Понятие Выявления Преступлений

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Выявление и расследование преступлений— виды правоохранительной деятельности, между которыми провес­ти четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступле­ние — значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственному нормативному правовому акту дела оперативного учёта заводятся органами внутренних дел для собирания и систематизации сведений, в том числе, направленных на обнаружение и разработку лиц, совершивших нераскрытые преступления.

В статье изучаются проблемы определения понятий «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемых при формировании официальной правовой статистики. На основе проведённого анализа вносится предложение о нормативном закреплении этих понятий.

Лекция 1

С одной стороны, преступление ничем не отличается от других поступков человека в том отношении, что представляет собой предметно-практическую, волевую и целенаправленную деятельность, вызывающую определенные изменения в реальной действительности в виде физического, естественного вреда. С другой – преступление обладает предметно-социальным качеством, поскольку его последствия всегда социально значимы: преступление всегда причиняет (или может причинить) различный по характеру вред – политический, материальный, моральный и общественный. Отрицательным свойством преступления, таким образом, является не просто причинение естественного вреда, а именно то, что этот вред соци­ально значим, он наносит ущерб обществу. И именно поэтому такое деяние получает в обществе отрицательную оценку. Но эту опасность нельзя понимать как причинение вреда только конкретным гражданам или организациям. Преступление опасно тем, что причиняет вред господствующим общественным отношениям.

О характере общественной опасности преступления можно судить, сравнивая его с преступлениями других видов, а о степени этой опасности – сравнивая с другими преступлениями этого же вида. Характер общественной опасности отражает качественное своеобразие преступления и определяется значимостью объекта преступного деяния, сущностью причиняемых им общественно опасных последствий. Степень же общественной опасности представляет собой количественную сторону вреда, причиняемого преступлением одного и того же характера и определяется величиной ущерба, спецификой способа совершения преступления, формой вины, содержанием мотива, цели и т.п.

Понятие Выявления Преступлений

На сегодняшний день в России практически все сферы жизнедеятельности человека подлежат правовому регулированию, в процессе которого законом устанавливаются те или иные нормы поведения, подлежащие исполнению всеми членами общества, причем за нарушение таких норм закон накладывает на лицо, совершившее такое нарушение, определенную ответственность. Самым серьезным нарушением закона сегодня в России является преступление.

  • Действие или бездействие, повлекшее преступное событие
  • Результат совершенного преступления, а именно – вредные последствия, нанесшие ущерб интересам и ценностям, охраняемым законом. Здесь важно отметить, что данный элемент объективной стороны преступления является одним из определяющих, поскольку именно характер и степень нанесенного ущерба определяют впоследствии не только тяжесть совершенного преступления, но и наступающую ответственность за такое преступление.
  • Наличие связи между совершенным преступным действием и наступившим ущерба от преступного действия.
    Важно: отсутствие причинно-следственной связи между преступным действием и имеющимся ущербом ставит под сомнение наличие в таком действии признаков состава преступления, а следовательно, и наличие самого преступления как такового.
  • Обстоятельства, подробно раскрывающие, где, как и с использованием каких средств или предметов было совершено преступление.
Еще почитать --->  Получу Ли Я Налоговый Вычет По Ипотеке Если Я Уволился В Этом Году

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Расследование – это деятель­ность особых органов по установлению события преступления, сбору доказательств виновности лица, его изобличению и розыску. Оно заканчивается составлением обвинитель­ного заключения, которое вместе со всеми материалами дела через надзирающего прокурора направляется в суд.

Подобная позиция не соответствует уголовно-процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое.

Деятельность судебного следователя носила самостоятельный характер. Только суд мог давать ему указания, проверить его дея­тельность, передавать производство следствия другому следовате­лю, приостанавливать и прекращать производство по делу. Жало­бы на действия следователя рассматривал суд. Отстранение его от должности допускалось лишь по причине предания суду. Во всем остальном вмешательство в расследование со стороны суда и про­курора ограничивалось.

24 ноября 1917 г. существовавшие в России органы расследо­вания вместе с судами и другими органами были упразднены. Од­нако жизнь показала невозможность разрешения дел о преступле­ниях без предварительного расследования. Прообразом следствен­ных органов стали следственные комиссии Военно-революционного комитета, создававшиеся при районных и городских Советах Мос­квы, Петрограда и других городов. Однако законодательно Декрет о суде № 1 закрепил, что впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично. Вместе с тем параллельно получило развитие и коллективное следствие. Так, следственные комиссии были образованы при Советах для расследования дел о контрреволюционных преступлениях. Позднее были созданы след­ственные комиссии окружных судов, которые производили следствие по делам о посягательстве на человеческую жизнь, тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме и других преступлениях.

Еще почитать --->  Организационно-Правовая Форма Дач

Глава VII

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направля­ет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовно­го дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. 3. Правовое положение следователя.

Понятие и признаки преступления

Та же социальна справедливость – это не месть, возмездие или требование ужесточения санкций, а справедливое «осуждение» (порицание) государством и обществом совершенного преступления, лица его совершившего. Да и исправление, предупреждение совершения новых преступлений возможно без наказания.

«Если попытаться в самой общей форме, – пишет он, – выразить те положения, которые связаны с установлением на основе социологического анализа предпосылок и факторов для принятия решения о введении уголовной ответственности, то, думается, необходимо разрешить комплекс задач. Мы можем сформулировать их в следующем виде: а) изучение распространенности конкретных действий и оценка типичности их как формы проявления антиобщественного поведения; б) установление динамики совершения указанных деяний с учетом причин и условий, их порождающих; в) определение причиняемого такими деяниями материального и морального ущерба; г) определение степени эффективности применявшихся мер борьбы с указанными деяниями как посредством права, так и посредством иных форм; д) установление наиболее типичных и опасных объективных и субъективных признаков деяний; е) оценка возможности правового определения признаков того или иного деяния как элементов состава преступления; ж) установление общих личностных признаков субъектов деяний; з) выявление общественного мнения различных социальных групп; и) определение возможностей системы уголовной юстиции в борьбе с определенными деяниями»[5].

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу.

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось.

Частные методики представляют собой систему методических рекомендаций , т.е. научно обоснованных и апробированных оперативно-розыскной практикой правил, типовых действий, советов относительно эффективного применения сил, средств и методов ОРД при выявлении конкретных видов (групп) преступлений. Методические рекомендации являются результатом творческого достижения науки, коллективного и личного опыта оперативных сотрудников, накопленного в процессе проведения ОРМ по отдельным видам преступлений. Частная методика ранее уже имела место в ОРД в виде различных методических рекомендаций, например по использованию результатов ОРД, проведению контролируемой поставки наркотических средств, выявлению фактов взяточничества в различных структурах и отраслях экономики и др. В настоящее время оперативно-розыскная методика рассматривается как относительно самостоятельное направление теории ОРД.

Еще почитать --->  Выдача социальных карт школьникам московская обдасть

Значение оперативно-розыскной характеристики при разработке методических рекомендаций по проведению ОРМ определяется необходимостью: а) наличия многосторонней информации о подготавливаемом или совершенном преступлении; б) знания особенностей конкретных видов преступлений; в) обеспечения условий для наиболее эффективного и специализированного применения негласных сил, средств и методов.

Выявление и расследование преступлений: понятие и значение

Введение
Выявление и расследование преступлений: понятие и значение
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности
Органы дознания: система, компетенция, полномочия
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному— разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего оперативно-розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Глава 15

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен руководителем следственного органа в установленном законом порядке.

Михайлов В.А. Глава 32. Общие условия предварительного расследования // Курск уголовного судопроизводства: Учеб.: В 3 т. / Под ред. В.А. Михайлова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. Т. 2: Досудебное и судебное производство. С. 33.

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой данными органами. Дознание производится дознавателями и следователями ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих министерств и ведомств.

Данная деятельность государства подразумевает обнаружение (установление, фиксацию, обозначение и т. д.) деяний в форме, действия или бездействия, содержащих все признаки, характеризующие его как преступление, а также проведение ряда мероприятий, благодаря кᴏᴛᴏᴩым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и тем самым способствовать разбирательству в суде уголовных дел.