Выявление и раскрытия преступлений

Правоохранительные органы

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Сведения о количестве уголовных дел, возбуждённых правоохранительными органами по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, содержатся в отчёте «Основные показатели работы прокурора» формы ПМ (код 556). Информация о количестве преступлений, выявленных прокурором, по которым возбуждены уголовные дела, содержится также в агрегированной базе данных о преступности информационного центра органа внутренних дел по субъекту Федерации (далее — ИЦ) (собирается на основании учёта кода 0125 реквизита 9 статкарточки формы N 1).

Исходя из сложившейся практики правоприменения под преступлением, совершённым в условиях неочевидности, следует понимать виновное, общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, в результате совершения которого органы предварительного расследования располагают информацией о событии преступления, но не располагают информацией о лице, его совершившем.

Еще до начала процесса осмотра он должен сориентироваться в обстановке; опросить потерпевших, очевидцев — что и когда здесь произошло; выяснить установочные данные либо приметы преступника; определить возможные места его нахождения или направления движения; при обнаружении преступника произвести его задержание; при выявлении круга подозреваемых доставить их в РОВД для проведения оперативной проверки.

  • информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес;
  • исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами;
  • производит следственные действия по поручению следователя.

Частная методика основывается на положениях общей методики. Она учитывает особенности выявления отдельных видов преступления, обусловленных следующими факторами: видом, способом, местом и временем совершения преступления, личностью подозреваемого, содержанием оперативной информации, источниками ее получения и т.п. Вместе с тем частная методика кроме достижения целей изобличения подозреваемого лица и возмещения причиненного преступлением ущерба предусматривает решение таких задач, как установление обстоятельств преступления; разработка мер оперативно-розыскного предупреждения преступлений; устранение социально-экономических и криминогенных факторов, способствующих воспроизводству преступности.

Необходимость методики проведения оперативно-розыскной деятельности предопределяется существованием в обществе организованной преступной среды, которая со всеми ее многообразными проявлениями выступает в качестве противоборствующей стороны в ОРД. Бессистемность выявления признаков преступления может привести к утрате оперативно-значимой информации и отрицательным последствиям. Совокупность методов, используемых для выявления преступлений, во многом определяется способом их совершения, закономерностью образования следов противоправной деятельности, характером первоначальной информации о подозреваемом лице и другими обстоятельствами.

Еще почитать --->  Как получить землю от минобороны, на основании постановления правительства 1369

Это дело так бы и осталось нераскрытым, если бы один из сотрудников правоохранительных органов не обнаружил на ветке дерева, растущего на месте преступления, царапину. Что обычно делают в таком случае? Царапина и царапина — ничего такого. Но сотрудник сфотографировал её, а также несколько бобов с дерева. После обыска машины Марка Богана несколько таких же бобов были найдены на её радиаторной решётке. Опять же, это не являлось доказательством, ведь подобные деревья растут по всему штату.

Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

Выявление и раскрытия преступлений

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступления, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственное(tm). После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Предварительное расследование осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости либо заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору либо прекращением дела.

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

2. Неотложные следственные действия, которые производят органы дознания в отношении уголовного дела, для которого обяза­тельно не собственно дознание, а именно предварительное следствие. Такие действия дознаватели производят в особых случаях: например, выявились новые обстоятельства дела, по ходу дознания обнаружилось новое преступление, не успел приехать следователь и т.д.

Обжалуя постановления о возобновлении расследования по делу в порядке ст. 125 УПК РФ, защитник подозреваемой в своих жалобах обращал внимание суда на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 27..12.2002 года № 300-О недопустимо многократное возобновление по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования) прекращенного уголовного дела. Данная правовая позиция была неоднократно подтверждена Конституционным Судом РФ (определение от 25.03.2004г. № 157-О, определение от 05.07.2005г. № 328-О, определение от 24.06.2008 г. № 358-О).

Еще почитать --->  Закон № 138-фз, вносящий особые дополнения в земельный кодекс рф и закон о содействии развитию жилищного строительства

На вопрос защитника подсудимого о том, кто уполномочил его таким образом распоряжаться бюджетными деньгами, выделенными на оперативно-розыскную деятельность, свидетель возмущенно ответил, что один из авторов данной статьи «не знает, как трудно раскрывать такие тяжкие преступления, как незаконный оборот наркотиков, а если бы знал, то подобных вопросов не задавал бы».

Выявление и раскрытие преступлений

Однако на практике многие инициативы приводят к противоположному исходу. Несмотря на то, что суд обязан быть беспристрастным и справедливым, в жизни зачастую решения принимаются в пользу власть имущих, более влиятельной стороны. Сотрудники полиции могут задержать невиновного и ограничивать свободу гражданина, подвергнув государственному принуждению до подтверждения или опровержения его вины в течение 48 часов или 15 суток.

В таких случаях вопрос выявления и раскрытия преступлений, которые могут быть вменены человеку, стоит особенно остро. Суд может иметь массу неприятных последствий: потерю деловой репутации, крупный денежный штраф или залог, арест имущества, тюремный срок. Лицо, которое полежит аресту, должно самостоятельно проявить активность в решении этого вопроса и обратиться за помощью к специалисту.

Выявление и раскрытия преступлений

По существу раскрытие преступлений представляет собой комплексный вид правоохранительной функции оперативно-розыскной деятельности, включающий в себя выявление, предупреждение, пресечение преступлений и обеспечивающий следствие необходимой доказательной базой. Последнее обстоятельство обусловливает целесообразность выделения раскрытия преступлений в качестве отдельного вида ОРД, так как подчеркивает, что оно в равной мере является задачей не только следствия, но и оперативных подразделений, осуществляется в результате совместной деятельности органов дознания и следствия, основанной на сочетании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Раскрытие преступления начинается с его выявления, то есть с получения достоверных оперативных данных, указывающих на факт подготовки или совершения преступления. После заведения уголовного дела, работа по раскрытию преступления проводится совместно оперативными и следственными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. При этом решение задачи раскрытия преступлений силами, средствами и методами ОРД обеспечивает получение оперативной информации, способствующей процессуальному доказыванию вины лиц, совершивших преступление.

По уголовным делам, расследование которых имеет оперативное сопровождение, необходимо учитывать: какие версии проверялись оперативным путем и к каким выводам пришли работники оперативных подразделений относительно состава совершенного преступления, виновного лица и т. д. С учетом этого по делу выдвигается одна общая следственная версия, однако следователь обязан детально изучить и проанализировать необходимые данные, критически оценить обоснованность оперативных выводов в отношении обстоятельств, подлежащих установлению. Не исключены случаи, когда и по данной категории уголовных дел выдвигается и проверяется несколько общих следственных версий. Это необходимо, если не удалось отработать все оперативные версии либо выявились существенные противоречия между данными, полученными процессуальным путем, и сведениями из оперативных источников.

Реальность плана — это его сбалансированность по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении количества действий, намеченных на данный промежуток времени. План должен быть напряженным, но нагрузка на следователя не может превышать его реальных возможностей. В противном случае план не будет средством четкой организации работы, часть мероприятий останется невыполненной — пострадает качество работы. А если будут намечены действия и сроки практически нереальные, то расследование с самого начала обречено на неудачу.

Еще почитать --->  Льготы ип участникам боевых действий

Тогда полиция проверила его детей и не обнаружила совпадений среди известных потомков. Ключевое слово здесь «известных». Дело в том, что Джузеппе славился своими похождениями до брака и в определённый момент заделал ребёнка, о котором даже не подозревал. Тогда полиция составила список из более чем 500 женщин, с которыми, как подтверждалось свидетелями и фактами, мог иметь связь Джузеппе.

В ноябре 2010 года в Италии пропала 13-летняя девочка Яра Гамбиразио. Спустя три месяца поисков её тело было обнаружено в поле. Для полиции было делом принципа найти убийцу невинного ребёнка, и они поставили себе задачу проверить, если потребуется, каждого человека по совпадению ДНК с материалом, найденным на теле жертвы.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством .

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Однако нередко факт совершения преступления скрывается (банковские махинации, неуплата налогов). В таких случаях для выявления преступления требуются особые действия, которые называются оперативно-розыскными. Они дают «материал» для возбуждения и дальнейшего расследования дела.

Организация выявления, расследования и предупреждения преступлений

Обоснованное мнение по данному вопросу высказано И.П. Можаевой и В.В. Степановым. Данные ученые полагают, что ст. 163 УПК РФ не дает основания делать вывод о наличии такого процессуального вида организации формы деятельности, как оперативно-следственная группа. Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, не является ключевым для признания процессуальной легитимности следственно-оперативной группы (СОГ). Оперативное сопровождение расследования осуществляется и тогда, когда расследование ведется одним следователем. Однако это не превращает данное сотрудничество в следственно-оперативную группу*(51).

Выбор той или иной формы организации криминалистической деятельности определяется конкретным анализом нужд и запросов следствия с учетом обстановки борьбы с преступностью, подготовленности кадров и иных условий. При выборе оптимальной формы организации расследования необходимо учитывать достижение определенных задач, таких как создание лучших условий для быстрого, полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений при наиболее оптимальной затрате сил и средств, а также обеспечение согласованности, упорядоченности и целенаправленности действий органов и лиц при решении стоящих перед ними задач. Выбор формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в каждом конкретном случае обусловлен совокупностью условий функционирования конкретного органа.