Онлайн Радио С Точки Зрения Законодательства Об Авторскиих Правах

Обращение правообладателей — ответ на «Обращение Интернет-компаний об ответственности за пользовательский контент», опубликованное в 14 октября 2010 года[13]. В этом обращении Интернет-компании призывали правообладателей к сотрудничеству, предлагая им, в частности, направлять уведомления с указанием адреса размещения «пиратского» контента. В этом случае Интернет-компании готовы немедленно и конструктивно реагировать на незаконные действия своих пользователей. В обоснование такого решения Интернет-компании ссылаются на техническую невозможность самостоятельно отслеживать «пиратский» контент.

26 января 2011 года президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении на международном экономическом форуме в Давосе предложил странам «двадцатки» модернизировать авторские права и разработать новую международную конвенцию по защите авторских прав для цифровой среды, считая, что существующее в мире законодательство уже не соответствует требованиям эпохи «Всемирной паутины»: «Прежние принципы регулирования в сфере интеллектуальной собственности уже не работают, особенно в сети Интернет. Это грозит коллапсом всей системе авторских прав. Поэтому, на мой взгляд, уже на ближайшей «двадцатке» нужно поставить этот вопрос в повестку дня и предложить мировому сообществу новые решения, которые затем должны быть сформулированы в виде международных конвенций. Россия свои предложения сделает»[17].

Как защитить авторские права на цифровой контент

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Авторское право: как регулировать совместное творчество, охранять права в Интернете, патентовать ПО и составлять договоры

О некоторых особенностях использования объектов авторского права, в том числе в Интернете, специфике охраны программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта, а также о нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности рассказал преподаватель Российской школы частного права, ведущий юрист по интеллектуальной собственности «РОСНАНО», член рабочей группы по подготовке проекта части 4 Гражданского кодекса, к. ю. н. Виталий Калятин на состоявшемся семинаре компании «Гарант».

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Часто задаваемые вопросы: авторское право

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Еще почитать --->  Положена Ли Годовая Премия Сокращенным Сотрудникам

Фоновая музыка в магазинах

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

В ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

2. Думаю, что сейчас баланс интересов правообладателей и потребителей результатов интеллектуальной деятельности нарушен. Интересы правообладателей защищены лучше, учитываются на самом высоком уровне, они получают государственное внимание и поддержку. Частично это связано с тем, что от имени правообладателей выступают заслуженные деятели культуры и искусства. Интересы потребителей, напротив, отстаиваются слабо. Какого-либо серьезного объединения, способного корректно и юридически точно сформулировать интересы потребителей результатов интеллектуальной деятельности, в России сейчас нет. К тому же сейчас исключительное право понимается в первую очередь как источник дохода, инвестиций, и ограничение права обосновывается с экономической точки зрения. Подобная трактовка исключительного права очень узка и не отражает его сложной природы.

Правообладатели достаточно забавные участники гражданского оборота. По неизвестным причинам они полагают, что публичный порядок должен сконцентрировать свои усилия на защите их прав, что представляется сомнительным. Видится, что «ждать у моря погоды» – не самая подходящая методика поведения в данной ситуации. Возможно, правообладателям стоит сконцентрировать свои усилия на создании таких объектов авторских прав, копирование которых является бессмысленным или, хотя бы, не представляющим интереса. Ведь есть такие фильмы, которые имеет смысл смотреть только в кинотеатре. Возможно, было бы продуктивным разобраться в системе распределения авторских отчислений.

Об авторском праве на вебинары и тренинги

В связи с этим многих ведущих вебинаров и тренингов интересуют вопросы авторского права. Кто-то выложил запись вашего занятия в общий доступ, взял ваши материалы и опубликовал на их основе статью под своим именем или использует вашу презентацию в своих вебинарах и тренингах. Да, такое бывает. Нарушений здесь множество. Как же инфобизнесмену обезопасить продукты своего труда?
Что надо знать любому автору

Во-первых, поставьте знак копирайта. С помощью этого вы сможете четко обозначить, что у вебинара (тренинга) есть правообладатель, и кто он. Хорошо еще указать адрес электронной почты или скайп, чтобы те, кто хочет использовать ваши материалы законно, могли с вами об этом договориться.

С РАО может быть можно только в том случае, если правообладатели предоставили РАО такие полномочия (но в любом случае это будут только авторские права). Аккредитация РАО не распространяется на доведение до всеобщего сведения (именно это полномочие затрагивается при размещении в Интернете файлов или потокового контента, как в случае с онлайн радио). Однако в самом РАО есть позиция, что потоковые радиостанции в Интернете осуществляют не доведение до всеобщего сведения, а сообщение в эфир или по кабелю и что они тогда вправе выдавать разрешения на такие онлайн радиостанции. По крайней мере, такая позиция у них была. Позвоните им, уточните. А дальше уже сами оценивайте риски — «поверите» в позицию РАО, если они до сих пор ее придерживаются, или будете действовать через правообладателей.

Еще почитать --->  Чем занимается административное право какие отношения оно регулирует

Здравствуйте, хочу открыть свое интернет радио, подскажите как мне соблюдать правила авторского права, если я хочу добавлять музыку на свое радио на которых весит авторское право. Как мне с такими музыкантами заключить договор на использование композиции на моем радио, что для этого надо (какие документы)?

Часто задаваемые вопросы: авторское право

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Как защитить авторские права в интернете

Одним из самых известных судебных дел, связанных с цитированием, является спор сайта «Архи.ру» и блогера Ильи Варламова по поводу использования его фотографий (дело № А40-142345/2015). Спор дошел до Верховного Суда РФ, который отказал блогеру в удовлетворении требований на том основании, что фотографии использовались на сайте с соблюдением правил цитирования. В этом деле Верховный Суд впервые прямо указал, что цитировать можно не только текст, но и иные виды контента, включая фотографии. Среди прочего Суд отклонил довод блогера о том, что размещение на сайте ответчика рекламы свидетельствует о коммерческом характере использования спорных фотографий.

Иногда суды принимают распечатанные скриншоты с сайта нарушителя. Некоторые могут проверить утверждения истца, зайдя в интернет прямо в судебном заседании. Однако практика показывает, что рассчитывать на это не стоит. Скриншоты лишними не будут, но лучше все же провести осмотр сайта вместе с нотариусом.

Другой вопрос — что до мелких радио никому нет дела, да и технически едва ли реально все это контролировать. Правда, если Вы собираетесь делать более-менее крупный ресурс и раскручивать его — стоит задуматься. «Киркоровым и Биланам» до него не будет дела, но они ведь не сами занимаются защитой своих прав — для этого существуют РАО и прочие конторы, хлеб которых как раз и состоит в поиске нарушений авторских прав и взимании денег.

Вопрос касательно правового статуса интернет-радио уже длительное время обсуждается. Например, вот здесь (не реклама) сообщалось о том, что радио 101.ru собирается делать платежи в пользу Российского Авторского Общества, а здесь (не реклама) говорилось о том, что есть планы взимать плату со всех онлайн радио.

Авторское право в интернете

Список формируется на основе отчетов групп правообладателей. Они сообщили, что пользователи Telegram, используя в том числе публичные каналы, «обмениваются нелегальным контентом, в частности музыкой, книгами, новостными публикациями, фильмами и телепрограммами». Кроме того, подписчики делятся ссылками на другие сайты, которые размещают пиратский контент, полагают в Еврокомиссии.

Впервые на повестку дня было вынесено использование для борьбы с онлайн-пиратством технологии блокчейн, которая может найти применение для отслеживания несанкционированного использования аудиовизуальных произведений. Кроме того, Еврокомиссия выпустила новое руководство по интерпретации Директивы об усилении защиты прав интеллектуальной собственности IPRED от 2004 г. В частности, в руководстве даются рекомендации по отправке запросов на блокировку сайтов и освещается проблема фильтрации загруженной в сети информации.

Еще почитать --->  Федеральный закон № 138 был подписан 14 июня 2021 года согласно данному документу многодетные семьи получают право на получение земли под строительство на безвозмездной основе

Итак, покупку прав на хит девяностых вам не потянуть, а заказчик требует если и не оригинал, то хотя бы «похожее» Именно для таких случаев и существует т.н. безгонорарная музыка. Уважающая себя продакшн-студия приобретает библиотеки с этой музыкой непосредственно у владельцев-изготовителей, и все вопросы по авторским правам отпадают сами собой. Единственное, что передавать данные музыкальные произведения третьим лицам нельзя.

Музыка в радиорекламе. Ее вроде бы и не слышат, но она, как правило, есть в любом музыкальном, обычном и даже очень простом радиоролике. Недавний пример. Продакшн-студия ХХХ записала по заказу рекламного агентства YYY джингл туристической компании на известную песню 90-х годов, несколько изменив ее — заменив женский голос на мужской, и предложив такой вариант заказчику, что и было с радостью принято. По прошествии некоторого времени, когда разразился скандал и стало ясно, чем может грозить иск правообладательницы, выяснилось, что «туристы» даже не подозревали о таком “заимствовании”. И, уж конечно, никто не стал брать на себя ответственность, кивнув на изготовителей. Но, так как договор был только с рекламным агентством, то и крайним оказалось именно оно. Им ничего не оставалось делать, как уповать на снисхождение со стороны владелицы этой популярной песни.

Трансляция Радио в общественных местах

С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2014 N С01-817/2014 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.

Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).

Права на наиболее популярные в России и за рубежом музыкальные произведения содержатся в реестрах РАО и ВОИС, и их использование неминуемо создаст повод для претензий. Открытые реестры РАО и ВОИС размещены на их официальных сайтах (реестр РАО доступен по ссылке: http://rao.ru/information/reestry/, реестр ВОИС — по ссылке: http://rosvois.ru/reestr/). Между тем из положений закона и выводов судебной практики следует, что факт нахождения произведений в реестре этих организаций не исключает возможность уплаты вознаграждения напрямую правообладателям.

Закон исключает возможность повторного взыскания аккредитованной организацией вознаграждения с пользователя, выплатившего его по договору на спорные произведения с иной, независимой организацией, если вознаграждение, таким образом, было получено правообладателями (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2013 по делу № А58-2549/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 № 09АП-1500/2013ГК по делу № А40-71924/12-27-664).