Можно ли выемку делать без понятых

Статья 170

2. Участие понятых является важной гарантией удостоверения объективности получаемых доказательств. Поэтому понятые не участвуют в тех следственных действиях, которые основаны на субъективном методе расспроса (допрос, очная ставка, производство экспертизы). Понятые могут быть нужны в тех действиях, которые основаны на объективном методе наблюдения (например, осмотр, обыск, освидетельствование). Поэтому согласно ч. 2 ст. 170 УПК участие понятых целесообразно в освидетельствовании (ст. 179) и при получении образцов для сравнительного исследования (ст. 202). Кодекс признает обязательным присутствие понятых для удостоверения факта невозможности подписания протокола лицом, когда в следственном действии не участвуют его представители (ч. 3 ст. 167).

а) неотложность ситуации, т.е. реальная угроза утраты следов, сокрытия разыскиваемых лиц и имущества при промедлении с производством следственных действий (о неотложной ситуации см. ком. к ст. ст. 157, 165). Например, ночью в отдаленном от жилого массива месте следователь не может обеспечить участие понятых при осмотре. Однако если ситуация позволяет провести его на следующий день (через неделю), то без понятых проводить осмотр нельзя. Например, обвиняемый назвал конкретное место в лесу, где он спрятал похищенное. Надо подготовиться к выезду для осмотра этого места, в том числе пригласить с собой понятых. Отсутствие неотложной ситуации может позволить сначала устранить опасность для жизни и здоровья понятых, а затем провести следственное действие;

Данное условие может быть не выполнено при объективной невозможности применения технических средств (отсутствие технических средств в неотложной ситуации или неблагоприятные внешние условия: сильное электромагнитное излучение, проливной дождь и др.). В остальных случаях следователь должен заранее подготовить технические средства к фиксации следственного действия, проводимого без понятых. Поэтому отсутствие расходных материалов, аппаратуры не является уважительной причиной неприменения технических средств фиксации. Если следственное действие, указанное в ч. 1 ст. 170 УПК, проведено без понятых и без использования технических средств фиксации (когда объективно это было сделать вполне возможно), то его результаты должны быть признаны недопустимыми доказательствами (ч. 3 ст. 7).

2) производство следственного действия связано с конкретной опасностью для жизни и здоровья понятых. При этом опасность должна существовать уже до начала производства следственного действия, так как создание самим следователем опасности для здоровья прямо запрещено законом (ч. 4 ст. 164 УПК). Опасность должна быть не абстрактной (гололед на улице может привести к падению понятого во время осмотра), а конкретной (например, повышенный радиационный фон приводит к получению дозы облучения, опасность взрыва при осмотре пиротехнического объекта). Наличие опасности исключает участие понятых даже при их добровольном желании и готовности на это (в отличие от первого основания).

Статья 170

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

2) потребности участия понятых в следственных действиях, перечисленных в ч. 1.1 комментируемой статьи, которая определяется усмотрением следователя: арест имущества (115 УПК); осмотр (ст. 177 УПК); осмотр трупа, эксгумация трупа (ст. 178 УПК); следственный эксперимент (ст. 181 УПК); выемка (ст. 183 УПК, кроме выемки электронных носителей информации); осмотр, выемка и снятие копий с почтово-телеграфных отправлений (ч. 5 ст. 185 УПК); неучастие понятых в данных действиях должно сопровождаться применением технических средств фиксации хода и результатов следственного действия или записью о невозможности их применения;

Судом после получения жалобы не позднее чем через 5 суток в судебном заседании проводится проверка по доводам жалобы. В суд вызываются заявитель, его защитник и другие заинтересованные лица. По результатам рассмотрения жалобы судья принимает решение о ее обоснованности или необоснованности.

1. Необходимо ознакомится с документами, на основании которых производится обыск. Важно обратить внимание на основания производства обыска, время начала обыска, указание на должностное лицо, производящее обыск. Для надежности рекомендуется копировать постановление всеми возможными способами: переписывание, сканирование, фотографирование.

Проведение обыска

При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. ч.11 ст.182 УПК РФ

В определениях от 15 июля 2008 года N 502-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1659-О-О, от 17 июля 2014 года N 1788-О, от 25 февраля 2016 года N 259-О Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что часть одиннадцатая статьи 182 УПК Российской Федерации не может рассматриваться как позволяющая следователю произвольно отклонить ходатайство лица, в чьем жилище производится обыск, о допуске адвоката (защитника) для участия в таком следственном действии. Сформулированная позиция в равной мере распространяется и на владельца обыскиваемого нежилого помещения, в том числе на юридическое лицо. п.5 п. 4 Определение КС РФ от 14 января 2020 г. N 4-О по жалобе ООО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОКСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» на нарушение Конституционных прав и свобод п.3 ч.2 и ч.11 ст.182 УПК РФ

Просят стать понятой, что мне надо знать

  1. Несовершеннолетние.
  2. Участники уголовного судопроизводства и их родственники. Нельзя, например, в качестве понятого привлекать жену или брата человека, которого обыскивают.
  3. Сотрудники полиции или работники других силовых структур.
  4. Лица, заинтересованные в исходе дела.

Иногда недобросовестные сотрудники правоохранительных органов сознательно отказываются от видеофиксации и отдают предпочтение понятым. На видеозаписи всегда четко видно любое нарушение. Изменить или подделать видеозапись не так просто. А понятой может со временем забыть какие-то детали или расписаться в протоколе, который не читал или при оформлении которого не присутствовал.

Еще почитать --->  Если земля под территория общего пользования можно ли брать в аренду

Статья 170

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Статья 169

При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка, либо совершеннолетних членов его семьи. В случае невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно — эксплуатационной организации, исполнительного комитета поселкового или сельского Совета народных депутатов.
Выемки или обыски в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями, организациями, производятся в присутствии представителя данного предприятия, учреждения, организации.
Лицам, у которых производится выемка или обыск, понятым, представителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол.
(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 32, ст. 1153)
Комментарий к статье 169
1. Главные участники обыска и выемки — следователь или лицо, производящее дознание. Упомянутые следственные действия могут производить также начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 127.1) и прокурор (п. 5 ч. 1 ст. 211).
2. В помощь следователю для производства обыска или выемки могут быть привлечены сотрудники милиции. Они помогают следователю в розыске искомых объектов, обеспечении наблюдения за поведением обыскиваемого и членов его семьи, обеспечении сохранности обнаруженных объектов, предупреждении попыток уничтожения или перепрятывания разыскиваемых объектов и т.п.
3. При производстве обыска или выемки допускается участие специалиста (ч. 1 ст. 170, ч. 2 ст. 174).
4. Для оказания организационной или технической помощи могут быть привлечены представители общественности. Они не должны быть заинтересованы в деле.
5. При проведении выемки документов в организации необходимо участие лица, в ведении которого они находятся, или представителя администрации. При изъятии материальных ценностей необходимо присутствие материально ответственного лица.
6. Потерпевших, обвиняемых, подозреваемых целесообразно привлекать к участию в обыске или выемке, когда необходимо опознание искомых объектов.
7. О требованиях к лицам, вызываемым в качестве понятых, см. комментарий к ст. 135.
8. Поскольку лица, участвующие в качестве понятых при обыске или выемке, могут в будущем оказаться свидетелями, необходимо иметь в виду, что в качестве свидетеля не может допрашиваться лицо, которое в силу фактических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания (ч. 2 ст. 72). Поэтому таких лиц не следует привлекать в качестве понятых.
9. Фактические данные, полученные в результате обыска, проведенного в присутствии одного понятого и в отсутствие члена семьи, у которого производят обыск, не могут быть признаны доказательствами (Бюл. ВС РСФСР, 1981, N 11, с. 5 — 6).
Такая судебная практика соответствует современным требованиям, содержащимся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 69 УПК (см. комментарий к ст. 69).
10. Верховный Суд РФ считает незаконным проведение обыска в отсутствие лица, у которого он производится, если есть возможность обеспечить его присутствие. В связи с этим, проверяя законность и обоснованность приговора по делу К., Верховный Суд отметил, что согласно ч. ч. 2 и 4 ст. 169 органы предварительного следствия обязаны обеспечить присутствие лица, у которого производится обыск, разъяснить ему право делать заявления по поводу производства обыска, подлежащие занесению в протокол. При этом Верховный Суд расценил как нарушение закона тот факт, что органы следствия не обеспечили присутствие К. во время обыска, хотя имели такую возможность (Бюл. ВС РФ, 1997, N 2, с. 18).

В ходе осмотра места происшествия, протоколом ОМП у меня во дворе частного дома, сотрудники полиции изъяли, без понятых и без меня, моё законное охотничьё ружьё! Правомерны ли их действия? Ведь изъятие оружия производится с собственником и при понятых, и оформляется протоколом изъятия оружия. Применяется ли тут приказа 646 МВД?

Добрый день! Приложения 1 к Приказу МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия»Согласно п.п.3,4 Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации*(11);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(12);
Гражданским кодексом Российской Федерации*(13);
Трудовым кодексом Российской Федерации*(14);
Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»*(15);
Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»*(16);
Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране»*(17);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(18);
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(19);
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(20);
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»*(21);
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»*(22);
от 22 апреля 1997 г. N 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием»;
от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»*(24);
от 30 декабря 1999 г. N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»*(25);
от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»*(26);
от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»*(27);
от 26 января 2005 г. N 38 «Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи»*(28);
от 30 июня 2010 г. N 491 «Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания»*(29);
от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»*(30);
от 28 апреля 2015 г. N 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»*(31);
приказами МВД России:
от 12 апреля 1994 г. N 118 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом»*(32);
от 12 апреля 1999 г. N 288 «Об утверждении Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»*(33).
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предмет государственного контроля
Предметом государственного контроля является соблюдение физическими и юридическими лицами, имеющими во владении или (и) в пользовании оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны к оружию (боеприпасы) и составные части патронов*(34), установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России правил оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию*(35).
Согласно ст.ст.182,183 Уголовно-процессуального кодекса, основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Обыск производится на основании постановления следователя.
Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, — судебное решение, разрешающее его производство.
До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.
Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.
Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.
В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи.
Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
Таким образом, указанный Вами приказ не касается случаев выемки оружия в качестве вещественного доказательства в уголовном деле.

Еще почитать --->  Если не работает телевизионная антенна куда звонить в нижнем новгороде

Понятые: обязательное участие, кто не может быть понятым, ответственность

Вообще-то понятые как таковые бывают только в административном и уголовном производствах. В гражданско-процессуальном понятия «понятые» не существует. Итак, кто же такие понятые? Говоря простыми словами, это свидетели со стороны правоохранительных органов. Приходилось ли вам когда-либо что-то кому-то передавать, возвращать долг? И наверняка многие при этом говорили: «Вот смотри, при свидетелях отдаю!» Вот эти самые свидетели в вашем случае и являются понятыми, если можно так выразиться.

Следовательно, если вы откажетесь присутствовать в качестве понятого по приглашению работников полиции, либо потом откажетесь подписывать в качестве понятого протокол, то вам абсолютно ничего не будет за это. Но есть небольшой нюанс. Как правило, по делам о незаконном обороте наркотиков при их изъятии составляется протокол личного обыска. А при производстве личного обыска (ст. 184 УПК РФ), согласно ст. 170 УПК РФ, участие понятых обязательно и без всяких там «или»! Если личный обыск фиксируется на видеокамеру, то все равно присутствие понятых обязательно! Потом по делам такого характера следователь вызывает понятых и допрашивает их в качестве свидетелей по уголовному делу.

Статья 183

16. Выемке подлежат предметы и (или) документы, «имеющие значение для уголовного дела» (ч. 1 коммент. ст.). Словосочетание «имеющие значение для уголовного дела» означает, что изымаемые в ходе рассматриваемого следственного действия предметы и (или) документы должны быть носителями информации, характеризующей одно или несколько обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу.

34. Мотивировка вычленения данных самостоятельных охраняемых федеральным законом тайн нам представляется не вполне убедительной. Действительно, могут иметь место сведения, которые одновременно подпадают и под признаки, к примеру, «тайны персональных данных работника» и под признаки охраняемой законом «личной тайны». В этом случае выемка предметов (документов), содержащих такого рода информацию, осуществляется по судебному решению. Но если предмет (документ) содержит персональные данные работника, но в нем отсутствуют сведения, касающиеся перечисленных нами охраняемых федеральным законом тайн, производство его выемки по постановлению следователя (дознавателя и др.) представляется возможным. Также, думается, обстоят дела с «тайной архивов». Тайна же завещания — это подвид нотариальной тайны. В нотариальную тайну помимо тайны завещания входит также тайна совершения всех остальных нотариальных действий (ч. 3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Еще почитать --->  Выбиты передние зубы это какой вред здоровью

Что делать если у вас происходит выемка документов в ходе налоговой проверки

  1. при производстве осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и (или) предметов (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  2. при производстве выемки документов и (или) предметов у налогоплательщика (п. 3 ст. 94 НК РФ);
  3. при производстве ареста имущества (п. 7 ст. 77 НК РФ).

Участие понятых отражается в протоколе, который составляет налоговый орган при проведении соответствующего мероприятия (абз. 1 п. 5 ст. 98 НК РФ).

Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 24.08.2009 по делу N А13-5138/2008 не принял довод инспекции о том, что работник налогоплательщика может быть привлечен в качестве понятого. Таким образом, Суд установил осмотр фактически производился в присутствии только одного понятого, что является основанием для признания протокола осмотра ненадлежащим доказательством.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

Данное условие может быть не выполнено при объективной невозможности применения технических средств. Невозможность может быть связана с отсутствием технических средств в неотложной ситуации, или неблагоприятными внешними условиями (сильное электромагнитное излучение, проливной дождь и др.). В остальных случаях следователь должен за ранее подготовить технические средства к фиксации следственного действия, проводимого без понятых. Поэтому отсутствие расходных материалов, аппаратуры не является уважительной причиной неприменения технических средств фиксации.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьёй 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьёй 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

1. В случаях, предусмотренных статьёй 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184, 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.