Конституционное право и административное общее и различия

Административное и конституционное право

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоре­тические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Без анализа вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены, и усвоены. Трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право связаны с наукой административного права по отдельным вопросам. Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости административно-правовых институтов, образующих целостное единство научной отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы отрасли административного права, т. к. наука исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. Например, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из премьер–министра, его заместителей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692).

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Административное и конституционное право. Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования.

вертикальные отношения, или отношения организационного подчинения . Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в статье 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как федеральные законы (и иные федеральные правовые акты), так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; однако последние должны приниматься в соответствии с федеральными законами, в случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации действует федеральный закон (в том числе принятый позднее).

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.

Еще почитать --->  Оператор Очистных Сооружений Факторы Вредности

Вся закрепленная в Конституции РФ совокупность прав, свобод и обязанностей граждан составляет конституционно-правовой статус гражданина, который служит правовым фундаментом всех отраслевых правовых статусов граждан (трудового, гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового и всех других), в которых граждане выступают как участники трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и других отношений.

Субъектами административного права выступают физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), юридические лица (предприятия, учреждения, организации и общественные объединения), органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ), государственные служащие, органы местного самоуправления.

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия данной отрасли права используются оба термина: и конституционное право, и государственное право. Между ними нет принципиальной разницы — дело в традиции. В США, например, чаще используется термин «конституционное право», в Германии — «государственное право». В нашей стране после Октябрьской революции название «государственное право» было более распространённым из-за тотального огосударствления общественной жизни. В настоящее время большинство российских учёных-конституционалистов склоняется к термину «конституционное право», так как он подчёркивает главенствующее место Конституции Российской Федерации в системе источников конституционного права.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.
Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.
Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В
свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон.

Еще почитать --->  Ответственность Пристава При Нарушении 446 Гпк Изъятие Имущества Явяющегося Истрчником Дохода

Разграничение административного и других отраслей права

Во-первых, отрасли частного права, такие, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, водное, лесное, жилищное, в отличие от административного права не регулируют обществен­ные отношения, возникающие в процессе властной деятельно­сти государственных органов, органов местного самоуправления и соответствующих учреждений.

При решении вопроса о том, нормы какой отрасли права — гражданского или административного — необходимо применять при регулировании указанных отношений, следует исходить из того, какая именно сторона этих отношений подлежит регули­рованию. При регулировании вопросов, которые могут быть ре­шены участниками названных отношений посредством заклю­чения соглашения между ними, следует применять соответст­вующие нормы гражданского права, а при регулировании во­просов, решение которых находится в ведении государственных органов или органов местного самоуправления, необходимо ру­ководствоваться соответствующими нормами административно­го права.

Данная характеристика метода восходящего подчинения как метода правового регулирования имеет следующие последствия, проекции на право: к области государственного (или конституционного, как принято называть его сейчас) права будут относиться все правоотношения, связанные с восходящим подчинением: статус избирателей (выборщиков), право объединения в партии и иные общественные объединения, проведение выборов, функционирование представительного органа власти, процедура отзыва лиц, наделенных народом какими-то полномочиями, публично-правовая ответственность. Но дальше — формирование государственного аппарата, сколько министерств, будет ли правительство — это уже вопрос действия избранной власти, и она может избрать ту или иную форму своей самоорганизации, если народ не обусловил это при выборах. Эта область деятельности власти уже типично должна относиться к области административного права как к самоорганизации власти. Здесь господствует метод власти и подчинения, административно-правовой метод правового регулирования. Этот водораздел между административным и государственным правом при отсутствии представлений о методах правового регулирования сейчас очень размыт.

В общественной практике, однако, допускается много отступлений от единых принципов правотворчества и правоприменения. Нарушается «чистота» отраслевых рядов системы права и системы законодательства, с одной стороны, неумело находят соотношение между ними либо искусственно изолируют их — с другой. Множество внутренних противоречий разрывают целостную правовую ткань и снижают эффективность системного правового воздействия на общественные процессы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Конституционное право, первоначально и до сих пор, иначе именуемое государственным правом, уже исходя из названия, было отраслью охватывающей все властно-государственные отношения (совпадало со всем публичным правом)[4]. Но по мере усложнения публичного права из конституционного (государственного) права стали выделять в качестве самостоятельных специализированные отрасли права (законодательства). Ранее других появились отрасли уголовного и уголовно- и гражданско-процессуального права, что объяснимо их тщательным определением даже в абсолютистских государствах. Позднее, с ростом численности чиновничества, развивается правовое регулирование исполнительных органов власти, администрации, что приводит к выделению административного права, а с упорядочением бюджетных отношений – финансового. Возникает вопрос: что ныне является предметом именно конституционного (государственного) права в узком смысле слова?

Конституционное (государственное) право – это отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих властные отношения в области основ государственного строя и правового положения высших органов власти, человека и гражданина. Это, например, такие вопросы, как форма правления, федеративное устройство, деятельность законодательного органа, основные права человека. Заметим, основные права человека могут быть установлены конституционным правом, как в современной России и большинстве иных стран, но могут и отсутствовать, как было в прежние эпохи. Когда же они предусматриваются конституционным правом, то речь идет о них не как о предмете частного права, но именно как о признании государством взаимных прав и обязанностей, границ невмешательства в отношениях между властью и отдельным человеком. Стало быть, и в области прав человека конституционное право сохраняет свою публичную природу.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Еще почитать --->  Ответ На Постановление О Возбуждении Исполнительного Производства Образец

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

Административное правоКоллектив авторов, 2016

Разграничение норм конституционного права и административного права проводится в первую очередь по их субъектам: нормы конституционного права регулируют организацию и деятельность представительной, а нормы административного права — исполнительной власти. Это самый четко определенный критерий разграничения двух отраслей в условиях разделения властей при условии, что компетенция каждой из властей детально определена в Конституции и законах.

2. Административное право также тесно связано с гражданским правом. Это вызвано тем фактом, что нормы административного права регулируют все отношения, связанные с имуществом, а также правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления.

Таблица по мп

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

2. О принципах местного самоуправления в государствах-участниках содружества: Декларация (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых государств от 24 октября 1994 г.) // Ясюнас В.А. Местное самоуправление: комментарии, разъяснения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — С. 32 — 34.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.