степень 2 3 4
Содержание
При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.
Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.
Что означают классы условий труда 3
- 1 — класс 3.1 по специальной оценке условий труда характеризуется наименьшей опасностью рабочего места. Под влиянием факторов рабочей среды изменяется состояние организма. Период восстановления длительный и занимает сутки. Подкласс 3.1 класса условий труда вредный в случае, если работник выходит на смену ранее 24 часов;
- 2 — вредные факторы вызывают стойкие изменения в здоровье, которые перерастают в заболевания. Но работник не теряет свою трудоспособность и может дальше выполнять профессиональные обязанности в полном объеме. Однако он должен следить за своим здоровьем и регулярно проходить медицинский осмотр, чтобы не дать прогрессировать болезни;
- 3 — класс 3.3 условий труда отличается повышенной степенью опасности. В таких условиях у работников развиваются заболевания, которые при прогрессировании могут стать причиной потери трудоспособности.
Обязательным условием работы предприятий и организаций является специальная оценка условий труда. Она позволяет выявить вредные факторы на производстве и определить тяжесть ущерба, который наносится сотрудникам во время выполнения трудовых обязанностей. Полученные результаты систематизируются, сравниваются с действующими гигиеническими нормами и относятся к тому или иному классу труда. В этой статье мы подробно рассмотрим класс условий труда 3.1, 3.2 и 3.3, что это значит.
Условия труда и социальная поддержка учителей
Кроме того, учитель может работать по совместительству. Продолжительность такой работы в течение месяца устанавливается по каждому трудовому договору и по соглашению сторон (учитель и работодатель). При этом она не может превышать:
– половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
– 16 часов работы в неделю для тех педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по месту основной работы составляет менее 16 часов в неделю.
Причем статьей 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено следующее: для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. А за часы работы сверх установленных норм производится дополнительная оплата в соответствии с получаемой ставкой в одинарном размере (см. постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191).
Четко сформированного перечня актуальных должностей, для которых присваивается 2 класс, на сегодняшний день не существует. Такая особенность обуславливается непостоянством значений для трудового процесса на разных предприятиях. Для одних и тех же вакансий требования могут отличаться, поэтому важно производить процедуру определения положения негативных факторов относительно установленных пределов гигиенических нормативов.
При проведении оценки опасности и вредности рабочей среды представителями специализированного отдела кадров производится установление соответствия определенному уровню по классификации. Полученные замеры сравниваются с множеством различных критериев нормы, в том числе по напряжённости и тяжести осуществляемых задач. Выполнение действий регламентировано в Руководстве Р 22.2006-05.
Вредные условия труда общепроизводственного фактора – это особенности технологического процесса или производственной атмосферы, способные вызвать общее падение работоспособности, вызывают развитие производственный болезней, могут вызывать патологии, могут приводить к нарушению репродуктивной способности или повлиять на здоровье семьи.
Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, что при работе здоровье сотрудника не подвергается опасности и поддерживается высокая работоспособность. Оптимальные условия труда – это те условия труда, при которых присутствует благоприятный микроклимат, наблюдается отсутствие вредных условий производственных работ, отсутствуют умственные и физические перегрузки и создается полная безопасность рабочего процесса.
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» работодатель может подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест, в отношении которых условия труда на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Подается ли на рабочее место учителя уточненная декларация в соответствии с ст.11 п.1 ФЗ-426 от 28.12.2013г. (ред. 01.05.2016 г.), если по результатам специальной оценки условий труда условия труда на рабочем месте учителя отнесены к 2 классу (допустимые)? При этом работа учителя включена в списки работ, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости (Постановление 781 от 29.10.2002 г.). Является ли ст.11 п.1 и ст.10 п.6 ФЗ-426 от 28.12.2013 (ред. 01.05.2016 г.) основанием для невозможности подачи декларации на рабочее место учителя? А также является ли основанием назначение страховой пенсии по старости в соответствии с гл.6 ст.30 ФЗ-400 от 28.12.2013 (ред. от 29.12.2015 г., с изменениями от 23.05.2016 г.) для невозможности подачи декларации?
Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ, размер надбавок к оплате труда сотрудников на вредных работах — 4% оклада, принятого для работы обычных работников. Если спецоценка обнаружила негативные трудовые условия труда и рабочему сократили длительность смены, изменять оклад в сторону уменьшения запрещено.
Сейчас частичная замена отпуска возможна, когда положенный по закону отпуск свыше 7 дней. Договоренность с работниками заблаговременно прописывают в доп. соглашении к трудовому контракту. Компенсационные выплаты рассчитывают согласно среднему заработку рабочего за год. Суммы компенсационных выплат подлежат обложению НДФЛ. Приказ №185 Министерства здравоохранения утверждает список должностей, относящихся к диапазону риска. Это занятые на:
3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;
2) степень 3 класса (3.2) – это уровни вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для этих факторов органов и систем), появлению начальных признаков либо легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);
Эксперт: К какому классу вредности относятся учителя
Для определения класса вредности, присутствующей на рабочем месте, создается комиссия, включающая экспертов лицензионных компаний. По результатам проверки и произведенных замеров устанавливается степень отклонения существующих показателей от установленных нормативов. Тем самым выносится заключение о присваивании рабочим условиям определенного класса опасности.
Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.
Если работодатель уклоняется от обязательной оценки, он может быть привлечен к ответственности по административному праву.
Формирование этих документов в части установления повышенных надбавок за труд во вредных условиях должно осуществляться с учетом финансово-экономического положения организации.
2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);
редный производственный фактор – это фактор трудового процесса или среды, воздействие которого на при определенных условиях на работника может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности. Опасный производственный фактор – фактор способный стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или летального исхода.
Если работодатель уклоняется от обязательной оценки, он может быть привлечен к ответственности по административному праву.
Формирование этих документов в части установления повышенных надбавок за труд во вредных условиях должно осуществляться с учетом финансово-экономического положения организации.
В связи с опасностью инфицирования, необходимостью взаимодействия с лицами, имеющими физические, психические отклонения, воздействием опасных веществ, излучений, условия труда медработников могут признаваться вредными. За вредность медицинскому работнику полагаются гарантии и компенсации.
Классификация опасных и вредных производственных факторов
Один и тот же опасный или вредный фактор по своей сути может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу.
- 1-ая степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, способные вызвать функциональные изменения, которые требуют длительного восстановления.
- 2-ая степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие производственным заболеваниям, появлению начальных признаков или легких форм профзаболеваний, возникающих после 15 и более лет работы в данных условиях;
- 3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести в период трудовой деятельности, росту хронической патологии, включая временную утрату трудоспособности;
- 4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний — значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Класс условий труда 3
- Сокращение числа рабочих часов. При сорока часах еженедельно для рабочих-«вредников» неделя уменьшена до 36 часов.Законодательно рабочим не запрещено работать больше, но эти часы учитываются как сверхурочные и оплачиваются по двойному тарифу. Законом запрещена сверхурочная работа, превышающая 120 часов за год.
- Кроме оплачиваемого отпуска, предоставляемого каждый год, законодательство «вредникам» обеспечивает дополнительные отпуска. Длительность допотпуска7 дней.
- Дополнительные выплаты за негативные факторы. 4% от тарифов работников, занимающих сходные рабочие места в благоприятной среде.Коллективный договор фиксирует решение о выплате повышенных надбавок.
- Пенсия сверх установленных сроков. Сверх сроков пенсию предоставляют, если:
- контакт с отрицательными факторами труда составляет 80% времени трудящегося;
- название должности не противоречит квалификационному справочнику;
- стаж на опасной работе — от 12 лет.
Сотрудники организуют осмотр своими силами, а компания на основе компенсирует расходы, согласно переданным чекам об оплате услуг.Если по заключению, выданному медкомиссией, у работника выявлены ограничения по труду на рабочем месте, его переводят. Если подобные позиции в штате отсутствуют, трудовой контракт расторгают.
Вредные условия труда: понятие 2, 3 и 4 степени и кто к ним относится
К таким последствиям относятся: обострение хронических заболеваний, возникновение новых заболеваний, негативные изменения в психике, полная или частичная потеря трудоспособности. Для того, чтобы работник четко представлял, с какими условиями труда ему предстоит иметь дело, и какие могут быть последствия, ввели специальную классификацию условий трудящихся по степени ее вредности.
- работает в неблагоприятных условиях, например, в условиях пониженной температуры воздуха;
- занят на предприятии, где имеет место вредное воздействие во время выполнения трудовой деятельности;
- выполняет работы особого характера;
- имеет ненормированный график работы.