Гарантии земельных прав граждан и юридических лиц

Статья 15

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Защита прав граждан и юридических лиц на землю

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законные интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

Собственность на землю граждан и юридических лиц

При этом в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ определено, что права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и федеральными законами. Данные права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность. Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам. Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Согласно практике Управления Росреестра по Республике Тыва основными видами нарушений земельного законодательства являются: самовольное расширение границ земельного участка, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка в отсутствии предусмотренных прав, подтверждающие полномочия владения земельным участком; использование земельного участка не по целевому назначению; неиспользование земельного участка в указанных целях.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер административного штрафа зависит от вида нарушения, категории нарушителя, а также от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, в административном законе установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства — для граждан от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц от ста тысяч до семисот тысяч рублей.

  1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
  2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.
  1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
  2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Помимо этого, есть возможность восстановить прежнее положение дел. Законодательство четко регламентирует не только подобные нарушения, но и угрозу их появления. Устанавливают определенные случаи, являющиеся обязательными к рассмотрению в судебной инстанции:

Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды прав на земельные участки:
— собственность (ст. 15 ЗК РФ);
— аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ);
— право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23 ЗК РФ);
— безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24 ЗК РФ).

Исходя из различных видов прав на земельные участки в п. 3 ст. 5 ЗК РФ даны следующие понятия лиц, имеющих права на земельные участки.
Собственники земельных участков- лица, являющиеся собственниками земельных участков.
Землепользователи- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
Землевладельцы- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Арендаторы земельных участков- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Обладатели сервитута- лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Правообладатели земельных участков- собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Основными документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права или свидетельство о праве собственности на землю, если право возникло до 1998 года, и документ, на основании которого это свидетельство было выдано. Эти документы являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими.
К правоустанавливающим относятся документы, в соответствии с которыми земельный участок перешел во владение гражданина, например, постановление главы районной администрации о выделении земельного участка, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство или вступившее в законную силу решение суда.
К правоудостоверяющим документам относятся свидетельства, выдаваемые после 1998 года соответствующим (территориальным) учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельство о государственной регистрации права- это документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.
В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав:
— свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
— государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;
— свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15 июля 2016г. вместо свидетельства о государственной регистрации права выдается выписка из Единого государственного реестра прав, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию права.
Таким образом, с этой даты выписка является единственным документом, подтверждающим факт проведения такой регистрации и наличие в Едином государственном реестре прав указанных в ней сведений.
Вместе с тем на основании ч.7 ст. 21 названного Закона государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из Единого государственного реестра прав наравне со свидетельством о государственной регистрации.
Обратите внимание:членская книжка и книжка садовода не относятся к документам, которые могут подтвердить наличие какого-либо права на земельный участок, поэтому, если вы вдруг обнаружили, что кроме членской книжки у вас ничего нет, то, не откладывая в долгий ящик, оформляйте свое право на землю.
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Еще почитать --->  Могут ли быть привлечены к административной ответственности депутаты по статье 5 59

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

Глава 17

1. Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК до введения в действие Земельного кодекса, который подлежит принятию Государственной Думой. Гл.17 ГК вступает в силу одновременно с Земельным кодексом. Дата его вступления в силу будет датой вступления в силу гл.17 ГК.
Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991г., в своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК о земле.
ГК включил землю в число объектов гражданских прав (ст.129, 130, 164). Приостановление действия гл.17 ГК не прекращает гражданский оборот земли, поскольку земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п.3 ст.129). Гражданский оборот земли урегулирован второй частью ГК, федеральными законами и указами Президента РФ.
2. По Конституции (ст.9) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней. Если согласно прежнему гражданскому законодательству земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему ГК государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью (ст.214 ГК).
После приватизации сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной собственности, они стали собственностью бывших членов коллективов, вышедших из колхозов или совхозов, с выделением земельных долей, и работников сельскохозяйственных предприятий — на праве общей (совместной или долевой) собственности на землю (Указ Президента РФ от 27 декабря 1991г. No.323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» — Ведомости РСФСР, 1992, No.1, ст.53).
В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное (см. Закон РСФСР от 22 ноября 1990г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» — Ведомости РСФСР, 1990, No.26, ст.324), находится предоставленный или приобретенный земельный участок (ст.257, 258 ГК).
Граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения и иные объекты недвижимости в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, обслуживающие эти объекты недвижимости, за плату или бесплатно (Указ Президента РФ от 14 февраля 1996г. No.198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» — СЗ РФ, 1996, No.8, ст.740).
Размер и границы предоставляемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, определяются в соответствии с его назначением либо проектно-технической документацией. В том случае, если площадь предоставленного земельного участка меньше норматива либо размера, установленного проектно-технической документацией, то при наличии свободных земель она приводится в соответствие с этими нормативами.
В случае приобретения собственности на объект недвижимости несколькими собственниками за каждым из них закрепляется часть земельного участка, пропорциональная его доле собственности на объект недвижимости. При невозможности раздела земельного участка или при соглашении собственников недвижимости о создании общей собственности он может быть предоставлен им в общую собственность.
3. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства передаются гражданам в частную собственность в пределах среднерайонных норм бесплатно. Если земельный участок превышал установленный норматив, он оставался у землевладельца в пожизненном наследуемом владении или пользовании и у собственника было право выкупить участок в собственность по рыночной цене у местной администрации (Закон РФ от 23 декабря 1992г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» — Ведомости РФ, 1993, No.1, ст.26).
Указом Президента РФ от 7 марта 1996г. No.337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» вновь подтверждено, что за гражданами сохраняются земельные участки в полном размере, полученные до 1 января 1991г. и находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими в указанных выше целях либо для дачного строительства. Они по своему усмотрению решают, выкупать или не выкупать сверхнормативную площадь земельного участка. Указом Президента РФ запрещается обязывать землевладельцев выкупать его или брать в аренду (СЗ РФ, 1996, No.11, ст.1026).
4. Собственниками земельных участков в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий могут становиться юридические и физические лица. Если собственники ранее приватизированных зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не приобрели землю под ними, то они имеют приоритет перед другими претендентами (Указ Президента РФ от 16 мая 1997г. «О гарантиях собственника и объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков — СЗ РФ, 1997, No.20, ст.2240).
Каждому собственнику земельного участка выдаются документы, подтверждающие право собственности на землю. Ранее были утверждены их разные формы, имеющие одинаковую юридическую силу, — государственный акт, свидетельства на право собственности на землю, подлежащие регистрации в поземельной книге.
Названным Указом Президента РФ установлено, что в дальнейшем приватизация зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства будет осуществляться, как правило, вместе с земельными участками (соответствующей долей земельного участка), на которых они расположены. В этом случае приобретается земельный участок (его доля), ранее выделенный землепользователю на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды. Если же отсутствуют документы, подтверждающие названные права, земельный участок предоставляется в фактических границах, существовавших (существующих): под приватизированным предприятием — на дату утверждения плана приватизации; под зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства — на дату вступления в силу права собственности на объект недвижимости.
Есть особенности приватизации объектов незавершенного строительства. Право собственности на них может быть зарегистрировано в случае, если заявитель представит документы, подтверждающие приобретение незаконченного строительством объекта, право пользования земельным участком под строительство, разрешение на производство строительных работ, а также описание неоконченного строительством объекта.
Что касается приватизации придомового земельного участка, обслуживающего государственный или муниципальный жилищный фонд, где квартиры приватизируются их нанимателями и совместно с ними проживающими членами семьи и лицами, утратившими семейные связи с нанимателем, то Закон о приватизации жилищного фонда не предусматривал передачу в собственность граждан, приватизировавших квартиры, доли придомового земельного участка (ст.5), отсылая к нормам о пользовании земельным участком, содержащимся в Земельном кодексе.
По ст.37 Земельного кодекса переход права собственности на строение в целом влечет переход и права пожизненного наследуемого владения или права пользования земельными участками.
Следовательно, ни приватизиционный закон, ни тем более устаревший Земельный кодекс не решают прямо и недвусмысленно вопрос о праве собственности на долю придомового земельного участка собственника приватизированной квартиры. Разрешая иметь в собственности земельный участок для ведения жилищного строительства, Закон не решал проблему приобретения в собственность доли придомового земельного участка гражданам вместе с приватизацией жилого помещения.
ГК, перечисляя общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме, не назвал его в составе придомовый земельный участок (см. коммент. к ст.290). Он назван лишь Законом о товариществах собственников жилья (ст.1, 7), принятым во исполнение ГК (см. коммент. к ст.291).
Разграничивая понятия «кондоминиум» и «товарищество собственников жилья» (см. коммент. к ст.291), названный Закон предусмотрел право собственности на долю придомового земельного участка у каждого собственника помещения в кондоминиуме независимо от того, объединяются ли они в товарищество собственников жилья или нет. Таким образом, собственник помещения становится собственником доли придомового земельного участка в силу факта права собственности на помещение, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, будет ли собственником помещения юридическое лицо или гражданин или иные субъекты права собственности.
Распространив сферу действия на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, названный Федеральный закон (ст.4) решил вопрос о наделении в собственность земельными участками всех участников такого рода правоотношений.
Границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминиума, определяются действующими землеотводами. По действующему Земельному кодексу (ст.80) только жилищно-строительным и жилищным кооперативам выдавался документ, удостоверяющий право на землю. Земли под государственное жилищное строительство отводились управлениям (отделам) капитального строительства местной исполнительной власти как единому заказчику жилищного строительства города (области, края, республики) и предприятиям, учреждениям, организациям (ст.75 Земельного кодекса).
Поэтому по Закону о товариществах собственников жилья (ст.11) в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые дома и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, в нормативных размерах передаются в общую долевую собственность собственников помещений. Сверхнормативная территория, если она расположена в границах жилой группы или двора кондоминиума, может быть приобретена в собственность или получена в аренду в качестве самостоятельной единицы кондоминиума. Если собственники или товарищество собственников откажутся от приобретения в собственность или в аренду сверхнормативных территоррий, то они остаются в государственной или муниципальной собственности. Нормативная часть земельного участка передается бесплатно, сверхнормативная — продается.
Для вновь строящихся объектов в кондоминиуме размеры земельных участков определяются по градостроительным нормативам исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке, доступа ко всем частям имущественного комплекса (ст.10).
5. Указ Президента РФ от 27 октября 1993г. No.1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (СА РФ, 1993, No.44, ст.4191) предусмотрел право граждан и юридических лиц — собственников земельных участков продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую (совместную, долевую) собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).
Законом РФ от 23 декабря 1992г. предусмотрена нотариальная форма удостоверения договора купли-продажи (купчая) земельного участка. Утверждена форма типового договора.
Во второй части ГК (§7 гл.30) регулируются отношения продажи объектов недвижимости, в том числе и земли. ГК не предусматривает нотариальную форму удостоверения договора купли-продажи недвижимости.
Ст.552 ГК урегулировала права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на земле недвижимости, а ст.553 — права на недвижимость при продаже земельного участка. Урегулированы права на земельный участок при аренде зданий и сооружений и на случай его продажи (ст.652, 653 ГК). Правила купли-продажи применяются и к договору мены (гл.31 ГК). Рента обременяет земельный участок, переданный под ее выплату. К переданному по договору ренты за плату земельному участку применяются правила купли-продажи (ст.585, 586 ГК).
6. Указом Президента РФ от 28 февраля 1996г. No.293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (СЗ РФ, 1996, No.10, ст.880) предусмотрено, что залогодателем может быть не только собственник земельного участка, но и субъект права хозяйственного ведения, права которого зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Здания, жилые дома, сооружения могут быть предметом ипотеки только одновременно с ипотекой по тому же договору в отношении земельного участка, на котором находится это предприятие, здание, сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо залогом принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.
При предоставлении кредита на жилищное строительство об ипотеке может быть предусмотрено обеспечение обязательства квартирами, незавершенным строительством жилища вместе с заготовленными для него материалами и оборудованием, принадлежащими залогодателю. Право залога не распространяется на принадлежащее залогодателю право постоянного пользования земельным участком, на котором находится предприятие, здание или сооружение.
7. Основные отношения застройки земельного участка (ст.263 ГК) урегулированы Федеральным законом от 17 ноября 1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, No.47, ст.4473). Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов либо ненадлежащего использования земли (ст.279-286) также предусмотрен в гл.17. Но руководствоваться в этом случае следует Земельным кодексом и Указом Президента РФ от 27 октября 1993г. No.1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
8. Таким образом, недействующие нормы гл.17, регулирующей общие положения о праве собственности на землю, оказались восполненными другими нормами частей первой и второй ГК, федеральными законами и указами Президента РФ, обеспечивающими земельный оборот. Однако без гл.17 акты действующего законодательства не раскрывают содержания ряда земельных прав (пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного (бессрочного) пользования им, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), что создает практические трудности

Еще почитать --->  Льготы военнослужащему с ребёнком инвалидом

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ)

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Одной из важных гарантий права частной собственности выступа­ет право наследования. Право наследования обеспечивает гарантиро­ванный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Право наследования предполагает, с одной стороны, право на распоряжение своим имуще­ством со стороны наследодателя, а с другой стороны, право наследни­ков на принятие наследства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Реализация имущественных прав осуществляется на основе принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную само­стоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопу­стимость вмешательства в частные дела со стороны иных субъектов.

Такой вывод подтверждается фактами возмещение экологического ущерба, причиненного землевладельцам и землепользователям. Этот вред имеет свои особенности, определенные природоохранным законодательством. Она может иметь место в случае загрязнения земель, ухудшению их качества, нарушение естественного состояния конкретного земельного участка и т. п. . Земельно-правовая жаль не всегда экологической, например, вред, причиненный собственнику земли или землепользователю изъятием или выкупом земельного участка не является экологической ущербом. В таких случаях происходит ухудшение качества земельного участка.

Согласно п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда Украины решая споры о возмещении собственникам земли и землепользователям ущерба, причиненного самовольным занятием или загрязнением земельных участков и другими нарушениями земельного законодательства, суды должны исходить из того, что согласно ст. 156 ЗК и ст. 1166 ГК такой вред возмещается в полном объеме.

Еще почитать --->  Защитительная речь адвоката по уголовному делу при признании вины

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления г

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В настоящий момент отсутствует общепринятое понятие земельного спора. Так, В. М. Дикусар считал, что земельный спор — это «обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений».

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на участок. Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях:

  • признания судом недействительным акта исполнительного органа гос. власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на участок;
  • самовольного занятия земельного участка;
  • в иных предусмотренных ФЗми случаях.