Начисление транспортного налога в налоговом учете

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством. Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Использование автомобиля в деятельности, направленной на получение доходов, не предполагает его ежедневную эксплуатацию. Достаточно, чтобы деятельность организации подразумевала наличие ситуаций, в которых автомобиль необходим (перевозка грузов, пассажиров, служебные поездки сотрудников и т. п.). Поэтому если в течение какого-то времени автомобиль находится в простое, расходы в виде транспортного налога по этому автомобилю можно признать связанными с деятельностью, направленной на получение доходов.

Что касается связи расходов с деятельностью, направленной на получение доходов, то в отношении транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе, такая связь неочевидна. Сама по себе обязанность платить транспортный налог, предусмотренная статьей 357 Налогового кодекса РФ, эту связь не подтверждает.

Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Транспортный налог 2021: кто должен платить

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Еще почитать --->  Какие аыговора бывают в армии

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Начисление транспортного налога в рассматриваемой ситуации отражается записью по дебету счета учета затрат (счетов 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу», если организация осуществляет торговую деятельность) и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ). Налоговая база в отношении автомобилей определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Транспортный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Транспортный налог является региональным налогом (ст. 14 НК РФ). При этом нормы ст. 270 НК РФ не содержат запрета на учет сумм указанного налога при расчете налогооблагаемой прибыли.
Таким образом, организация в общем случае вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы транспортного налога, начисленные в установленном НК РФ порядке (дополнительно смотрите письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182, от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108, от 27.12.2010 N 03-03-06/2/221, от 04.06.2006 N 03-06-04-04/28).
Документальным подтверждением затрат в виде сумм начисленного транспортного налога будут являться первичные документы: справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо ФНС России от 09.06.2011 N ЕД-4-3/9163@)*(1).
Организация обязана уплачивать транспортный налог в том числе по неиспользуемым в деятельности транспортным средствам (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.10.2011 N 03-05-05-04/24, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30.09.2919 по делу N 33а-5973/2019, апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 22.08.2018 по делу N 33а-7685/2018).
Вместе с тем, как уже было отмечено, для учета в целях налогообложения прибыли затраты должны отвечать требованиям, установленным нормой п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, они должны быть осуществлены (понесены) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом то обстоятельство, что транспортное средство, в отношении которого был начислен и уплачен транспортный налог, может не использоваться в производственной деятельности (находиться в простое, сданным на хранение или передано в аренду и т.п.), еще не свидетельствует о том, что такое транспортное средство в целом не используется в хозяйственной деятельности, а значит, в деятельности, направленной на получение дохода*(2).
Однако факт списания транспортного средства с бухгалтерского учета, на наш взгляд, может явиться основанием для привлечения внимания контролирующих органов в части обоснованности отнесения затрат на уплату транспортного налога в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом свидетельствует постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15.12.2011 по делу N А66-5535/2011 (далее — Постановление).
Так, согласно Постановлению суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отнесения затрат по уплате транспортного налога за транспортные средства, уже принадлежащие другому собственнику в расходы при исчислении налога на прибыль (транспортные средства были переданы организацией в уставный капитал другой организации, но вместе с тем использовались первой в ее деятельности на правах аренды), указав, что несвоевременное снятие с учета транспортных средств создает ситуацию неопределенности и способствует уходу организации от налогообложения.
Но апелляционная инстанция, отменяя указанное решение, пришла к выводу о том, что обязанность заявителя по уплате транспортного налога в отношении все еще зарегистрированного на организацию транспорта в силу положений законодательства Российской Федерации лежит именно на этой организации независимо от того, чьей собственностью они в данный момент являются. При этом апелляционный суд указал, что налогоплательщик правомерно уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы транспортного налога, поскольку спорные транспортные средства используются организацией в хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, в качестве полученных по договору аренды.
То есть в данной ситуации, хотя и было принято окончательное решение пользу налогоплательщика, при том что транспортные средства были списаны с его баланса, суд учел обстоятельства в его пользу, при которых произведенные налогоплательщиком затраты по уплате транспортного налога были оправданны, поскольку были направлены на непосредственное осуществление реальной хозяйственной деятельности.
То есть исход судебного процесса зависит от обстоятельств конкретной ситуации, сложившейся у налогоплательщика.
Однако само по себе наличие приведенного судебного разбирательства свидетельствует о несогласии налогового органа в части обоснованности отнесения затрат на уплату транспортного налога в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в ситуации, когда транспортные средства были списаны с баланса организации.
Значит, в случае, если организация решит учитывать сумму транспортного налога в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, ей следует быть готовой к налоговому спору, исход которого будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Еще почитать --->  Доверенность заверенная нотариусом на продажу земельного участка

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организация решит учитывать сумму транспортного налога в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не исключено, что свою точку зрения ей придется отстаивать в судебном порядке.

Бухгалтерский учет транспортного налога

Так как обязанность по ведению бухгалтерского учета ложится только на организации, то вопрос о корректном отражении начисления и уплаты транспортного налога в бухучете встает только перед юридическими лицами. Физлица с образованием ИП налог по своим транспортным средствам уплачивать должны, но отражать эти сведения с помощью проводок в бухучете не требуется.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для учета транспортного налога на счете 68 необходимо открыть отдельный субсчет «Расчеты по транспортному налогу».