Как суды общей юрисдикции осуществляют защиту прав человека? Какие вопросы они рассмоиривабт

Как суды общей юрисдикции осуществляют защиту прав человека? Какие вопросы они рассмоиривабт

Кассация 1) обжалование и опротестование судебных постановлений (за исключением постановлений Верховного суда РФ) вступившего в законную силу 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Все граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционные права нарушены в действующих законах. Граждане, не достигшие 16 лет или недееспособные, не могут самостоятельно обратиться в такой суд. От их имени с жалобой должны обращаться законные представители.

Как суды общей юрисдикции осуществляют защиту прав человека? Какие вопросы они рассмоиривабт

В силу абзаца второго ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса. Таким образом, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, что заявленное требование в части подведомственно арбитражному суду, суду общей юрисдикции необходимо разрешить вопрос о возможности разделения заявленных требований и рассмотрения их в той части, которая подведомственна суду общей юрисдикции.

Арбитражному суду также подведомственны споры между сторонами, одна из которых находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон, а также споры с участием организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон.

Правоведение для чайников — 20

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если это дело рассматривают в первой инстанции, принцип примерно такой же – по месту произошедшего или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

В крупном городе может быть несколько районных судов. Например, в Новороссийске действуют три районных суда (Ленинский, Октябрьский и Приморский). В небольшом городе обычно один районный суд, который заодно обслуживает деревни и сёла вокруг этого города. Скажем, в городе Ейск (Краснодарский край) находится один Ейский районный суд. Он обслуживает как сам город, так и населённые пункты Ейского муниципального района (Александровку, Должанскую и др.). А иногда бывает, что небольшой город включает в свой состав все окрестные деревни и превращается в так называемый «городской округ». Тогда вместо районного будет равный ему по статусу городской суд (например, Анапский городской суд и Геленджикский городской суд). Но для простоты все эти суды я буду называть районными.

На основании Постановления Пленума ВАС от 18 августа 1992 г. N 12/12 в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Более детальное рассмотрение видов гражданского судопроизводства и производства дел в арбитражном суде формирует наиболее ясную картину с практической точки зрения. Так, если возник спор экономического характера и субъектом являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность или юридическое лицо, то дело будет подведомственно арбитражному суду.

  • иски военнослужащих и граждан, находящихся на военных сборах, по гражданским и административным делам;
  • дела о совершенных военнослужащими и гражданами, находящимися на военных сборах уголовных преступлениях и административных правонарушениях.

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

В частности, проверка законности и обоснованности принимаемых судами процессуальных актов осуществляется в порядке, установленном ГПК РФ, который предусматривает рассмотрение дел в судах кассационной и надзорной инстанций (а в ряде случаев – также в апелляционном порядке). Кроме того, в соответствии с правовой позицией, содержащейся в Постановлении КС РФ от 25 января 2001 г. № 1-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1070 ГК РФ, в случаях противоправного деяния судьи, не выраженного в судебном акте, заинтересованные лица не лишены возможности реализовать свое право на судебную защиту посредством предъявления иска на основании ст. 1070 ГК РФ о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, если вина судьи установлена судебным решением. Такой предложенный КС РФ «исключительный» механизм привлечения судей к ответственности за волокиту и унижение человеческого достоинства сограждан не получил практического подтверждения в связи с нереальностью его реализации и нейтрализации его действия за счет применения судами формулы «иной порядок». Поэтому существующий произвол в судах по времени и качеству рассмотрения дел будет продолжаться до тех пор, пока отсутствуют эффективные меры привлечения к ответственности нарушителей процессуального законодательства (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. № 44-О, от 22 апреля 2004 г. № 172-О и др.). Возвращаясь к применению судами термина «иной порядок», следует показать, как он «отстаивается» на всех стадиях общей системы судопроизводства. Так, на обращение с частной жалобой в Мосгорсуд об отказе в правосудии и на нарушение процессуальных прав заявителя в районном суде вынесено Определение от 30 ноября 2004 г. В этом Определении содержится отказ в удовлетворении этой жалобы, т. к. решение суда первой инстанции правомерно. И вновь дана ссылка на «иной порядок» (см. гражданское дело № 33-20281 Тверского суда г. Москвы). Причем суды общей юрисдикции игнорировали не только ст. ст. 24 и 29 Конституции РФ, но и общее право граждан на доступ к материалам их личного судебного дела, предусмотренное, например, в ч. 1 ст. 35 ГПК РФ. Тем не менее в Определении надзорной инстанции от 28 января 2005 г. содержится ссылка на то, что действия должностных лиц судебной системы обжалуются в «ином порядке». В чем заключается этот «иной порядок» суд, несмотря на содержащуюся просьбу в надзорной жалобе, не указывает (см. дело № 4г/4-160 Мосгорсуда). Более ярким, на мой взгляд, примером нарушения прав граждан в таких ситуациях служит вывод, содержащийся в Определении ВС РФ от 19 июня 2003 г. № КАС 03-231. На подобную же просьбу гражданина об указании иного порядка и органа, который рассматривает такие жалобы, дан следующий ответ: «Оснований для указания в Определении, в какой судебный орган следует обратиться, о чем имеется просьба в частной жалобе, в данном случае не имеется». Из решений судов следует, что случаев, где бы уточнялось понятие «иной порядок», на практике просто нет. Статья 4 Закона об обжаловании содержит такое дополнительное к ст. ст. 247 и 254 ГПК РФ уточнение, как порядок обжалования действия (бездействия, решения) нарушителя в вышестоящий орган. Из ч. 2 этой статьи следует, что такой орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Дальнейшее содержание этой статьи входит в противоречие с ч. 2 ст. 247 ГПК РФ. Так, в ч. 2 ст. 247 ГПК РФ специально оговорено, что обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. В ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Закона об обжаловании такое право гражданина выглядит как альтернативное право – либо сразу в суд, либо в вышестоящий над нарушителем орган. Но, если гражданин подал жалобу в вышестоящий орган, то возможность подачи жалобы в суд возникнет лишь после того, как вышестоящий орган откажет гражданину в удовлетворении жалобы или он не получит ответа в течение месяца со дня ее подачи. С этой же процедурой связаны в ст. 5 Закона об обжаловании сроки обращения с жалобой в суд – 3 месяца со дня обнаружения нарушения своего права или 1 месяц со дня получения или неполучения извещения об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом. Такой зависимости в п. 2 ст. 247 и п. 1 ст. 254 ГПК РФ нет, следовательно, данное условие Закона об обжаловании не действует. Что же касается месячного срока, то гражданин должен знать об иных своих правах в отношениях с любыми организациями и органами власти, так как действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. от 2 февраля 1988 г.). Согласно п. 9 этого Указа заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. И только в тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Еще почитать --->  Кто нибуть выигрывал в лотерею дома или квартиры

Требует специального разъ-яснения и ч. 3 ст. 4 Закона об обжаловании, содержащая положение о лицах, по заявлению которых могут возбуждаться гражданские дела в суде. Так, согласно ч. 3 ст. 4 Закона об обжаловании кроме гражданина, его представителя возможно возбуждение дела и уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива, к которым обратился гражданин за помощью в защите своих прав. А согласно ст. 254 ГПК РФ такой возможностью обладают гражданин, организация и, соответственно, их представители. Но, если следовать ч. 2 ст. 4 ГПК РФ, дело должно быть возбуждено в случае, предусмотренном федеральным законом, когда заявление подает лицо, выступающее от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица. Буквальное понимание этой нормы включает в число заявителей и лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 4 Закона об обжаловании. Следующее уточнение, достойное внимания, содержится в ч. 3 ст. 5 Закона об обжаловании, в которой дано разъяснение понятия «уважительная причина» пропуска срока подачи жалобы в суд в 3-месячный срок. В ней определено, что такой причиной, в числе иных, считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 этого Закона.

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юридических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в последнее время выступает распространение оскорбляющей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоинства человек должен представить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В данном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Еще почитать --->  Выплата за проживание в чернобыльской зоне 62,82

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Права человека

По оценкам Генеральной прокуратуры и Минюста России 30% (по другим оценкам две трети) законов, и других нормативных актов, принимаемых субъектами Российской Федерации, противоречат Конституции России и федеральному законодательству. Это не только ведет к нарушениям прав и свобод человека, затрудняет нормальное отправление правосудия, но и создает определенные сложности в применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Осуществлению правосудия в соответствии с законом препятствуют объективные факторы. Судебная система испытывает острый недостаток в кадрах, штатная численность судей федеральных судов общей юрисдикции меньше нормативной в 2,5 раза, работников аппаратов судов — в 3 раза. Отсутствует необходимое количество народных заседателей.

Каким образом осуществляется защита в судах общей юрисдикции

Что Вас конкретно интересует? Вопрос Ваш слишком общий. Если отвечать на него полностью, это займет в пределах 4-5 страниц в виде лекции. Защита прав подсудимого осуществляет адвокат. Подсудимый обращается к адвокату с просьбой защитить его интересу в суде в связи с привлечением его к уголовной ответственности. Заключает с ним соответствующее соглашение. До начала судебного заседания подсудимый подробно рассказывает о событии преступления, свое отношение к предъявленному обвинению. Защитник (адвокат) изучает материалы уголовного дела, после чего вновь встречается с подсудимым и вместе определяют общую позицию защиты. Задача защитника состоит в том, чтобы убедить суд с учетом имеющихся доказательств назначить ему минимальное наказание. Если вина подсудимого не доказана материалами уголовного дела, защитник обязан принять исчерпывающие, по возможности, меры для оправдания своего подзащитного.

В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию. Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего служебного положения (ех officio) и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже вопреки его желанию. Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может убыстрить расследование и наказание виновного, но если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготовляемом преступлении. Именно эту обязанность государственных органов имеет в виду ст. 52 Конституции РФ, когда она устанавливает: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». В этой норме ничего не говорится об инициативе граждан, в ней не упоминается об их праве на обращение в суд. Потому что она касается потерпевших от преступлений — наиболее опасных посягательств на интересы личности и переносит всю тяжесть заботы о таких людях на государство. Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизводства. Поскольку речь идет о праве на судебную защиту как субъективном праве потерпевшего, необходимо сказать о некоторых исключениях из принципа публичности, установленных законом тоже в интересах потерпевшего. Это касается дел так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены только при поступлении его жалобы. К делам частного обвинения относятся дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью, побоях, клевете, оскорблении. Жалоба потерпевшего в таких делах выражает его реакцию на совершенные в отношении него действия, и эту реакцию надо знать суду, когда он решает вопрос, есть ли в таких действиях (обычно имеющих бытовой характер) состав преступления. Уголовное судопроизводство по делам частно-публичного обвинения, к которым относятся главным образом дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств, тоже возбуждаются, в отступлении от принципа публичности, лишь при наличии жалобы потерпевшей, но в дальнейшем не могут быть прекращены за примирением сторон. Разумеется, это отступление продиктовано не малой общественной опасностью деяния, как в делах частного обвинения, а необходимостью оградить женщину от неизбежной огласки совершенного над ней насилия, если начнется судебный процесс. Итак, стержневым принципом уголовного судопроизводства является публичность. Разумеется, право на обращение в суд в сфере уголовного судопроизводства распространяется не только на потерпевшего, но и на обвиняемого. Но все-таки специфика уголовного процесса такова, что возбуждается он либо по инициативе органов уголовного преследования, либо по жалобе потерпевшего. Использование же права на судебную защиту обвиняемым происходит обычно не в стадии возбуждения уголовного дела, а на более поздних этапах уголовного процесса. В частности, обвиняемый может протестовать против прекращения дела следователем или прокурором и требовать направления его в суд для полной реабилитации. Обвиняемому предоставляется право в любом деле иметь защитника с момента предъявления обвинения. Больше того, право пользоваться помощью защитника имеет и подозреваемый, если он задержан или арестован. Сюда же можно отнести принцип очного, т.е. с участием обвиняемого, разбирательства дела, право обратиться за защитой к суду присяжных заседателей, а так же принцип презумпции невиновности:

Еще почитать --->  Как можно и где застроховать от несчасного случая заключенного

Рассматривая ситуацию, сложившуюся в Чечне, Конституционный Суд прекратил производство по неопубликованному Указу Президента РФ от 30 ноября 1994 г., который хотя и был отменен через 10 дней, но, в сущности, положил начало военным действиям па территории Чечни. Основанием такого решения послужил именно факт отмены Указа. Важный довод против решения Суда по Чечне прямо вытекает из ч. 3 ст. 43 Закона о Конституционном Суде. В ней говорится, что начатое Конституционным Судом производство не может быть прекращено, когда действием оспариваемого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Из этого положения следует, что Конституционный Суд не вправе был прекращать производство по Указу Президента от 30 ноября 1994 г. Заместитель Председателя Конституционного Суда в ходе рассмотрения этого дела отмечала, что Указ, фактически вводивший в Чечне чрезвычайное положение, не мог быть секретным и уже поэтому Суд должен был дать ему правовую оценку. К этому суждению необходимо добавить несколько соображений, прямо связанных с правами и свободами человека. Прежде всего, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Рассматриваемый Указ нарушил приведенную норму Конституции и в силу этого должен быть признан антиконституционным. К тому же в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвычайного положения многие основные права и свободы находятся под ее защитой. К ним, прежде всего, относятся право на жизнь, право на жилище, запрет пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения, а также уголовно-процессуальные гарантии, закрепленные в ст. 46-54 Конституции РФ.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

Но есть и противоположный взгляд. Сторонники его считают, что стремление точно выяснить виновность, наделение обвиняемого широким спектром прав на защиту, усиление гарантий этих прав — все это односторонний подход. На первый план, считают они, должен быть поставлен потерпевший, его права и их реализация.

Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт- Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правил о подсудности.

Если нормативный правовой акт признается недействующим, он не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда и должен быть приведен органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Такие решения направляются для публикации в официальные издания. О них можно прочитать в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

В кассационной инстанции по жалобам лиц проверяется соблюдение норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанции. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда.

В-третьих, наказание не должно сопровождаться действиями, унижающими достоинство личности или жестокостями. Кара за содеянное никак не должна быть местью, направленной лишь на удовлетворение потерпевшего. И тем более, наказание не может быть вынесено для острастки, с пресловутой формулировкой «чтобы неповадно было другим», или для нагнетания страха, или с прочими «назидательными» или «воспитательными» целями.

Суд уточнил, что в уголовных делах «разумный срок» начинает течь с момента, когда лицу предъявлено обвинение. И оно, это время, не совпадает с началом рассмотрения дела в суде. Что касается времени окончания, то в уголовных делах период, на который распространяется положение статьи 6 п. 1, охватывает все время прохождения дела, включая апелляционную процедуру.’ Европейский Суд констатировал по этому делу, что компетентные власти Германии не действовали с необходимой степенью старания и рациональности. Особо Суд отметил срок в три года, между предъявлением обвинения и начала суда, явно превышающий «разумные сроки» разбирательства дела. 2